При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 необходимо по возможности иллюстрировать все случаи данных действий на наглядном материале, организуя предметно-практическую деятельность самих обучающихся.
На первом этапе изучается сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд.
Указанный материал изучается в 3 классе, после изучения нумерации в пределах 100. На данном этапе обучающиеся изучают только устные вычислительные приемы (запись примера осуществляется в строчку, вычисления производят, начиная с высшего разряда – десятков).
Ввиду того что при оперировании числами в пределах 100 существует много случаев сложения и вычитания, заметно отличающихся друг от друга, обучающимся с интеллектуальными нарушениями трудно выработать обобщенный алгоритм по производству данных действий. При выполнении вычислений ими допускается большое количество ошибок, многие из которых являются специфическими. В связи с этим есть необходимость в пошаговости изучения случаев сложения и вычитания указанного вида. Новые случаи вычислений вводятся небольшими объемами, «шагами». Важно предусмотреть достаточное количество учебного времени для усвоения того или иного вычислительного приема.
Впервые обучающиеся начинают производить сложение и вычитание чисел в пределах 100 при изучении нумерации. Эти вычисления основаны на:
1) получении ряда круглых десятков путем присчитывания и отсчитывания по одному десятку;
30 + 10 50 – 10
2) понимании десятичного состава чисел в пределах 100 (получение двузначного числа из круглых десятков и единиц);
30 + 6 36 – 6 36 – 30
3) знания способов получения следующего и предыдущего числа в числовом ряду (путем присчитывания и отсчитывания единицы):
36 + 1 37 – 1
Дальнейшее изучение сложения и вычитания без перехода через разряд представлено в учебнике для 3 класса в логически выдержанной последовательности, «от простого к сложному», предусматривающей постепенное наращивание трудностей в проведении вычислительных операций с числами в пределах 100. Для лучшего осознания обучающимися каждого нового способа выполнения вычислений следует организовать их практическую работу со счетными палочками.
Рассмотрим последовательность предъявления отдельных случаев сложения и вычитания с кратким рассмотрением кавыков вычислительных приемов, формируемых у обучающихся (вычислительные приемы представлены математической записью под чертой у отдельных примеров или показаны с помощью подчеркивания разрядов чисел).
1. Сложение и вычитание круглых десятков.
20 + 30 = 50 50 – 20 = 30
2 дес. + 3 дес. = 5 дес. 5 дес. - 2 дес. = 3 дес.
2. Сложение и вычитание двузначных и однозначных чисел.
54 + 3 = 57 3 + 54 = 57 57 – 3 = 54
3. Сложение круглых десятков и двузначных чисел. 36 + 20 = 56 20 + 36 = 56
4. Вычитание круглых десятков из двузначных чисел. 56 – 20 = 36
5. Сложение и вычитание двузначных чисел.
45 + 23 = 68 45 – 23 = 22
45 + 20 = 65 45 – 20 = 25
65 + 3 = 68 25 – 3 = 22
6. Получение круглых десятков и сотни сложением двузначного числа с однозначным.
47 + 3 = 50 95 + 5 = 100
7. Получение круглых десятков и сотни сложением двух двузначных чисел.
47 + 23 = 70 47 + 53 = 100
47 + 20 = 67 47 + 50 = 97
67 + 3 = 70 97 + 3 = 100
8. Вычитание однозначных и двузначных чисел из круглых десятков и сотни.
50 – 2 = 48 50 – 32 = 18 100 – 43 = 57
50 – 30 = 20 100 – 40 = 60
20 – 2 = 18 60 – 3 = 57
В процессе закрепления вычислительных умений можно предлагать обучающимся следующие задания, которые будут способствовать развитию у них логического мышления и умения применять знания в новой ситуации.
«Допиши следующие четыре примера в каждом столбике. Выполни вычисления».
51 + 2 = … 37 + 3 = … 90 – 5 = …
51 + 3 = … 47 + 3 = … 90 – 15 = …
51 + 4 = … 57 + 3 = … 90 – 25 = …
… … …
«Раскрась карандашом зеленого цвета те листья, в которых результат действия равен 54» (на иллюстрации: контурный рисунок листьев, в каждый
лист вписан один пример; часть примеров имеют ответ 54, остальные примеры имеют иные ответы).
На втором этапе изучается сложение и вычитание в пределах 100 с переходом через разряд.
Указанный материал изучается в 4 классе. На данном этапе обучающиеся изучают устные вычислительные приемы (пример записывается в строчку, вычисления производят, начиная с высших разрядов
– десятков), и впервые знакомятся с алгоритмом выполнения письменных вычислений (пример записывается в столбик, вычисления выполняют, начиная с низшего разряда – единиц).
Чтобы сформировать у обучающихся приемы устных вычислений, важно познакомить их с этими приемами до того, как будут рассмотрены приемы письменного выполнения сложения и вычитания, и добиться прочного усвоения этого материала. В противном случае приемы устных вычислений, хоть и будут изучены, но не будут использоваться детьми при проведении вычислений с числами в пределах 100. Выявить это можно, предложив ребенку рассказать, как он выполнил вычисления (как решил пример). Если приемы устных вычислений не усвоены, то, рассказывая о способе решения примера, предложенного для устного выполнения, ребенок начнет воспроизводить алгоритм письменного выполнения сложения или вычитания (например, пример 26 + 17 решил так: к 6 прибавил 7, получил 13, 1 в уме; к
2 прибавил 1, получил 3, да еще 1 в уме, получится 4; всего получится 43). Объясняется это тем, что при таком способе выполнения вычислений ребенок производит сложение (или вычитание) в уже знакомых ему пределах
– в пределах 10 и 20, что для него проще. Соответственно, ему нет необходимости стараться усвоить новый вычислительный прием, что требует определенных усилий. В связи с этим в учебнике для 4 класса предусмотрено изучение сначала устных вычислений с переходом через разряд (в первой части учебника) и большое количество учебного времени для автоматизации
данных навыков; затем – письменных вычислений (во второй части учебника).
Система изучения сложения и вычитания в пределах 100 с переходом через разряд, представленная в учебнике для 4 класса, строго упорядочена и логически выдержана. Новые случаи вычислений вводятся с опорой на имеющиеся у детей знания, по аналогии с уже знакомыми детям способами выполнения вычислений. Последовательность изучения следующая:
1. Сложение с переходом через разряд (устные вычисления): а) сложение двузначного числа с однозначным;
8 + 5 = 13 18 + 5 = 23 38 + 5 = 43
10 20 40
8 + 2 + 3 = 13 18 + 2 + 3 = 23 38 + 2 + 3 = 43
б) сложение двузначных чисел.
26 + 15 = 41
26 + 10 + 5 = 41
2. Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления): а) вычитание однозначного числа из двузначного числа;
12 – 3 = 9 22 – 3 = 19 32 – 3 = 29
10 20 30
12 – 2 – 1 = 9 22 – 2 – 1 = 19 32 – 2 – 1 = 29
б) вычитание двузначных чисел.
53 – 24 = 29
53 – 20 – 4 = 29
3. Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления): а) сложение и вычитание без перехода через разряд;
б) сложение с переходом через разряд; в) вычитание с переходом через разряд.
При выполнении сложения и вычитания без перехода через разряд обучающиеся учатся записывать пример в столбик и изучают последовательность алгоритма письменного выполнения данных действий.
Случаи сложения и вычитания с переходом через разряд предъявляются детям в строго выдержанной логической системе, с постепенным наращиванием сложности.
Планируемые предметные результаты усвоения раздела «Сложение и вычитание в пределах 100».
Обучающиеся будут знать:
различие между устным и письменным сложением и вычитанием чисел в пределах 100;
Обучающиеся научатся:
выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода и с переходом через разряд.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» на конец обучения в младших классах (4 класс) в соответствии с Примерной АООП (вариант 1) по разделу
«Арифметические действия» (сложение и вычитание)
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Знание названий компонентов сложения, вычитания; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; знание и применение переместительного свойства сложения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания | Знание названий компонентов сложения, вычитания; понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; знание и применение переместительного свойства сложения; выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания |
чисел в пределах 100 | чисел в пределах 10. |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 310.