Изучение сложения и вычитания при организации образовательной деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью происходит совместно, по принципу «от простого – к сложному», «от частного – к общему», т. е. эмпирически. Задания расположены в строго выдержанной логической системе. Примеры предъявляются с нарастающей степенью трудности. Из двух действий наиболее трудным для обучающихся с интеллектуальными нарушениями является вычитание. В связи с этим рассмотрение отдельных новых случаев сложения и вычитания начинается с изучения вычислительных приемов по производству сложения, по мере овладения ими обучающимся предлагаются примеры на вычитание. В последующем оба действия сопоставляются, примеру на сложение следует противопоставить соответствующий пример на вычитание. Подобное
параллельное изучение данных действий должно помочь обучающимся лучше понять их взаимосвязь.
Отличительной особенностью методики формирования вычислительных навыков у обучающихся с легкой умственной отсталостью является наглядно-действенный характер обучения. Каждый новый случай выполнения вычислений с числами в пределах 20 и 100 рекомендуется иллюстрировать на наглядной основе (где это возможно), используя предметно-практическую деятельность самих детей.
Для формирования вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью требуется длительное время и многочисленные упражнения вычислительного характера. При знакомстве с новыми вычислительными приемами следует показать обучающимся лишь один способ выполнения вычислений, который для них наиболее доступен и универсален. Позже, по мере овладения данным способом вычислений, если в этом есть необходимость, можно показать обучающимся иной способ выполнения данных вычислений (особенно это касается выполнения устных вычислений в пределах 100). Одновременное знакомство обучающихся с легкой умственной отсталостью с несколькими способами выполнения вычислений, как это часто делается при обучении детей с нормальным интеллектуальным развитием, не приведет к желаемому результату. Как правило, школьники с интеллектуальными нарушениями в этих случаях не овладевают ни одним вычислительным приемом в должной мере, что проявляется в возникновении большого количества ошибок при выполнении сложения и вычитания.
Причинами возникновения ошибок при выполнении вычислений могут стать недостаточно усвоенные обучающимися знания по нумерации чисел. Поэтому, обучая детей сложению и вычитанию чисел, необходимо актуализировать знания детей по нумерации, особенно состав чисел 2–10 и состав двузначных чисел 11–18 из двух однозначных чисел, понимание
поместного значения цифр в двузначном числе (на каком месте в числе десятки, на каком – единицы).
Формированию вычислительных навыков у обучающихся с умственной отсталостью отводится достаточно много учебного времени, чтобы способ выполнения каждого нового случая был осознан и мог закрепиться при выполнении практических заданий. В связи с этим последовательность и продолжительность изучения отдельных случаев сложения и вычитания чисел в пределах 20 и 100, представленная в современных учебниках математики для 1–4 классов, предназначенных для обучения детей с легкой умственной отсталостью, следующая:
– первое полугодие 2 класса: изучение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток (учебник для 2 класса, часть 1);
– второе полугодие 2 класса: изучение сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через десяток (учебник для 2 класса, часть 2);
первое полугодие 3 класса: повторение, обобщение и систематизация сложения и вычитания чисел в пределах 20 с переходом через разряд; порядок действий в примерах со скобками (учебник для 3 класса, часть 1);
– второе полугодие 3 класса: изучение сложения и вычитания чисел в пределах 100 без перехода через разряд (устные вычисления); порядок выполнения действий первой и второй ступени (учебник для 3 класса, часть 2);
– первое полугодие 4 класса: изучение сложения и вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд (устные вычисления) (учебник для
4 класса, часть 1);
– второе полугодие 4 класса: изучение сложения и вычитания чисел в пределах 100 с переходом через разряд (письменные вычисления) (учебник для 4 класса, часть 2).
Рассмотрим более подробно специфику организации образовательного процесса по изучению сложения и вычитания чисел в пределах 20 и 100 обучающимися с легкой умственной отсталостью.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 269.