Изучение величин, единиц измерения и их соотношений
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание математического материала по изучению величин и единиц их измерения представлено в разделе «Единицы измерения и их соотношения» программы учебного предмета «Математика», содержащейся в Примерной АООП (вариант 1).

Ознакомление обучающихся, имеющих легкую умственную отсталость, с величинами и единицами их измерения (мерами) происходит параллельно с изучением чисел, полученных при счете предметов. Цель изучения данного раздела – расширение понятия числа, что важно для математического развития детей. У обучающихся сначала эмпирически, через их практическую деятельность, а затем и в теоретическом плане (начиная с

3 класса) формируется представление, что числа получаются не только в результате счета предметов, но и в результате измерения различных величин.

В младших классах происходит знакомство обучающихся со следующими величинами и их мерами:

стоимость (1 р., 1 к.);

длина (1 см, 1 дм, 1 м, 1 мм);

масса (1 кг);

емкость (1 л);

время (1 сут., 1 нед., 1 ч, 1 мин, 1 с, 1 мес., 1 год).

Задачи изучения данного раздела математики заключаются в формировании у обучающихся представлений о величинах и их мерах, конкретной наполняемости мер, их соотношениях; формируются навыки измерения величин, происходит развитие глазомера обучающихся; формируются навыки оперирования числами, полученными при измерении (умение их сравнивать и выполнять арифметические действия с ними).

Несмотря на то что данная тема по сравнению с другими темами математики имеет большую конкретность, тем не менее она является довольно трудной для обучающихся с умственной отсталостью. Нужно отметить, что данный материал имеет объективную сложность, вызывает


 

определенные трудности и у обучающихся с нормальным интеллектуальным развитием. Основная сложность заключается в том, что при оперировании числами надо учитывать и отвлеченное число, и наименование мер.

Обучающиеся с легкой умственной отсталостью затрудняются в запоминании названий величин, отдельных мер и их обозначений, плохо понимают конкретную наполняемость каждой меры, в результате чего происходит смешение как однородных мер (например, путают 1 см и 1 мм), так и разнородных мер (например, путают 1 кг и 1 л). Большое количество ошибок допускают при воспроизведении соотношения мер (типичные ошибки: 1 м = 10 см, 1 ч = 100 мин и т. п.), что говорит о недостаточном усвоении ими этого материала, а это негативно скажется в дальнейшем при преобразованиях чисел, полученных при измерении. Очень долго и с большими трудностями формируются измерительные навыки (например, измерение длины с помощью линейки), отмечается большая погрешность выполненных измерений. При выполнении сравнения чисел ориентируются в основном на отвлеченное число, не принимая во внимание наименование мер (типичные ошибки: 1 дм < 2 см, 10 см = 10 мм и т. п.).

Рассмотрим основные подходы к изучению величин, единиц измерения и их соотношений с учетом отмеченных трудностей усвоения данного материала обучающимися с интеллектуальными нарушениями, реализованные в современных УМК по математике.


Класс

По мере знакомства с числами первого десятка, в целях усиления практической направленности обучения и формирования у детей умений использовать полученные знания в жизненных ситуациях, происходит ознакомление обучающихся с монетами различного достоинства. Учитывая то, что в современных условиях такая мера стоимости, как копейка, практически утратила свое значение и сформировать у обучающихся конкретное представление о ней весьма трудно (ничего нельзя купить на 1 к.), детей первоначально знакомят лишь с понятием «рубль». По мере изучения


 

чисел 1–10 обучающихся знакомят последовательно с монетами достоинством 1 р., 2 р., 5 р., 10 р., формируя у них эмпирическое понятие рубля. Например, изучили число 1 – познакомили с монетой достоинством 1 р., изучили число 2 – познакомили с монетой достоинством 2 р., и т. д. Дети изучают, какой формы монеты, какая цифра на них написана, для чего используют такие монеты, учатся дифференцировать понятия «монета» и

«рубль». Например:

«Сколько монет на рисунке? Сколько рублей на рисунке?» (на иллюстрации: 2 монеты достоинством 1 р. и 2 р.).

С помощью монет достоинством 1 р. иллюстрируется состав числа из нескольких единиц («Сколько монет по одному рублю нужно взять, чтобы получить 6 рублей?»). Это делает данный математический материал более доступным для понимания детьми. Используются рубли и для закрепления вычислительных навыков (на этом этапе действия с рублями выполняются в наглядно-практическом плане, сопровождаются устными вычислениями, без записи примеров). Например:

«У Вани были такие монеты (на иллюстрации: 2 монеты – 5 р. и 1 р.). Мама дала ему еще такую монету (на иллюстрации: 1 монета – 1 р.). Сколько рублей стало у Вани?»

Лишь в конце 1 класса, при изучении темы «Меры стоимости» происходит теоретическое осмысление практического опыта, накопленного детьми в процессе обучения. Вводится понятие «стоимость». Рубль рассматривается как мера стоимости. На этом этапе дети узнают и о другой мере стоимости – копейке, знакомятся с монетой достоинством 10 к. Впервые вводится обозначение мер и запись чисел, полученных при измерении стоимости: 1 р., 2 р., 5 р., 10 к. и т. д. Обучающихся учат выполнять замену нескольких мелких монет одной монетой крупного достоинства («Чем заменить?») и наоборот, размен крупной монеты мелкими («Как разменять?»). Во второй половине 1 класса, после знакомства обучающихся с новой линией – отрезком (перед изучением числа 8), начинается  пропедевтическая


 

работа по введению меры длины – сантиметра. Подготовка к введению этой меры заключается в выработке у обучающихся понимания того, что длину предметов можно измерить, что для измерения длины нужна специальная мера. На данном этапе в качестве такой меры выступает произвольная мерка, которую дети должны сами изготовить (отрезать от полоски бумаги небольшой кусок). В учебнике для 1 класса дан подробный алгоритм проведения измерения длины отрезка с помощью мерки. Результатом подобных измерений должен стать ответ обучающихся на вопрос: «Чему равна длина отрезка в мерках?» Учителю следует систематически в дальнейшем включать в урок задания на выполнение детьми различных измерений (не только отрезков, но и длины реальных предметов) с помощью мерки, чтобы закрепить их навыки.

Ближе к концу обучения в 1 классе, после числа 9, изучается тема «Мера длины – сантиметр». Вводится понятие «сантиметр», дается сокращенная запись этой меры. Обучающиеся изготавливают мерку, равную 1 см (модель сантиметра), сравнивают ее с реальными предметами и с клеточками тетради, учатся измерять длину отрезка в новых мерах – сантиметрах. Обучающихся знакомят с прибором для измерения длины – линейкой, учат производить измерение длины отрезков с помощью линейки и записывать результат измерения в виде числа (например, 6 см). Происходит также обучение детей умению чертить отрезки определенной длины, используя для этого линейку. В учебнике даны подробные, пошаговые алгоритмы выполнения данных действий, которых следует придерживаться при формировании измерительных и чертежных навыков у обучающихся. Умственно отсталым первоклассникам, ввиду недостаточно развитой мелкой моторики рук, очень трудно дается усвоение данных навыков, требуются многочисленные упражнения и длительное время для формирования умений измерять длину отрезков и чертить отрезки нужной длины. Учитель, зная об этом, должен по возможности на каждом уроке математики предусматривать работу по


 

закреплению данных навыков у обучающихся. Подобная работа будет продолжена и на протяжении всего 2 класса, и в дальнейшем обучении.

В конце 1 класса предусмотрено изучение тем «Мера массы – килограмм» и «Мера емкости – литр». Обучающиеся впервые знакомятся с данными мерами, учатся их записывать, изучают конкретную наполняемость каждой меры (например, 1 кг – это пакет с мукой, равный 1 кг, 1 л – это количество воды в литровой банке), знакомятся с приборами по измерению массы и емкости (весы, мерная кружка). При изучении данных тем учителю следует организовать практическую деятельность самих обучающихся по определению массы и емкости предметов:

«Определите, что тяжелее: одна упаковка соли (1 кг) или 1 тетрадь? Как это можно определить?»

«В кастрюлю вмещается 3 л воды. Налейте в нее 1 л воды. Сколько еще литров воды надо налить в кастрюлю, чтобы она стала полной?» и т. п.

Время. При изучении чисел первого десятка продолжается работа по закреплению временных понятий, с которыми обучающиеся познакомились в пропедевтический период (вчера, сегодня, завтра, рано, поздно, утро, день, вечер, ночь и пр.). После изучения числа 7 уточняется понятие «сутки» и вводится понятие «неделя»: «Если прошло 7 суток, – это значит – прошла неделя. Запомни: неделя – это 7 суток». Изучаются названия дней недели, их очередность. Закрепление этого материала производится на всем протяжении дальнейшего обучения детей в 1 классе.

Планируемые предметные результаты освоения раздела «Единицы измерения и их соотношения» в 1 классе.

Обучающиеся будут знать:

– единицы (меры) стоимости, длины, массы, емкости: 1 к., 1 р., 1 см, 1 кг, 1 л;

– название, порядок дней недели, количество суток в неделе.

Обучающиеся научатся:

– узнавать монеты, заменять одни монеты другими;


 

– чертить отрезки заданной длины, измерять длину отрезка.

Обязательный планируемый предметный результат освоения раздела

«Единицы измерения и их соотношения» в 1 классе по минимальному уровню:

– замена одних монет другими в пределах 5 р., 10 р.;

– умение чертить и измерять отрезки с помощью учителя.





Класс

Во 2 классе продолжается работа по формированию у обучающихся навыков вычерчивания отрезков заданной длины и их измерения. Уже в самом начале 2 класса, после введения знака неравенства и обучения детей умению проводить сравнение чисел с использованием этого знака, расширяются их знания за счет выполнении операции сравнения на числах, полученных в результате измерения длины. Обучающихся учат не только измерять длину отрезка и записывать результат измерения в виде числа, но и сравнивать эти числа. Наглядной опорой при изучении этого материала являются сами отрезки, специальным образом расположенные на рисунках (уравнивание по левому краю). Например:

«Измерь длину каждого отрезка. Запиши и сравни полученные  числа.

Начерти отрезки такой же длины, как на рисунке».

Таким образом начинается работа по развитию глазомера обучающихся, что является одной из задач, которые должны быть реализованы при изучении раздела «Величины». Обучающимся предлагается на глаз сравнить отрезки по длине, а потом проверить себя, измерив длину отрезков с помощью линейки; на глаз найти на рисунке отрезки одинаковой длины, а потом опять же проверить себя с помощью линейки. Требование «проверь себя» нужно регулярно предъявлять обучающимся. Это важно не только для решения образовательных задач. У обучающихся с легкой умственной отсталостью значительно снижен самоконтроль. Поэтому, регулярно приучая их проверять правильность выполненных действий, учитель будет способствовать развитию у них самокритичности, что является  важным


 

направлением коррекционной работы и способствует формированию регулятивных учебных действий.

Одним из центральных понятий данного раздела во 2 классе является понятие дециметра как меры длины. Обучающиеся знакомятся с этим понятием сразу после изучения нумерации в пределах 20, где шла активная работа по формированию понятия «1 десяток». Изучение дециметра логически связано с понятием «1 десяток» (10 см = 1 дм), поэтому при формировании новых знаний следует опираться на имеющиеся у детей знания по нумерации чисел (например, при работе над соотношениями: 1 дм 2 см = 12 см, 13 см = 1 дм 3 см). Закрепление понятия «дециметр» будет проводиться на всем протяжении 2 класса.

Продолжается активная работа с мерами стоимости. Уже на этапе изучения нумерации чисел в пределах 20 и далее, при изучении сложения и вычитания, широко используются упражнения, где на основе оперирования монетами различного достоинства обучающиеся закрепляют свои знания по десятичному составу чисел, последовательности чисел в числовом ряду, вычислительным навыкам (примеры с мерами стоимости на данном этапе не составляются и не записываются).

«Сколько всего монет на рисунке? Сколько всего рублей? Запиши число в тетрадь» (на иллюстрации: фото пяти монет по 2 р. и одна монета 1 р.).

«Рассмотри рисунок. Сколько рублей было в кошельке? Сколько рублей взяли из кошелька? Сколько рублей осталось в кошельке?» (На иллюстрации: рисунок кошелька с надписью «20 р.». Справа от него знак «минус» и 4 монеты по 2 р.).

Практические навыки, важные для формирования у детей жизненных компетенций, вырабатываются и при выполнении таких упражнений, где требуется вычислить, сколько рублей стоит вся покупка, сколько рублей останется после совершения данной покупки, сколько рублей нужно получить сдачи и т. п. (первоначально вычисления производятся «в уме», без записи примеров).


 

В конце первой части учебника для2 класса рассматривается тема

«Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин». На данном этапе происходит обобщение практических умений детей выполнять вычисления с мерами стоимости. Если ранее эти действия они многократно выполняли в уме, то теперь учатся составлять, записывать и решать примеры на сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. Данное умение отрабатывается также при оперировании числами, полученными при измерении длины, массы, времени. Во втором полугодии 2 класса продолжается работа в этом направлении. Арифметические действия с числами, полученными при измерении величин, уже не обособляются в отдельный раздел, а тесно сопоставляются с выполнением сложения и вычитания чисел, полученных при счете предметов.

Время. В первом полугодии 2 класса продолжается работа по закреплению временных представлений и понятий, изученных ранее. В конце первого полугодия вводится понятие новой меры времени – час (1 ч). Обучающиеся знакомятся с прибором для измерения времени – часами, учатся определять время с точностью до одного часа («один час», «десять часов»). Для формирования этого навыка недостаточно тех упражнений на печатной основе, которые содержатся в учебнике и рабочей тетради. Нужно, чтобы учитель организовал практическую деятельность обучающихся с моделями часов не только по узнаванию и называнию уже установленного на циферблате времени, но и по установлению самими детьми указанного времени:

«Поставьте стрелки на часах так, чтобы часы показывали 3 ч. Как нужно расположить минутную стрелку? На какое число должна показывать часовая стрелка?»

Ближе к концу 2 класса расширяются умения обучающихся в отношении мер времени. Детей обучают определять время по часам с точностью до получаса. Впервые вводятся понятия «на 1 ч позже», «на 1 ч раньше», которые рассматриваются при решении задач.


 

Планируемые предметные результаты освоения раздела «Единицы измерения и их соотношения» во 2 классе:

Обучающиеся будут знать:

– единицу измерения (меру) длины: 1 дм; соотношение: 1 дм = 10 см;

– единицу измерения (меру) времени – 1 ч.

Обучающиеся научатся:

–сравнивать числа, полученные при измерении величин;

– выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток с числами, полученными при измерении одной мерой;

– определять время по часам с точностью до 1 часа.

 

 




Класс

К 3 классу обучающиеся уже знают различные величины и меры, у них накоплен определенный опыт оперирования числами, полученными при измерении величин. Поэтому в 3 классе возможно уже обобщать, дифференцировать и систематизировать имеющиеся у детей знания, что важно для их математического развития, а также является средством коррекции мыслительной деятельности. В начале 3 класса следует повторить и обобщить имеющиеся у детей знания в отношении величин и чисел, полученных при измерении. Для усиления мотивации при изучении данного материала можно использовать дидактические игры. Например:

Игра «Что это? Куда это?». В начале игры учитель вывешивает на доске таблички с названиями изученных обучающимися величин: стоимость, длина, масса, емкость, время; обучающиеся хором читают эти слова. Отдельно учитель подготавливает карточки с записью различных мер: 1 к.. 1 р.. 1 см,

1 дм, 1 кг, 1 л, 1 сут., 1 нед., 1 ч. Карточки перемешиваются, кладутся лицевой стороной вниз на стол (или складываются в какую-либо закрытую емкость). Учитель вызывает 1 ученика, предлагает ему взять 1 карточку (ученик предварительно не должен видеть, что записано на  карточке).


 

Учитель задает вопрос: «Что это?» Ученик должен прочитать записанную меру (например: «Это 1 дециметр»). Учитель задает второй вопрос: «Куда это?» Ученик должен прикрепить (поставить снизу) карточку к нужной величине (например, поставить карточку с 1 дм под словом «Длина»). Далее вызываются поочередно другие ученики, пока все карточки не закончатся. В конце игры следует обобщить, в каких мерах измеряется каждая величина.

На этом этапе обучающимся уже доступна дифференциация чисел на две группы: 1) числа, полученные при счете предметов; 2) числа, полученные при измерении величин. Усвоение этих понятий важно в плане математического развития обучающихся. Но так как формируемые понятия имеют высокую степень абстрактности, а мышление детей данного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения, еще достаточно конкретно, усвоение данного материала будет сопровождаться значительными трудностями. Потребуется большое количество упражнений и длительное время для усвоения обучающимися данной классификации. Поэтому учитель, познакомив детей с указанными группами чисел, должен в дальнейшем, на всем протяжении 3 класса, систематически предъявлять обучающимся следующие упражнения, где требуется дифференцировать числа:

«Прочитай все числа. Назови все числа, полученные при счете предметов. Запиши в тетрадь только те числа, которые получены при измерении величин».

3 р., 15 см, 8 л, 2 слона, 19, 5 кг, 1 дм, 4 мешка, 12, 7 сут.

«Разложите карточки, на которых записаны числа, в 2 столбика. Положите в левый столбик карточки с числами, полученными при счете предметов. Положите в правый столбик карточки с числами, полученными при измерении величин», и т. п.

Хорошим коррекционным упражнением, развивающим логическое мышление детей, будет упражнение на исключение «четвертого лишнего»:

«Какое число здесь лишнее? Почему?»

3 см, 5 кг, 7, 9 р.


 

Желательно также использование игр и занимательных упражнений, чтобы у детей была заинтересованность при выполнении данных упражнений. Например, можно использовать вышеописанную игру «Что это? Куда это?», несколько изменив ее: на доске разместить таблички «Числа, полученные при счете предметов» и «Числа, полученные при измерении величин», а в набор карточек с числами внести нужные изменения.

На всем протяжении 3 класса арифметические действия с числами, полученными при измерении величин, выполняются параллельно с действиями над числами, полученными при счете.

После изучения нумерации в пределах 100, во втором полугодии 3 класса, обучающиеся знакомятся с соотношением 1 р. = 100 к. Для усвоения этого соотношения нужно организовывать практическую деятельность детей по размену монет и замену мелких монет одной монетой крупного достоинства. Например:

«Сколько монет по 10 к. надо взять, чтобы получился 1 р.?»

«Как можно разменять 1 р. монетами по 50 к.?»

В 3 классе изучается новая мера длины – 1 м, и соотношения:

1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Для усвоения этих соотношений нужна практическая работа обучающихся по изготовлению модели метра и его делению по 1 дм и по 1 см. Позже обучающиеся знакомятся с числами, полученными при измерении двумя мерами (например, 10 р. 50 к., 2 м 15 см). Важно обучить детей записывать в тетради числа с полным набором знаков в мелких мерах: 20 р. 05 к. Это умение будет востребовано в дальнейшем, при выполнении преобразований чисел, полученных при измерении величин, а также при выполнении арифметических действий с ними.

Время. В первом полугодии 3 класса обучающиеся знакомятся с новыми мерами времени – годом, месяцем. Дается соотношение:

1 год = 12 мес. Сообщаются названия месяцев и их последовательность. Известно, что временные представления в силу своей специфики очень трудно формируются у всех обучающихся, в том числе с  умственной


 

отсталостью. Чем крупнее мера, тем сложнее ее осознать обучающимся. Поэтому усвоение понятия «месяц», а тем более понятия «год» будет весьма непростым для школьников с интеллектуальными нарушениями. Чтобы снизить эти трудности, в учебнике математики для 3 класса год разбивается на 4 времени года (сезона) – зиму, весну, лето, осень; последовательность месяцев вводится на первоначальном этапе небольшими группами, с разбивкой на сезоны. Времена года (сезоны) знакомы детям из их собственного жизненного опыта. Сезонные изменения в жизни природы и животных они изучали по другим учебным дисциплинам. В связи с этим изучаемый математический материал о месяцах и их последовательности получит необходимое «подкрепление» из других сфер жизни ребенка и будет более осмысленно усваиваться.

Во втором полугодии, когда обучающиеся уже знакомы с числами в пределах 100, им даются следующие соотношения мер времени: 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 30 (28, 29, 31) сут. Усвоение данного материала происходит при широком применении наглядных средств обучения с опорой на практическую деятельности детей, их жизненный опыт. Дети знакомятся с календарями разных видов (отрывным, табель-календарем), учатся по ним находить нужный месяц, нужную дату, определять порядок месяцев, и т. д.

Изучается новая мера времени – минута (1 мин.), соотношение: 1 ч = 60 мин. Происходит расширение умения обучающихся определять время по часам. На этом этапе они учатся определять время с точностью до 5 минут. Предварительно проводится подготовительная работа по определению, сколько минут прошло, если минутная стрелка прошла от числа 12 до каждого числа на циферблате:

– «Сколько минут прошло, если минутная стрелка прошла от числа 12 до числа 1?» (5 мин.);

– «Сколько минут прошло, если минутная стрелка прошла от числа 12 до числа 2?» (10 мин.) и т.д.


 

Образцы речевых высказываний, которыми должны овладеть обучающиеся при определении времени по часам, даны в учебнике.

Планируемые предметные результаты освоения раздела «Единицы измерения и их соотношения» в 3 классе.

Обучающиеся будут знать:

– единицу измерения (меру) длины: 1 м; соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см;

– количество копеек в 1 р. (соотношение: 1 р. = 100 к.);

– единицу измерения (меру) времени – 1 мин; соотношение 1 ч = 60 мин;

– названия месяцев; количество месяцев в 1 году; соотношение: 1 год = 12 мес.;

– последовательность месяцев, номера месяцев от начала года;

– соотношения мер времени: 1 сут. = 24 ч; 1 мес. = 30 (28, 29, 31) сут.

Обучающиеся научатся:

– различать числа, полученные при счете и измерении;

– записывать числа, полученные при измерении двумя мерами, с полным набором знаков в мелких мерах: 5 м 62 см, 3 м 03 см;

– определять количество суток в 1 мес., пользоваться различными календарями;

– определять время по часам с точностью до 5 мин (время прошедшее, будущее).

Обязательный планируемый предметный результат освоения раздела

«Единицы измерения и их соотношения» по минимальному уровню:

– уметь определять время по часам только одним способом;

– пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах, месяцев в году.





Класс.

В 4 классе происходит расширение представлений обучающихся с легкой умственной отсталостью о мерах длины, времени за счет введения новых мер.


 

Обучающиеся знакомятся с новой мерой длины – миллиметром (1 мм), и соотношением 1 см = 10 мм. При введении понятия о мере длины – миллиметре в учебнике математики для 4 класса используется проблемная ситуация:

«Рассмотри свою линейку. Надо определить ее длину, ширину, толщину. Выполни измерения, которые ты можешь выполнить. Какими мерами длины будешь пользоваться для этого? Какое измерение ты не смог сделать? Как ты думаешь, почему?»

После введения миллиметра как новой меры длины в учебнике предусмотрены практические задания, в которых требуется выполнить сначала измерения предметов в миллиметрах (например, измерить длину стороны одной клетки в тетради), позже – измерение длины отрезков.

При изучении миллиметра у обучающихся формируется новый навык – измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах. В учебнике дан подробный, пошаговый алгоритм выполнения данного измерения:

«Делай так:

1) сначала измерь длину отрезка в сантиметрах;

2) затем не отрывая линейки измерь в миллиметрах остаток отрезка, который меньше одного сантиметра».

Вводится запись числа, полученного при измерении двумя мерами: 7 см 3 мм. Обучающиеся подводятся к доступному для них обобщающему выводу:

«Сделай вывод: сначала нужно измерить длину отрезка в крупных мерах –

… , затем в мелких мерах – … .»

Представления о миллиметре достаточно трудно формируются у обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Требуется довольно много упражнений практического характера по измерению длины отрезков в сантиметрах и миллиметрах. В связи с этим первое знакомство детей с данным понятием происходит в самом начале учебного года, чтобы в дальнейшем было достаточно времени на его усвоение и выработку измерительных навыков. Задача учителя – организовать многократное


 

повторение данного материала на уроках математики, актуализацию понятия

«миллиметр», а также систематизировать знания обучающихся о мерах длины.

В 4 классе продолжается работа по формированию у обучающихся умения производить сравнение чисел, полученных при измерении величин одной и двумя мерами. Совершенствуются их навыки выполнять арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление) с числами, полученными при измерении одной мерой.

Время. На этом году обучения продолжается работа по обучению детей определять время по часам. Совершенствование этого навыка происходит за счет более точного измерения времени, чем на предыдущем этапе, – с точностью до 1 мин. Обучающиеся должны называть время тремя способами:

«Прошло 3 ч 27 мин», «без трех минут четыре часа», «двадцать две минуты девятого». Для обучающихся, которые осваивают АООП (вариант 1) по минимальному уровню, достаточно усвоения только первого способа называния времени по часам (сколько прошло часов и минут).

Новым материалом в отношении мер времени на этом этапе обучения будет ознакомление обучающихся с двойным обозначением времени. Дети научатся определять, сколько всего часов прошло от начала суток: 2 ч ночи – от начала суток прошло 2 ч; 2 ч дня – от начала суток прошло 14 ч. Для практического применения данных знаний в жизни ребенка, развития его социальной компетенции необходимо при изучении данного материала использовать часы с электронным циферблатом. Важно предусмотреть систематическое привлечение внимания детей к изображению времени на электронных часах, пониманию значения изображенных на электронном циферблате чисел (13:00 – это 1 ч дня; 13:30 – это половина второго) не только на уроках математики, но и во внеурочное время.

Большое внимание на завершающем этапе обучения в младших классах учитель должен уделить повторению, обобщению и систематизации имеющихся у детей знаний о мерах времени.


 

Планируемые предметные результаты освоения раздела «Единицы измерения и их соотношения» в 4 классе:

Обучающиеся будут знать:

– единицу измерения (меру) длины: 1 мм; соотношение: 1 см = 10 мм;

– двойное обозначение времени.

Обучающиеся научатся:

– измерять длину  в сантиметрах и миллиметрах, с записью  числа, полученного при измерении длины двумя мерами (7 см 5 мм);

– сравнивать числа, полученные при измерении величин двумя мерами;

– определять время по часам тремя способами с точностью до 1 мин;

– узнавать время, изображенное на циферблате электронных часов, называть его.

Обязательный планируемый предметный результат освоения раздела

«Единицы измерения и их соотношения» в 4 классе по минимальному уровню:

– определение времени по часам одним способом.

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» на конец обучения в младших классах (IV класс) в соответствии с Примерной АООП (вариант 1) по разделу «Единицы измерения и их соотношения»

Минимальный уровень Достаточный уровень
Знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при Знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; различение чисел, полученных при

счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами; пользование календарем для установления порядка месяцев в году, количества суток в месяцах; определение времени по часам (одним способом) счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала            года; умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; знание количества суток в месяцах; определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 мин




Дата: 2019-02-19, просмотров: 285.