Изучение умножения и деления в пределах 100 происходит в 4 классе, где заканчивается изучение всего табличного умножения и деления.
Содержание и последовательность изучения учебного материала по данному разделу в соответствии с учебником математики для 4 класса (авторы: Т. В. Алышева, И. М. Яковлева), выпускаемого издательством
«Просвещение», следующая:
– в первом полугодии 4-го класса (первая часть учебника для 4класса) повторяется умножение числа 2 и деление на 2; актуализируются изученные ранее случаи табличного умножения чисел 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 в пределах 20. Повторение тесно связано с введением новых случаев умножения и деления данных чисел, т. е. таблицы умножения чисел 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 составляются полностью;
– во втором полугодии 4 класса (вторая часть учебника для 4-го класса) актуализируются изученные ранее случаи табличного умножения числа 6 и деления на 6 в пределах 20; выводятся новые случаи умножения числа 6 и деления на 6, т. е. таблицы умножения числа 6 и деления на 6 составляются полностью. Впервые вводятся таблицы умножения чисел 7, 8, 9 и деления на 7, 8, 9. Рассматриваются случаи умножения 1 и на 1, деление на 1;
умножение 0 и на 0, деление 0 на число; умножения 10 и на 10, деление на 10.
Методика изучения новых случаев табличного умножения и деления в целом аналогична методике изучения табличного умножения и деления чисел в пределах 20, однако имеются некоторые отличия.
По-прежнему много внимания уделяется наглядной основе и счету равными числовыми группами. На данном этапе обучающиеся учатся считать в новых пределах, присчитывая и отсчитывая по 3, 4, 5, 6, и новыми числовыми группами, присчитывая и отсчитывая по 7, 8, 9.
Для того чтобы усвоение табличного умножения было осознанным, обучающимся периодически предлагается заменить сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот, заменить умножение сложением. Однако при изучении ряда новых случаев табличного умножения широко используется уже не присчитывание равных числовых групп, как это было в 3 классе, а переместительное свойство умножения. Например, новый случай
7 х 2 = 14 выводится из известного обучающимся 2 х 7 = 14. Таблицы деления на данном этапе обучения составляются с опорой на установленную взаимосвязь между действиями умножения и деления. Лишь в отношении обучающихся с умственной отсталостью, которые усваивают математические знания и умения по минимальному уровню овладения АООП (вариант 1), можно по-прежнему прибегать к практическому делению предметных совокупностей на равные части.
На данном этапе обучающиеся должны не только знать, но и использовать в своей речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления.
Овладение табличным умножением и делением достаточно трудно дается всем обучающимся, особенно детям с интеллектуальными нарушениями. Из-за большого объема информации, который нужно удерживать в памяти и актуализировать при необходимости, часто возникают ситуации, когда не удается вспомнить нужный случай табличного умножения. В связи с этим важно обучить школьников следующим приемам, которые помогут найти забытый табличный ответ.
1) Прием последовательного сложения одинаковых слагаемых. Например:
чтобы найти произведение 7 х 3, можно выполнить сложение:
7 + 7 + 7 = 21.
Данный прием можно использовать в начале изучения табличного умножения чисел 2, 3, 4, 5; удобно им пользоваться и при небольших значениях второго множителя.
2) Прием прибавления (присчитывания) к предыдущему результату или вычитания (отсчитывания) из предыдущего результата.
Например:
– чтобы найти 7 х 8, можно вспомнить 7 х 7 = 49, а затем к полученному результату прибавить 7 единиц: 49 + 7 = 56;
– чтобы найти 7 х 9, можно вспомнить 7 х 10 = 70, а затем из полученного результата вычесть 7 единиц: 70 – 7 = 63.
Этим приемом удобно пользоваться, когда второй множитель больше 5.
Приведем несколько упражнений, выполнение которых способствует выработке гибкости в применении таблиц.
– «Прочитай пример на умножение из таблицы умножения числа 2, в котором второй множитель равен 8. По данному примеру составь пример на деление на 2, запиши и прочитай его».
– «Найди таблицу умножения числа 4. Найди в этой таблице пример, произведение которого равно 24».
– «Найди в таблице умножения числа 6 примеры, произведение которых больше, чем число 40. Назови эти примеры (прочитай их по таблице умножения)».
– «Выбери и запиши в тетрадь числа, которые делятся на 3».
2, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 20, 24, 25, 27, 29, 30.
«Проверь себя: найди таблицу умножения числа 3. Есть ли в этой таблице эти числа?» и т.п.
В 4 классе происходит ознакомление обучающихся с умножением чисел 1, 0, 10 и на 1, 0, 10, а также с делением 0 и делением на 1, на 10. Обучающимся даются правила выполнения данных вычислений, которым они должны следовать.
С порядком действий в примерах, содержащих арифметические действия разной ступени (сложение или вычитание и умножение или деление) обучающиеся с легкой умственной отсталостью впервые знакомятся в конце 3о класса (вторая часть учебника математики для 3-го класса). При введении числовых выражений нового для детей вида используются приемы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся с умственной отсталостью, заставляющие их сравнивать, анализировать, делать выводы, что важно для решения коррекционных задач образования данной категории обучающихся. Приведем пример введения нового материала по теме
«Порядок действий в примерах».
«Рассмотри решение примеров. Есть ли в примерах скобки? Какое действие выполнили сначала в каждом примере, какое – потом?
10 12
5 х 2 + 3 = 13 6 х 2 – 2 = 10
6 4
5 + 2 х 3 = 11 6 – 2 х 2 = 2
Сделай вывод: если в примерах нет скобок, то сначала нужно выполнить умножение, затем – сложение или вычитание».
Аналогично рассматриваются случаи, когда пример содержит 2 действия, одно из которых – деление, а второе – сложение или вычитание. Обучающихся подводят к умозаключению о порядке выполнения действий в подобных примерах:
«Сделай вывод: если в примерах нет скобок, то сначала нужно выполнить деление, затем – сложение или вычитание».
Обобщая все рассмотренные случаи числовых выражений на порядок действий, выводится правило:
«Запомни: сначала нужно выполнить умножение или деление, потом сложение или вычитание».
Последующая система заданий предусматривает последовательное формирование у обучающихся умения решать примеры на порядок действий. Работа по данному направлению продолжается на всем протяжении 4 класса.
Планируемые предметные результаты освоения раздела «Умножение и деление в пределах 100».
Обучающиеся будут знать:
– таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;
– взаимосвязь умножения и деления;
– правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деления на 1, на 10;
– названия компонентов и результатов умножения, деления;
– порядок действий в примерах в два арифметических действия.
Обучающиеся научатся:
– использовать знание таблиц умножения чисел в пределах 100 для решения соответствующих примеров на деление.
– практически пользоваться переместительным свойством умножения;
– находить значение числового выражения в два арифметических действия.
Обязательный планируемый предметный результат усвоения раздела
«Умножение и деление в пределах 100» по минимальному уровню:
– знание таблиц умножения однозначных чисел до 5, умение пользоваться ими для нахождения частного;
– умение пользоваться таблицами умножения чисел 6–9 на печатной основе для нахождения произведения и частного.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» на конец обучения в младших классах (IV класс) в
соответствии с Примерной АООП (вариант 1) по разделу
«Арифметические действия» (умножение и деление)
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Знание названий компонентов умножения, деления; понимание смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части); знание таблиц умножения однозначных чисел до 5; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание и применение переместительного свойства умножения; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия. | Знание названий компонентов умножения, деления; понимание смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание и применение переместительного свойства умножения; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.