Умножение и деление чисел в пределах 100
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Изучение умножения и деления в пределах 100 происходит в 4 классе, где заканчивается изучение всего табличного умножения и деления.

Содержание и последовательность изучения учебного материала по данному разделу в соответствии с учебником математики для 4 класса (авторы: Т. В. Алышева, И. М. Яковлева), выпускаемого  издательством

«Просвещение», следующая:

– в первом полугодии 4-го класса (первая часть учебника для 4класса) повторяется умножение числа 2 и деление на 2; актуализируются изученные ранее случаи табличного умножения чисел 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 в пределах 20. Повторение тесно связано с введением новых случаев умножения и деления данных чисел, т. е. таблицы умножения чисел 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 составляются полностью;

– во втором полугодии 4 класса (вторая часть учебника для 4-го класса) актуализируются изученные ранее случаи табличного умножения числа 6 и деления на 6 в пределах 20; выводятся новые случаи умножения числа 6 и деления на 6, т. е. таблицы умножения числа 6 и деления на 6 составляются полностью. Впервые вводятся таблицы умножения чисел 7, 8, 9 и деления на 7,  8,  9.  Рассматриваются  случаи  умножения  1  и  на  1,  деление  на  1;

умножение 0 и на 0, деление 0 на число; умножения 10 и на 10, деление на 10.


 

Методика изучения новых случаев табличного умножения и деления в целом аналогична методике изучения табличного умножения и деления чисел в пределах 20, однако имеются некоторые отличия.

По-прежнему много внимания уделяется наглядной основе и счету равными числовыми группами. На данном этапе обучающиеся учатся считать в новых пределах, присчитывая и отсчитывая по 3, 4, 5, 6, и новыми числовыми группами, присчитывая и отсчитывая по 7, 8, 9.

Для того чтобы усвоение табличного умножения было осознанным, обучающимся периодически предлагается заменить сложение одинаковых слагаемых умножением и наоборот, заменить умножение сложением. Однако при изучении ряда новых случаев табличного умножения широко используется уже не присчитывание равных числовых групп, как это было в 3 классе, а переместительное свойство умножения. Например, новый  случай

7 х 2 = 14 выводится из известного обучающимся 2 х 7 = 14. Таблицы деления на данном этапе обучения составляются с опорой на установленную взаимосвязь между действиями умножения и деления. Лишь в отношении обучающихся с умственной отсталостью, которые усваивают математические знания и умения по минимальному уровню овладения АООП (вариант 1), можно по-прежнему прибегать к практическому делению предметных совокупностей на равные части.

На данном этапе обучающиеся должны не только знать, но и использовать в своей речи названия компонентов и результатов действий умножения и деления.

Овладение табличным умножением и делением достаточно трудно дается всем обучающимся, особенно детям с интеллектуальными нарушениями. Из-за большого объема информации, который нужно удерживать в памяти и актуализировать при необходимости, часто возникают ситуации, когда не удается вспомнить нужный случай табличного умножения. В связи с этим важно обучить школьников следующим приемам, которые помогут найти забытый табличный ответ.


 

1) Прием последовательного сложения одинаковых слагаемых. Например:

чтобы найти произведение 7 х 3, можно выполнить сложение:

7 + 7 + 7 = 21.

Данный прием можно использовать в начале изучения табличного умножения чисел 2, 3, 4, 5; удобно им пользоваться и при небольших значениях второго множителя.

2) Прием прибавления (присчитывания) к предыдущему результату или вычитания (отсчитывания) из предыдущего результата.

Например:

– чтобы найти 7 х 8, можно вспомнить 7 х 7 = 49, а затем к полученному результату прибавить 7 единиц: 49 + 7 = 56;

– чтобы найти 7 х 9, можно вспомнить 7 х 10 = 70, а затем из полученного результата вычесть 7 единиц: 70 – 7 = 63.

Этим приемом удобно пользоваться, когда второй множитель больше 5.

Приведем несколько упражнений, выполнение которых способствует выработке гибкости в применении таблиц.

– «Прочитай пример на умножение из таблицы умножения числа 2, в котором второй множитель равен 8. По данному примеру составь пример на деление на 2, запиши и прочитай его».

– «Найди таблицу умножения числа 4. Найди в этой таблице пример, произведение которого равно 24».

– «Найди в таблице умножения числа 6 примеры, произведение которых больше, чем число 40. Назови эти примеры (прочитай их по таблице умножения)».

– «Выбери и запиши в тетрадь числа, которые делятся на 3».

2, 6, 8, 9, 11, 13, 15, 20, 24, 25, 27, 29, 30.

«Проверь себя: найди таблицу умножения числа 3. Есть ли в этой таблице эти числа?» и т.п.


 

В 4 классе происходит ознакомление обучающихся с умножением чисел 1, 0, 10 и на 1, 0, 10, а также с делением 0 и делением на 1, на 10. Обучающимся даются правила выполнения данных вычислений, которым они должны следовать.

С порядком действий в примерах, содержащих арифметические действия разной ступени (сложение или вычитание и умножение или деление) обучающиеся с легкой умственной отсталостью впервые знакомятся в конце 3о класса (вторая часть учебника математики для 3-го класса). При введении числовых выражений нового для детей вида используются приемы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся с умственной отсталостью, заставляющие их сравнивать, анализировать, делать выводы, что важно для решения коррекционных задач образования данной категории обучающихся. Приведем пример введения нового материала по  теме

«Порядок действий в примерах».

«Рассмотри решение примеров. Есть ли в примерах скобки? Какое действие выполнили сначала в каждом примере, какое – потом?

10                                      12

5 х 2 + 3 = 13                    6 х 2 – 2 = 10

6                                       4

5 + 2 х 3 = 11                    6 – 2 х 2 = 2

Сделай вывод: если в примерах нет скобок, то сначала нужно выполнить умножение, затем – сложение или вычитание».

Аналогично рассматриваются случаи, когда пример содержит 2 действия, одно из которых – деление, а второе – сложение или вычитание. Обучающихся подводят к умозаключению о порядке выполнения действий в подобных примерах:

«Сделай вывод: если в примерах нет скобок, то сначала нужно выполнить деление, затем – сложение или вычитание».

Обобщая все рассмотренные случаи числовых выражений на порядок действий, выводится правило:


 

«Запомни: сначала нужно выполнить умножение или деление, потом сложение или вычитание».

Последующая система заданий предусматривает последовательное формирование у обучающихся умения решать примеры на порядок действий. Работа по данному направлению продолжается на всем протяжении 4 класса.

Планируемые предметные результаты освоения раздела «Умножение и деление в пределах 100».

Обучающиеся будут знать:

– таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10;

– взаимосвязь умножения и деления;

– правило умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деление 0 и деления на 1, на 10;

– названия компонентов и результатов умножения, деления;

– порядок действий в примерах в два арифметических действия.

Обучающиеся научатся:

– использовать знание таблиц умножения чисел в пределах 100 для решения соответствующих примеров на деление.

– практически пользоваться переместительным свойством умножения;

– находить значение числового выражения в два арифметических действия.

Обязательный планируемый предметный результат усвоения раздела

«Умножение и деление в пределах 100» по минимальному уровню:

– знание таблиц умножения однозначных чисел до 5, умение пользоваться ими для нахождения частного;

– умение пользоваться таблицами умножения чисел 6–9 на печатной основе для нахождения произведения и частного.

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области «Математика» на конец обучения в младших классах (IV класс) в


соответствии с Примерной АООП (вариант 1) по разделу

«Арифметические действия» (умножение и деление)

Минимальный уровень Достаточный уровень
Знание названий компонентов умножения, деления; понимание смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части); знание таблиц умножения однозначных чисел до 5; понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание и применение переместительного свойства умножения; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия. Знание названий компонентов умножения, деления; понимание смысла арифметических действий умножения и деления (на равные части и по содержанию); различение двух видов деления на уровне практических действий; знание способов чтения и записи каждого вида деления; знание таблицы умножения всех однозначных чисел и числа 10; правила умножения чисел 1 и 0, на 1 и 0, деления 0 и деления на 1, на 10; понимание     связи                       таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; знание и применение переместительного свойства умножения; знание порядка действий в примерах в два арифметических действия







Дата: 2019-02-19, просмотров: 290.