и отделений бюджет
(в руб.)
_____________________________________________________________________________________________
С.-Петербургское училище
ВУИМ 140 34 15 118000
Варшавский институт
Мин. Народного образования 223 46 21 72000
Арнольдо-Третьяковское
училище г. Москвы 175 42 25 73500
_____________________________________________________________________________________________
Тем не менее, очевидная динамичность и целенаправленность процесса, который в известной мере управлялся и координировался Попечительством государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых ВУИМ, позволяет говорить, что в скором времени Россия неминуемо пошла бы по европейскому пути создания государственных специальных учебных заведений. Наше предположение базируется на анализе тенденций прослеживающихся в российском обществе начала XX столетия. Число региональных отделений Попечительства стремительно росло, ширились ряды, состоящих в них активных членов, жертвователей на дело обучения неслышащих, появлялись школы нового типа, отвечающие духу либеральных реформ. Особого внимания заслуживает Мариинская Александровская школа (Екатеринославская губерния, 1903).
8.7.6. Необходимое дополнение. Новый тип учебного заведения для глухих –
Александровская школа-хутор.
Оригинальная модель учебного заведения школа – хутор возникла вблизи города Александровска[123] Екатеринославской губернии благодаря энергии и душевной щедрости небольшой группы подвижников. Школа-хутор (по сегодняшнему определению учебно-производственный комплекс) занимала одиннадцать гектаров подаренной и сорок гектаров арендуемой земли, где разместились учебный, спальный и медицинский корпуса, церковь, хозяйственный блок с пекарней, баней и прачечной. Школа обустроила большое учебно-подсобное хозяйство, куда входили сады, огороды с парниками, пасека, молочная и свиная фермы, опытные поля и даже сельскохозяйственная метеорологическая станция, а, кроме того, мастерские для обучения столярному, токарному, переплетному делу, вязанию и рукоделию.
Отчет учителя А.А. Мальцева . о состоянии сельского хозяйства читается как гимн свободному фермерству, опирающемуся на агрономическую науку. За сезон воспитанники-хуторяне под руководством педагогов собирали со своих земель около 10 т. озимой и 8,5 т. яровой пшеницы, 1,5 т. ячменя, выращивали арбузы, дыни, баклажаны, огурцы, капусту, зелень, обеспечивая себя и персонал хлебом, овощами и фруктами полностью. Имела школа и теплицу-оранжерею, что позволило организовать цветоводство, выращивать на продажу розы. Рациональное землепользование осуществлялось с помощью Харьковского Агрономического Бюро, с которым школа заключила договор. Для обработки земли, сбора урожая хуторяне располагали современным инвентарем и достаточным техническим парком.
Хозяйство держало много скота и птицы, до сотни свиней, 12 лошадей, столько же коров, обеспечивая себя полностью молоком и мясом. Ферма постоянно пополнялась животными элитных пород (коровы голландской и симментальской, свиньи йоркширской породы, плимутрокские и итальянские куры), вызывая зависть и интерес у окрестных хозяев.
Со временем в целях экономии средств на ремонт одежды и обуви, а также ради обучения воспитанников ремеслу школа пригласила профильных мастеров и придала им в помощь учащихся.
В 1908 году усилиями регионального Отдела Попечительства, при активной поддержке Уездного Земства, училище получило небольшой участок земли на побережье Черного моря в Евпатории и организовало там школу-санаторий на 30 мест.
Благодаря энергии, разумному ведению хозяйства, коммерческой жилке администрации и пожертвованиям жителей губернии, школа увеличила свой капитал, с трехсот рублей (1903), до 186000 рублей в Александровской школе и до 173000 рублей в Евпаторийской (по состоянию на начло 1908 года).
Активность и целеустремленность Александровского отдела Попечительства и коллектива учебного комплекса вызывает восхищение, тем более что рождение и становление школы пришлось на очень непростой отрезок времени в отечественной истории. «В 1904 г. началась война с Японией, в 1905 году пронеслись широкой волной народные волнения с забастовками и еврейскими погромами, каковые бедствия, естественно, прежде всего, самым пагубным образом отразились на благосостоянии всех благотворительных учреждений вообще. <…> В особенности тяжелым годом явился 1906 г. <…> Школа в Александровске была временно с июня по 15 сентября закрыта, деятельность Отдела приостановлена, и мало было вероятия на возрождение этого симпатичнейшего учреждения. Причиной явились последствия 1905 года», - отмечено в отчете отделения, представленного в Попечительство в 1908 году [61, С.6].
Столица почти не помогала школе-хутору, выделив ей первоначально пятитысячный кредит под процент, а затем, пообещав 80 тысяч, но не сдержав слова. Пытаясь выбиться из долгов Отдел устраивал лотереи, распродажи, дошло до того, что рабочие Екатеринославской губернии обратились к собратьям с воззванием отчислить от своих заработков средства в пользу школы. (Сумма отчислений составила 495 рублей). Весьма информативен финансовый отчет Отдела, его фрагмент включены в Таблицу 6.
Таблица 6
Отдельные статьи финансового отчета Александровского Отдела Попечительств
Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых (за 1907 г.) [61]
ПРИХОД | РАСХОД | ||||
№ | Статья дохода | Сумма в руб. | № | Статья расхода | Сумма в руб. |
1. | Членские взносы | 2469 | 1. | Канц. и почтовые расходы | 1780 |
2. | Пособия от городских, земских, волостных управ | 7600 | 2. | Расходы по содержанию школы | 29461 |
3. | Пожертвования | 8247 | 3. | Содержание мастерских и пасеки | 1372 |
4. | Кружечный и тарелочный сбор | 1423 | 4. | Устройство сада и питомника | 1275 |
5. | Приход по хозяйственным службам школы | 4249 | 5. | Устройство елки в 1907 г. (подарки детям) Устройство елки в 1908 г. | 366 134 |
6. | Уплата процентов по ссудам | 7914 | |||
7. | Ремонт зданий и инвентаря | 2783 | |||
6. 7. | Лотерея 1907 г. Лотерея 1908 г. | 56150 13359 | 8. | Организация лотереи 1907 г. Организация лотереи 1907 г. | 14679 2664 |
8. | Пожертвования на устройство 1907 г. 1908 г. | 484 100 | 9. | Уплата долгов | 54895 |
10 | Расходы на школу в Евпатории | 20697 | |||
БАЛАНС | 147006 | БАЛАНС | 147006 |
Внимательное знакомство с суммами, представленными в Таблице 6, убеждает, что школа выжила в трудные времена и продолжала крепнуть не только благодаря пожертвованиям филантропов, но и рачительному ведению хозяйства, грамотному использованию имеющейся недвижимости, земли, техники, а также труду учащихся и педагогов.
Итак, формальное хронологическое сопоставление развития сети учебных заведений для глухих на Западе и в России окажется явно не в пользу последней. В 1907 году в Российской империи действовало 61 заведение для глухонемых, в том числе 7 приютов. В 50 школах, училищах и 4 учреждениях смешанного типа (для призрения и обучения) насчитывалось чуть более двух тысяч двухсот учеников и примерно три с половиной сотни педагогов. Анализируя приведенные статические данные как реальный итог вековых (1806 – 1907 гг.) усилий соотечественников в деле организации обучения глухих детей доктор П. Якобий приходит к неутешительным выводам: «Положение дела образования глухонемых продолжает оставаться очень печальным. 2200 учащихся и призреваемых составляют едва 6% по отношению к числу глухонемых школьного возраста» [113, С.110]. И, правда, на фоне успехов за рубежом картина выглядела удручающей. К началу XX столетия ряд североевропейских стран – Нидерланды, Дания, Швеция, Норвегия, Бельгия, Германия – сумели охватить школьным обучением более 85% глухих детей проживающих на их территориях. На этом фоне российские 6% показатель мизерный, казалось бы, не только у современника событий доктора П.Якобий, но и у нас - потомков есть все основания для нелицеприятной критики пассивности властей.
Отказ от хронологического (линейного) подхода в сопоставлении реалий жизни российской и западной позволяет дать иной комментарий историческим фактам. Их размещение на шкале периодизации, включение в социально-культурный контекст позволяет утверждать, что и упомянутые европейские страны и Россия в конце XIX - начале XX веков пребывали в границах одного - третьего периода эволюции отношения государства и общества к людям с физическими и умственными недостатками. Как и Запад, Российская империя проходила первый этап строительства национальной системы специального образования для глухих детей. Правда, продвинутые страны Запада накануне мировой войны завершали третий и постепенно втягивались в четвертый период, двигаясь соответственно от первого ко второму этапу развития своих ССО. Но и Россия, повторим, уже вошла в общий поток и не была в нем аутсайдером. Отмеченные недостатки не являются свидетельством негативного отношения государства и общества к глухим, так как ни пол ребенка, ни его сословная, религиозная или национальная принадлежность не имели решающего значения при приеме в учебное заведение.
Политические и экономические реформы второй половины XIX века обеспечили динамику в развитии сети школ для глухих детей. Можно предположить, что при благополучном стечении обстоятельств Россия эволюционным путем в относительно короткий срок смогла бы войти в число стран, задающих тон в деле обучения глухих.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 254.