Для умственно отсталых детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

( I этап становления системы специального образования, 1908-1917 гг.)

 

Год откры-тия Тип учреждения Город Организатор
1906 Школа-интернат для умственно-отсталых детей (11 учеников) (частная)   Медико-педагоггический институт (частный) Петербург     Киев доктора А.Н.Владимирский и Л.Г.Оршанский О.И. и Е.И. Сикорские
1907 Городской приют для неуспевающих учащихся начальной школы (закрыт в 1909 г. из-за отсутствия средств) Петербург Петербургская городская Дума
1908 Вспомогательный класс (20 учениц) при Ольгинском Пятницком 3-м женском начальном училище (первый в России)   Санаторий-школа для дефективных детей (частный) Москва   Москва МГОУ* (по представлению попечительницы Е.С. Петуховой) доктор В.П.Кащенко
1909 Вспомогательный класс (15 учениц) при 1-м Смоленском женском начальном училище. Московское 1-е Смоленское женское начальное училище преобразуется во вспомогательное училище. (Первая в России вспомогательная школа). В нем, наряду с обычными классами, действуют «повторительные» классы для малоуспешных, и один вспомогательный – для умственно отсталых девочек.   Вспомогательная школа-интернат (частная)   Учебное заведение с пансионом для отсталых детей (частное) Москва     Н.Новгород     Москва МГОУ     доктор Г.Я.Трошин     г-жа Соколова
1910 Вспомогательный класс при Ольгинском Пятницком 3-м женском начальном училище (второй после открытого в 1908 г.) Москва     МГОУ
1911/12 уч.г. В Москве действует 17 вспомогательных классов (260 учащихся), из которых 10 классов объединены в 3 вспомогательных училища Москва МГОУ
1912 Вспомогательная школа при Психоневроло-гическом институте (закрыта в 1915 г.) Петербург Профессор  А.Ф. Лазурский
1911 Вспомогательный класс при городском Пушкинском училище Харьков Харьковское ГОУ**
1913 Дошкольное отделение при Смоленском вспомогательном училище   Школа-интернат (20 учащихся) доктора Трошина Г.Я. получает официальный статус Москва     Н.Новгород МГОУ     Новгородское ГОУ
1915 Вспомогательная школа-пансион (частная) Петербург доктор А.Н.Граборов
1916 В Москве действует 11 вспомогательных школ (42 класса) и 9 вспомогательных классов при обычных школах. Всего - 796 учащихся. Москва МГОУ
  Вспомогательная школа Вологда Е.А.Мальцева
  Институт детской психологии и невропатологии Москва профессор Г.И.Россолимо
  Вспомогательная школа-пансион А.Н. Граборова переходит в ведение Психоневрологической Академии Петербург руководитель – профессор В.М.Бехтерев

· МГОУ - Московское Городское Общественное Управление. Право, позволяющее реально руководить сложным городским хозяйством, МГОУ получило лишь с принятием «Городового положения» (1862).

· **ГОУ – Городское Общественное Управление.

 

Знакомясь с данными, представленными в Таблице 11, нетрудно заметить, что на протяжении десятилетия классы и школы для умственно отсталых детей открывались стараниями частных лиц либо городских самоуправлений (ГОУ). В первом случае инициатива, как правило, исходила от врачей (А.Н. Владимирский, Л.Г. Оршанский, И.А. Сикорский, Н.П. Постовский В.П. Кащенко, Г.Я. Трошин, А.Ф. Лазурский, А.Н. Граборов, Г.И. Россолимо, В.М. Бехтерев), реже от педагогов – М.П. Постовская, Е.А. Мальцева. Во втором случае, ответственность за поддержание специальных классов и школ брали на себя ГОУ. Последние не торопились организовывать на подведомственных территориях вспомогательные учебные заведения, активность проявили лишь Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород и Харьков, тем не менее проявим объективность и признаем, что государственное решение о всеобуче, на реальное введение которого отводилось десять лет, явилось действенным импульсом, способным заставить городские власти задуматься о тех, чья судьба прежде никогда их не заботила. Оценка российской ситуации всецело зависит от способа ее проведения. Хронологическое сравнение России, обладавшей мизерным количеством вспомогательных классов и школ, например, с Германией, где в 1910/11 учебном году в 454 вспомогательных школах училось 35000 учащихся, кого угодно повергнет в уныние. Россия выглядит как страна аутсайдер специального образования. Однако, при сравнении уровня, с которого империя стартовала в октябре 1908 года, и уровня охвата школьным образованием умственно отсталых детей, которого она достигла по прошествии всего восьми (в том числе трех военных) лет, картина вовсе не выглядит безнадежной.

Знакомство с историей открытия первого вспомогательного класса в Москве проследить возможную схему, по которой в России могло пойти развития сети учебных заведений для умственно отсталых детей. К 70-м годам XIX века в первопрестольной имелось пять начальных училищ, где обучалось менее 350 учащихся, а к 1900 году число начальных школ возросло до 150, а учащихся - до 20000. Обучением постепенно охватывается все большее число детей (мальчиков и девочек), в том числе и малоуспешных детей из бедных и неблагополучных семей, что потребовало открытия вспомогательных классов. Первый такой класс появляется в 1908 году, к началу 1911/12 учебного года их уже 22 (340 учеников), а к 1916/17 учебному году, несмотря на трудности военного времени, число классов возрастет до 51, учащихся – почти до 800 человек.

Итак, анализ ряда исторических событий и фактов 1895 – 1917 годов свидетельствует о положительных изменениях отношения российского государства и общества к умственно отсталым детям, а также позволяет констатировать позитивную динамику развития отечественной сети вспомогательных классов и школ с момента принятия правительством решения о введении всеобщего начального обучения.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 324.