Цели деятельности учителя: показать, что непроизносимый согласный звук - нулевой звук; учить проверять слова с непроизносимыми согласными; формировать умение подбирать родственные слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся соотносить понятие «нулевой звук» с непроизносимым согласным; разбирать слово по составу; применять в письменной речи правила чередования согласных в корне слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
|
I. Работа над каллиграфией.
|
ш. |
ШШЗШ11Ш.
О 4
/
|
- Назовите орфограмму этих слов.
II. Изучение нового материала.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Какой лист держит Миша? (Капустный.)
- Что нарисовала Маша? (Солнце.)
- Прочитайте разговор Маши, Миши и Волшебницы.
- Прочитайте стихотворение П. Синявского (упражнение 137).
- Найдите в первых двух строчках родственные слова. В одном из слов слышим звук [т']. В каком слове? (Грусть.) А в каком слове не слышим этот звук? (Грустно.) Корень у родственных слов обычно пишется одинаково. Как запишем слово «грустно»?
- Прочитайте две последние строчки стихотворения. Чтобы решить, как писать слово «вкусно», надо подобрать родственные слова. (Вкус, вкусен - вкудио.)
- Какой звук не произносится в слове «здравствуй»? (Звук [в].)
- Родственное слово к слову «здравствуй» - здравий- Значит, будем писать в этом слове букву «в». Звук [в'] здесь чередуется с нулевым звуком: [в'] / [-].
- Какие звуки чередуются в корне в каждой паре слов (упражнение 138)? Какую букву нужно писать в корне первого слова? Почему? (Праздник - празден: от слова праздный - незанятый трудом, чередуются нулевой звук и мягкий звук [д'], д: [-] / [д']. В паре ненастный — ненастье чередуется нулевой звук и звук [т'], т: [-] / [т']. В паре грустный - грусть - т: [-] / [т']. В паре капустный - капуста - т: [-] / [т]. В паре счастливый - счастье - т: [-] / [т']. В паре несчастный - несчастье - т: [-] / [т']. В паре солнце - солнечный - л: [-] / [л]. В паре звездный - звезда - д: [-] /
М-)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой.
- Произнесите оба слова. (Кадушку - катушку.)
- Сравните звуки, которыми различаются прежнее и новое слова. Дайте характеристику этим звукам. (Звук [д] - твердый звонкий согласный. Звук [т] - твердый глухой согласный.)
- Прочитайте стихотворение В. Лунина (упражнение 139).
- Спишите, заменив звуковую запись на буквенную. Где требуется проверка, подберите проверочные слова. (Капу[сн]ый - капуста; ме[т] -медок; вку[сн]ый - вкусен; ры[п]ка -рыбы; червячка - черви.)
III. Работа по словообразованию. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ структуры слов; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Работа в печатной тетради: задания 80-82.
Задание 80. В пословицу вставить словарное слово хорошо.
Задание 81: пропедевтика словообразования; смысловое значение приставки без-.
- Слова-названия признаков, так же как и слова-названия действий и слова-названия предметов, могут быть с приставками (Безволосую - начальная форма (какой?) безволосый. Записываем начальную форму слова безволосый. Безволосый - так говорят о ком-то, у кого нет волос. Записываем нет волос.)
Задание 82.
- Найдите слова, в которых согласные звуки в середине слова нуждаются в проверке. (Лошадку - лошади, лошадок; коровку - корова, коровушка, чк, чн: собачку.)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 792.