Тема: САМОЕ ЗАГАДОЧНОЕ ЧЕРЕДОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ: ЧЕРЕДОВАНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗВУКА С НУЛЕВЫМ ЗВУКОМ. НЕПРОИЗНОСИМЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК - НУЛЕВОЙ ЗВУК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: показать, что непро­износимый согласный звук - нулевой звук; учить проверять слова с непроизносимыми согласными; формировать умение подбирать родственные слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся соотно­сить понятие «нулевой звук» с непроизносимым согласным; разби­рать слово по составу; применять в письменной речи правила чере­дования согласных в корне слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Сценарий урока


 


 





I. Работа над каллиграфией.


 


 


ш.




ШШЗШ11Ш.

О 4


/


 


 


- Назовите орфограмму этих слов.

II. Изучение нового материала.

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Какой лист держит Миша? (Капустный.)

- Что нарисовала Маша? (Солнце.)

- Прочитайте разговор Маши, Миши и Волшебницы.

- Прочитайте стихотворение П. Синявского (упражнение 137).

- Найдите в первых двух строчках родственные слова. В одном из слов слышим звук [т']. В каком слове? (Грусть.) А в каком слове не слышим этот звук? (Грустно.) Корень у родственных слов обыч­но пишется одинаково. Как запишем слово «грустно»?

- Прочитайте две последние строчки стихотворения. Чтобы решить, как писать слово «вкусно», надо подобрать родственные слова. (Вкус, вкусен - вкудио.)

- Какой звук не произносится в слове «здравствуй»? (Звук [в].)

- Родственное слово к слову «здравствуй» - здравий- Значит, будем писать в этом слове букву «в». Звук [в'] здесь чередуется с нулевым звуком: [в'] / [-].

- Какие звуки чередуются в корне в каждой паре слов (уп­ражнение 138)? Какую букву нужно писать в корне первого сло­ва? Почему? (Праздник - празден: от слова праздный - незанятый трудом, чередуются нулевой звук и мягкий звук [д'], д: [-] / [д']. В паре ненастный — ненастье чередуется нулевой звук и звук [т'], т: [-] / [т']. В паре грустный - грусть - т: [-] / [т']. В паре ка­пустный - капуста - т: [-] / [т]. В паре счастливый - счастье - т: [-] / [т']. В паре несчастный - несчастье - т: [-] / [т']. В паре солнце - солнечный - л: [-] / [л]. В паре звездный - звезда - д: [-] /

М-)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой.

- Произнесите оба слова. (Кадушку - катушку.)

- Сравните звуки, которыми различаются прежнее и новое сло­ва. Дайте характеристику этим звукам. (Звук [д] - твердый звонкий согласный. Звук [т] - твердый глухой согласный.)

- Прочитайте стихотворение В. Лунина (упражнение 139).

- Спишите, заменив звуковую запись на буквенную. Где требу­ется проверка, подберите проверочные слова. (Капу[сн]ый - капус­та; ме[т] -медок; вку[сн]ый - вкусен; ры[п]ка -рыбы; червячка - черви.)

III. Работа по словообразованию. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ структуры слов; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 80-82.

Задание 80. В пословицу вставить словарное слово хорошо.

Задание 81: пропедевтика словообразования; смысловое значение приставки без-.

- Слова-названия признаков, так же как и слова-названия дей­ствий и слова-названия предметов, могут быть с приставками (Без­волосую - начальная форма (какой?) безволосый. Записываем на­чальную форму слова безволосый. Безволосый - так говорят о ком-то, у кого нет волос. Записываем нет волос.)

Задание 82.

- Найдите слова, в которых согласные звуки в середине слова нуждаются в проверке. (Лошадку - лошади, лошадок; коровку - коро­ва, коровушка, чк, чн: собачку.)






Дата: 2019-02-19, просмотров: 690.