- Какую роль выполняет ь в данных словах?
Н. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Как различить ьиь?
-Прочитайте английскую народную песенку (упражнение 120).
- Назовите слово с ь разделительным знаком. (Прошенья.)
- Назовите слово с ъ разделительным знаком. (Съела.)
- Подберите проверочные слова ко всем трудным случаям написания. (Червяка - черви, червяк, прошу - прйсит, коротка - короче.)
- Спишите текст, как будто это не стихотворный текст.
-Прочитайте отрывок из сказки С. Козлова (упражнение 121).
- Какие правила надо знать, чтобы записать текст правильно? (Написание безударных гласных в корне; парных согласных; написание сочетаний чк-чн, жи-ши; написание ь и ъ разделительных знаков.)
- Подберите проверочные слова. (Сидели - сидя, на крыле[ч 'к]е - Ж-чн без ь, смотрели - смотр, на бере[с]ку - береза, поляны - поле, весной - весны, пе[ч'к]и - ж-чн без ь, облетели - полет, ynaz дут - падают, при[шы]л - жи-ши. к вето[ч 'к]е - ж-чн без ь.)
- Запишите текст с нужными буквами.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления разделительных знаках. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.)
- Прочитайте отрывки из стихотворения М. Дружининой (упражнение 122).
- В каком отрывке есть слова с разделительным ь7 (Во втором отрывке - слова «терьер», «барьер».)
- В каком отрывке есть слова с разделительным ъ? (В первом отрывке - слова «объявление», «въезд», «разъяснение», «съест».)
- Запишите оба отрывка правильно.
- Прочитайте шуточный текст П. Синявского «Испорченный телефон» (у праж н ен и е 123).
- Какие слова не на своем месте? (Айву - плотву, халву - сову.)
- Прочитайте, поменяв последние слова в строчках местами.
Рыболов ловил плотву, Птицелов поймал сову,
Садовод растил айву, Сладкоежка съел халву.
- Какие сомнительные написания здесь встречаются?
- Миша говорит, что это парные звонкие-глухие согласные. Подтвердите, что Миша прав. Зачитайте слова на это правило вместе с проверками. (Рыболов - рыболовы, садовод — садоводы, птицелов - птицеловы, сладкоежка - сладенький.)
- Маша говорит, что это сложные слова с соединительной буквой гласного. Подтвердите Машины слова. (Рыболов, 'садовод,
птицелов, слаокоежк [о].)
- Анишит Йокоповна говорит, что каждое сложное слово надо проверить несколько раз. О чем она говорит? (В сложных словах по три орфограммы: сладкоежка, птицелов, садовод.)
- Какие еще случаи не назвали Маша и Миша? (Написание безударных гласных в корне и разделительные знаки. Ловил - ловит, сову - савы, сладкоежка - сладенький, садовод - сад, птицелов - птццы.)
Работа в печатной тетради: задание 73.
В слове проявить приставка про- оканчивается на гласный, следовательно, пишем без разделительного ъ. В слове объявить приставка оканчивается на согласный, а корень слова явить начинается с буквы я, следовательно, пишем разделительный ъ: объявить.
Вывод: Разделительный ъ пишется после приставки, оканчивающейся на букву согласного, перед корнем, начинающимся на букву гласного е, ё, ю, я.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Работа в печатной тетради: задания 74-75.
Задание 74.
- Запишите слова с разделительным ъ.
В слове объедки после согласного произносится согласный звук [й'] и гласный звук. Надо узнать, в какой части слова стоит это звукосочетание. Объедки - это остатки еды. В слове объедки корень -ед- и приставка об- - значит, пишем разделительный ъ.
Задание 75.
Выбор знака определяется местом: если не перед приставкой, то пишем разделительный ь.
Урок 146
Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ
Цели деятельности учителя: ввести понятие «родственные» слова; учить подбирать родственные слова; формировать умение писать слова с разделительными ъ и ь.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно образовывать новые формы слов с помощью суффикса и приставки; выполнять разбор слова по составу; проводить словообразовательный анализ.
Критерии сформироваииости (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Сравните обе записи. Объясните их правописание.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще- учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Как различать на письме ь и ъ разделительные знаки?
- Прочитайте шуточный текст JI. Яхнина(упражнение 124).
- Объясните написание слов с разделительными знаками. (Обседало, с&ел, угощенья, варенья, соленья, бадью, оладьи.)
- Что означает слово «объедало»? Как образовано это слово? (Объедало <— объедать.)
- Произнесите правильно слово «бульон».
Запишите текст.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления родтвенных словах. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументирут собственное мнение.)
- Прочитайте текст И. Пивоваровой (упражнение 125).
- Выпишите слова, родственные слову «зайчик», столбиком. Форму слов не меняйте. ^
- Выделите в них корень. (Зайц\ёв[ зайчих\а[ зайчик I |J
- Какие чередуются звуки в корне этих слов? (Звуки [ц] и [ч'].)
- Выделите суффиксы в этих словах.
- Что означает суффикс -их-! (Лицо женского пола.)
- Что означает суффикс -ик-! (Лицо мужского пола, уменьшительно-ласкательное значение.)
- Объясните все трудности написания в этом тексте. (На nogo£ - пороги, зажег - зажигать, задремала - дремлет, дверью - дверью, цыпочках - ик-чн без ь, свою - свай.)
- Найдите в тексте обращение. Подчеркните его. Расставьте запятые. (Дверью, зайчик, не стучи!)
- Запишите текст по законам стиха.
- Прочитайте стихотворение Т. Собакина (упражнение 126).
- Сколько здесь слов, родственных слову «муравей»?
- Маша насчитала два, а Миша - три. С кем вы согласитесь?
- Является ли фамилия мальчика словом, родственным слову «муравей»?
- Какие слова называются родственными?
- Найдите еще одну группу родственных слов. Запишите их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.
1- я группа: Муравьев, муравьишек, муравейник.
2- я группа: песок —> песочница.
- Выделите корни. Покажите стрелочкой, какое слово дало жизнь другому слову во 2-й группе.
- Какие звуки чередуются в корне? ([к] / [ч'].)
~ Прочитайте подсказку Летучей Мыши.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой.
- Произнесите прежнее и новое слово. (Овощ - овод.)
- Расскажите о конечных звуках основы прежнего и нового слов. (Звук [щ'] - мягкий глухой согласный. Звук [т] - твердый глухой согласный.)
- Спишите текст с новым словом, вставив нужные буквы. (Овод вьется над быком, бык сердито бьет хвостом.)
- Запишите строчки из стихотворения А. Усачева, вставив нужные разделительные знаки (упражнение 127).
Как записать на бумаге, друзья, Голос ручья или трель соловья?
- Покажите письменно, от какого слова образовано слово, выделенное желтым цветом. (Записать писать.)
Работа в печатной тетради: задания 76-78.
IV. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия.)
- Прочитайте. Подчеркните слова, обозначающие действия предметов. Выделите в них приставки. Подчеркните служебную часть речи - предлог.
Мы с товарищем вдвоем
Шли на лыжах на под..ем, Sj]/'* J*
А потом с горы спускались, ^D
Разъезжались и съезжались, ^^^^^
Об..езжали все пен..ки, До..езжали до реки. А от речки от..езжали, Снова к горке под..езжали, Снова лезли на под..ем, Чтобы с..ехать вниз потом.
Н. Бетенькова
- Выпишите слова с ъ, разделяя их для переноса.
Урок 147
Дата: 2019-02-19, просмотров: 553.