Сценарий урока I. Работа над каллиграфией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


 

- Какую роль выполняет ь в данных словах?

Н. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуще­ствляют поиск необходимой информации.)

- Как различить ьиь?

-Прочитайте английскую народную песенку (упражне­ние 120).

- Назовите слово с ь разделительным знаком. (Прошенья.)

- Назовите слово с ъ разделительным знаком. (Съела.)

- Подберите проверочные слова ко всем трудным случаям на­писания. (Червяка - черви, червяк, прошу - прйсит, коротка - ко­роче.)

- Спишите текст, как будто это не стихотворный текст.

-Прочитайте отрывок из сказки С. Козлова (упражне­ние 121).

- Какие правила надо знать, чтобы записать текст правильно? (Написание безударных гласных в корне; парных согласных; напи­сание сочетаний чк-чн, жи-ши; написание ь и ъ разделительных знаков.)

- Подберите проверочные слова. (Сидели - сидя, на крыле[ч 'к]е - Ж-чн без ь, смотрели - смотр, на бере[с]ку - береза, поляны - поле, весной - весны, пе[ч'к]и - ж-чн без ь, облетели - полет, ynaz дут - падают, при[шы]л - жи-ши. к вето[ч 'к]е - ж-чн без ь.)

- Запишите текст с нужными буквами.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логиче­ские - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления разделительных знаках. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.)

- Прочитайте отрывки из стихотворения М. Дружининой (уп­ражнение 122).

- В каком отрывке есть слова с разделительным ь7 (Во втором отрывке - слова «терьер», «барьер».)

- В каком отрывке есть слова с разделительным ъ? (В первом отрывке - слова «объявление», «въезд», «разъяснение», «съест».)

- Запишите оба отрывка правильно.

- Прочитайте шуточный текст П. Синявского «Испорченный телефон» (у праж н ен и е 123).

- Какие слова не на своем месте? (Айву - плотву, халву - сову.)

- Прочитайте, поменяв последние слова в строчках местами.

Рыболов ловил плотву,                     Птицелов поймал сову,

Садовод растил айву,                        Сладкоежка съел халву.

- Какие сомнительные написания здесь встречаются?

- Миша говорит, что это парные звонкие-глухие согласные. Подтвердите, что Миша прав. Зачитайте слова на это правило вме­сте с проверками. (Рыболов - рыболовы, садовод — садоводы, пти­целов - птицеловы, сладкоежка - сладенький.)

- Маша говорит, что это сложные слова с соединительной бук­вой гласного. Подтвердите Машины слова. (Рыболов, 'садовод,


 

птицелов, слаокоежк [о].)

- Анишит Йокоповна говорит, что каждое сложное слово надо проверить несколько раз. О чем она говорит? (В сложных словах по три орфограммы: сладкоежка, птицелов, садовод.)

- Какие еще случаи не назвали Маша и Миша? (Написание без­ударных гласных в корне и разделительные знаки. Ловил - ловит, сову - савы, сладкоежка - сладенький, садовод - сад, птицелов - птццы.)

Работа в печатной тетради: задание 73.

В слове проявить приставка про- оканчивается на гласный, сле­довательно, пишем без разделительного ъ. В слове объявить при­ставка оканчивается на согласный, а корень слова явить начинается с буквы я, следовательно, пишем разделительный ъ: объявить.

Вывод: Разделительный ъ пишется после приставки, оканчи­вающейся на букву согласного, перед корнем, начинающимся на букву гласного е, ё, ю, я.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 74-75.

Задание 74.

- Запишите слова с разделительным ъ.

В слове объедки после согласного произносится согласный звук [й'] и гласный звук. Надо узнать, в какой части слова стоит это зву­косочетание. Объедки - это остатки еды. В слове объедки корень -ед- и приставка об- - значит, пишем разделительный ъ.

Задание 75.

Выбор знака определяется местом: если не перед приставкой, то пишем разделительный ь.

Урок 146

Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ

Цели деятельности учителя: ввести понятие «род­ственные» слова; учить подбирать родственные слова; формиро­вать умение писать слова с разделительными ъ и ь.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно образовывать новые формы слов с помощью суффикса и приставки; выполнять разбор слова по составу; проводить слово­образовательный анализ.

Критерии сформироваииости (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Сравните обе записи. Объясните их правописание.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще- учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуще­ствляют поиск необходимой информации.)

- Как различать на письме ь и ъ разделительные знаки?

- Прочитайте шуточный текст JI. Яхнина(упражнение 124).

- Объясните написание слов с разделительными знаками. (Обс­едало, с&ел, угощенья, варенья, соленья, бадью, оладьи.)

- Что означает слово «объедало»? Как образовано это слово? (Объедало <— объедать.)

- Произнесите правильно слово «бульон».

Запишите текст.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логиче­ские - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представле­ния родтвенных словах. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументирут собственное мнение.)

- Прочитайте текст И. Пивоваровой (упражнение 125).

- Выпишите слова, родственные слову «зайчик», столбиком. Форму слов не меняйте.           ^

- Выделите в них корень. (Зайц\ёв[ зайчих\а[ зайчик I |J

- Какие чередуются звуки в корне этих слов? (Звуки [ц] и [ч'].)

- Выделите суффиксы в этих словах.

- Что означает суффикс -их-! (Лицо женского пола.)

- Что означает суффикс -ик-! (Лицо мужского пола, уменьши­тельно-ласкательное значение.)

- Объясните все трудности написания в этом тексте. (На nogo£ - пороги, зажег - зажигать, задремала - дремлет, дверью - дверью, цыпочках - ик-чн без ь, свою - свай.)

- Найдите в тексте обращение. Подчеркните его. Расставьте за­пятые. (Дверью, зайчик, не стучи!)

- Запишите текст по законам стиха.

- Прочитайте стихотворение Т. Собакина (упражнение 126).

- Сколько здесь слов, родственных слову «муравей»?

- Маша насчитала два, а Миша - три. С кем вы согласитесь?

- Является ли фамилия мальчика словом, родственным слову «муравей»?

- Какие слова называются родственными?

- Найдите еще одну группу родственных слов. Запишите их в строчку, поставив каждое из них в начальную форму.

1- я        группа: Муравьев, муравьишек, муравейник.

2- я       группа: песок —> песочница.

- Выделите корни. Покажите стрелочкой, какое слово дало жизнь другому слову во 2-й группе.

- Какие звуки чередуются в корне? ([к] / [ч'].)

~ Прочитайте подсказку Летучей Мыши.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой.

- Произнесите прежнее и новое слово. (Овощ - овод.)

- Расскажите о конечных звуках основы прежнего и нового слов. (Звук [щ'] - мягкий глухой согласный. Звук [т] - твердый глу­хой согласный.)

- Спишите текст с новым словом, вставив нужные буквы. (Овод вьется над быком, бык сердито бьет хвостом.)

- Запишите строчки из стихотворения А. Усачева, вставив нужные разделительные знаки (упражнение 127).

Как записать на бумаге, друзья, Голос ручья или трель соловья?

- Покажите письменно, от какого слова образовано слово, вы­деленное желтым цветом. (Записать писать.)

Работа в печатной тетради: задания 76-78.

IV. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока. (Регу­лятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия.)

- Прочитайте. Подчеркните слова, обозначающие действия пред­метов. Выделите в них приставки. Подчеркните служебную часть речи - предлог.

Мы с товарищем вдвоем

Шли на лыжах на под..ем,                           Sj]/'* J*

А потом с горы спускались,                       ^D

Разъезжались и съезжались,               ^^^^^

Об..езжали все пен..ки, До..езжали до реки. А от речки от..езжали, Снова к горке под..езжали, Снова лезли на под..ем, Чтобы с..ехать вниз потом.



Н. Бетенькова

- Выпишите слова с ъ, разделяя их для переноса.

Урок 147



Дата: 2019-02-19, просмотров: 498.