Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОТА С КАРТИНОЙ Н. РЕРИХА «СТРАЖИ НОЧИ»

Цели деятельности учителя: учить различать на­учный и художественный тексты; формировать умение пользовать­ся толковым словарем; работать с картиной.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять различия между научным и художественным текстом; анализировать сюжет картины, составлять описательный рассказ.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какое слово здесь «спряталось»? (Картина.)

- Что такое тема картины?

II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о сюжете картины; логические - осуществляют анализ приемов срав­нения. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; форму­лируют и аргументируют собственное мнение.)

- Иногда художники одушевляют явления и объекты природы, изображают их как живые существа.

- Найдите в «Музейном Доме» картину Николая Рериха «Стражи ночи» (упражнение 57). Как вы понимаете название картины?

- Посмотрите в толковом словаре, что означают слова «страж» и «охранять». (Страж - тот, кто охраняет, защитник. Охранять - оберегать, относиться бережно; стеречь, следить за сохранно­стью кого-нибудь или чего-нибудь.)

- Кто же они - эти стражи ночи на картине Николая Рериха? (Это горы.) Какие объекты природы одушевляет художник? На кого они похожи? (Художник одушевляет горы. Они напоми­нают воинов в шлемах и плащах или монахов в капюшонах.)

- У слова «охранять» два основных значения. В каком значении мы используем слово «охранять», когда говорим, что стражи охра­няют ночь? (Слово «охранять» мы используем в первом значении: оберегать, относиться бережно. Горы-стражи оберегают ти­шину и покой ночи, сон природы.)

- Какой пример из словарной статьи ближе всего по смыслу к тому, о чем нам рассказывает художник? (Охранять чей-то сон, покой, то есть не давать нарушать.)

- Как вам кажется, горы-стражи молчат или разговаривают в ночной темноте? Они двигаются или застыли неподвижно? Они надежные стражи? (Гэры-стражи неподвижно застыли в молчании, или горы-стражи медленно обходят свои владения, и т. п.)

- Какие чувства они вызывают: страх, удивление, восхищение, уважение? (Стражи вызывают удивление, потому что это, с одной стороны, огромные природные сущности, а с другой сто­роны, они напоминают людей.)

- Как вы думаете, откуда падает такой холодный голубоватый свет на горы? (Скорее всего, это свет луны, которую мы не видим.)

- Какая же ночь на картине Н. Рериха: лунная, тихая, темная, таинственная, холодная, звездная? (Ночь тихая, лунная, с темным бархатным небом, на котором видны мерцающие огоньки звезд.)

- Художник изображает горы ночью и называет свою картину «Стражи ночи». Это название связано с темой или основной мыс­лью художника? (Тема картины - горный пейзаж ночью. А вот основная мысль, ради которой художник ее написал: горы в ноч­ном пейзаже похожи на людей в воинских шлемах или в монаше­ских одеяниях, как будто охраняющие покой ночи. Поэтому можно сказать, что название картины выражает ее основную мысль.)

III. Итог урока. Рефлексия. (Коммуникативные: составляют рассказ, используя выразительные средства языка; соблюдают ор­фоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)

- Как вы определите главное наблюдение художника? Каким впечатлением он хочет с нами поделиться? (Главное наблюдение художника заключается в том, что явления природы для него жи­вые, очеловеченные. Художник делится с нами своим впечатлени­ем от суровых, величественных гор в ночном пейзаже, которые кажутся ему ожившими стражами ночи.)


Урок 148

Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ

Цели деятельности учителя: учить употреблять разделительные ь и ъ на письме; формировать умение пользоваться орфоэпическим словарем, писать слова с изученными орфограм­мами.

Планируемые результаты (предметные): научатся приме­нять правила написания в словах разделительных знаков; прово­дить словообразовательный анализ, образовывать формы слов с помощью приставки и суффикса.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Назовите разделительные знаки.

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)

- Какую роль выполняют ь и ъ разделительные знаки?

- Прочитайте два отрывка из стихотворений на тему «Как жи­вется воробью?» (упражнение 128).

- В каких словах вам встретились разделительные знаки? Какие именно знаки? (Разделительный ь в словах: пью, вью, лью, воро­бью, птичью, воробьям.)

(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Подберите проверочные слова к сомнительным написаниям. (Сле[с] - слеза; тра[ф]ку - трат; гречишку - гречка; доро[к] - дороги; по дворам - двор; сказать - сказ.)

- Запишите текст без ошибок.

- Прочитайте стихотворение А. Усачева (упражнение 129).

- Сколько в тексте слов, родственных слову «снег»? Запишите их столбиком. Выделите корень. (Снеговик, снежный, снеговарка, Снегурочка, снегирята.)

- Какое чередование в этих корнях? / ж.) В сложном слове выделите оба корня и подчеркните букву соединительного гласно­го. (Снеговарка.)

- Слово, выделенное цветом, поставьте в начальную форму. Покажите письменно, от какого слова оно образовано. (Морков­ка <— .морковь.)

- Подберите проверочные слова. (Го[т] - года; снеговик - снег: домой — дам; несет - нес; варила — варит; холодцы - холод, холод­ный; снегирятам - снег; Снегурочка - снег; ,морко[ф]ка - морко­вочка.)

- Запишите текст правильно.

(Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в со­ответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)

•Фронтальная работа.

1. Прочитайте. Во всех словах есть один и тот же звук. Под­черкните буквы, в которых он скрывается.

Комья, ягода, трамвай, веселый, язык, иней, жилье, пью, хок­кей, подъезд, каюта, объявление, воробьи, юный, зайчик.

- Выпишите слова с буквами, не обозначающими звуков.

- Есть ли в составе этих слов приставки? Выделите их.

III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Впишите, где необходимо, ъ.

На..езд, в..езд, про..явить, об..явить, по..ел, с..ел, при..ем, под..ем, со..единить, раз..единить.


Урок 149

Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ

Цели деятельности учителя: учить подбирать род­ственные слова; формировать умение составлять схемы образова­ния слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно различать и правильно употреблять в словах разделитель­ные знаки; выполнять разбор слова по составу на основе словооб­разовательного анализа; осуществлять составление словообразова­тельных схем.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 956.