РАБОТА С КАРТИНОЙ Н. РЕРИХА «СТРАЖИ НОЧИ»
Цели деятельности учителя: учить различать научный и художественный тексты; формировать умение пользоваться толковым словарем; работать с картиной.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять различия между научным и художественным текстом; анализировать сюжет картины, составлять описательный рассказ.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово здесь «спряталось»? (Картина.)
- Что такое тема картины?
II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о сюжете картины; логические - осуществляют анализ приемов сравнения. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Иногда художники одушевляют явления и объекты природы, изображают их как живые существа.
- Найдите в «Музейном Доме» картину Николая Рериха «Стражи ночи» (упражнение 57). Как вы понимаете название картины?
- Посмотрите в толковом словаре, что означают слова «страж» и «охранять». (Страж - тот, кто охраняет, защитник. Охранять - оберегать, относиться бережно; стеречь, следить за сохранностью кого-нибудь или чего-нибудь.)
- Кто же они - эти стражи ночи на картине Николая Рериха? (Это горы.) Какие объекты природы одушевляет художник? На кого они похожи? (Художник одушевляет горы. Они напоминают воинов в шлемах и плащах или монахов в капюшонах.)
- У слова «охранять» два основных значения. В каком значении мы используем слово «охранять», когда говорим, что стражи охраняют ночь? (Слово «охранять» мы используем в первом значении: оберегать, относиться бережно. Горы-стражи оберегают тишину и покой ночи, сон природы.)
- Какой пример из словарной статьи ближе всего по смыслу к тому, о чем нам рассказывает художник? (Охранять чей-то сон, покой, то есть не давать нарушать.)
- Как вам кажется, горы-стражи молчат или разговаривают в ночной темноте? Они двигаются или застыли неподвижно? Они надежные стражи? (Гэры-стражи неподвижно застыли в молчании, или горы-стражи медленно обходят свои владения, и т. п.)
- Какие чувства они вызывают: страх, удивление, восхищение, уважение? (Стражи вызывают удивление, потому что это, с одной стороны, огромные природные сущности, а с другой стороны, они напоминают людей.)
- Как вы думаете, откуда падает такой холодный голубоватый свет на горы? (Скорее всего, это свет луны, которую мы не видим.)
- Какая же ночь на картине Н. Рериха: лунная, тихая, темная, таинственная, холодная, звездная? (Ночь тихая, лунная, с темным бархатным небом, на котором видны мерцающие огоньки звезд.)
- Художник изображает горы ночью и называет свою картину «Стражи ночи». Это название связано с темой или основной мыслью художника? (Тема картины - горный пейзаж ночью. А вот основная мысль, ради которой художник ее написал: горы в ночном пейзаже похожи на людей в воинских шлемах или в монашеских одеяниях, как будто охраняющие покой ночи. Поэтому можно сказать, что название картины выражает ее основную мысль.)
III. Итог урока. Рефлексия. (Коммуникативные: составляют рассказ, используя выразительные средства языка; соблюдают орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)
- Как вы определите главное наблюдение художника? Каким впечатлением он хочет с нами поделиться? (Главное наблюдение художника заключается в том, что явления природы для него живые, очеловеченные. Художник делится с нами своим впечатлением от суровых, величественных гор в ночном пейзаже, которые кажутся ему ожившими стражами ночи.)
Урок 148
Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ
Цели деятельности учителя: учить употреблять разделительные ь и ъ на письме; формировать умение пользоваться орфоэпическим словарем, писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты (предметные): научатся применять правила написания в словах разделительных знаков; проводить словообразовательный анализ, образовывать формы слов с помощью приставки и суффикса.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Назовите разделительные знаки.
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Какую роль выполняют ь и ъ разделительные знаки?
- Прочитайте два отрывка из стихотворений на тему «Как живется воробью?» (упражнение 128).
- В каких словах вам встретились разделительные знаки? Какие именно знаки? (Разделительный ь в словах: пью, вью, лью, воробью, птичью, воробьям.)
(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Подберите проверочные слова к сомнительным написаниям. (Сле[с] - слеза; тра[ф]ку - трат; гречишку - гречка; доро[к] - дороги; по дворам - двор; сказать - сказ.)
- Запишите текст без ошибок.
- Прочитайте стихотворение А. Усачева (упражнение 129).
- Сколько в тексте слов, родственных слову «снег»? Запишите их столбиком. Выделите корень. (Снеговик, снежный, снеговарка, Снегурочка, снегирята.)
- Какое чередование в этих корнях? (г / ж.) В сложном слове выделите оба корня и подчеркните букву соединительного гласного. (Снеговарка.)
- Слово, выделенное цветом, поставьте в начальную форму. Покажите письменно, от какого слова оно образовано. (Морковка <— .морковь.)
- Подберите проверочные слова. (Го[т] - года; снеговик - снег: домой — дам; несет - нес; варила — варит; холодцы - холод, холодный; снегирятам - снег; Снегурочка - снег; ,морко[ф]ка - морковочка.)
- Запишите текст правильно.
(Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)
•Фронтальная работа.
1. Прочитайте. Во всех словах есть один и тот же звук. Подчеркните буквы, в которых он скрывается.
Комья, ягода, трамвай, веселый, язык, иней, жилье, пью, хоккей, подъезд, каюта, объявление, воробьи, юный, зайчик.
- Выпишите слова с буквами, не обозначающими звуков.
- Есть ли в составе этих слов приставки? Выделите их.
III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Впишите, где необходимо, ъ.
На..езд, в..езд, про..явить, об..явить, по..ел, с..ел, при..ем, под..ем, со..единить, раз..единить.
Урок 149
Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ
Цели деятельности учителя: учить подбирать родственные слова; формировать умение составлять схемы образования слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно различать и правильно употреблять в словах разделительные знаки; выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; осуществлять составление словообразовательных схем.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 1042.