УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ. РАБОТА С КАРТИНОЙ ВАН ГОГА «ПОДСОЛНУХИ»
Цели деятельности учителя: учить пользоваться толковым словарем; формировать умение различать научный и художественный тексты; закреплять умение работать с картиной.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно анализировать содержание текста; различать типы текста; составлять описательный рассказ по картине.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово «спряталось»? Что такое текст?
II, Работа с текстом. {Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия. Коммуникативные: составляют пересказ текста, используя выразительные средства языка; соблюдают орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)
- Прочитайте текст (упражнение 58).
- Как вы будете готовиться к пересказу?
- Разделите текст на части по смыслу. Запишите план текста.
П лан.
1. Как созревают семена.
2. Кто кормится семенами.
- Прочитайте в толковом словаре слово «клест».
- Воспользуйтесь своим планом и перескажите текст.
III. Анализ сюжета картины. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о сюжете картины; логические - осуществляют анализ приемов сравнения. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Чтобы показать (упражнение 59), что природа - живая, совсем не обязательно, чтобы ее явления или объекты напоминали людей! Найдите в «Музейном Доме» работу Винсента Ван Гога «Подсолнухи». Рассмотрите стебли и лепестки: художник изобразил их застывшими, неподвижными, спокойно стоящими в вазе? Или они все еще стремятся повернуться к солнцу, изгибаются, движутся? (Стебли подсолнухов изгибаются в разные стороны, а их лепестки как будто движутся.)
- Почему мазки, с помощью которых художник писал лепестки подсолнухов и их сердцевинки, выпуклые, как будто пластилиновые? Возьмите лупу и удостоверьтесь! (Объемные мазки краски создают ощущение жизни, движения: упругость лепестков и вес сердцевинок, тяжелых от семечек.)
- Почему художник изобразил вазу с подсолнухами на светлом зеленовато-голубом фоне? О чем напоминает цвет фона? (Цвет фона напоминает цвет воды, цвет неба, создает ощущение воздуха. Художник изобразил вазу с подсолнухами именно на таком фоне, чтобы напомнить о том, как они росли под летним небом, как тянулись к солнцу.)
- Фон картины Ван Гога ровный, гладкий или он тоже написан при помощи выпуклых, подвижных мазков? Возьмите лупу и уточните. Фон везде одного цвета или где-то темнее, светлее? (Фон картины написан при помощи выпуклых, подвижных мазков, окраска неравномерная. Поэтому и создается ощущение, что воздух вокруг подсолнухов движется.)
- О чем напоминает желтый цвет стола, на котором стоят подсолнухи? (Он напоминает цвет поля, на котором растут подсолнухи, яркий свет солнца.)
- Какое яркое переживание художника выражено в этой картине? (Срезанные и поставленные в вазу подсолнухи художник воспринимает как живые существа, продолжающие стремиться к солнцу.)
IV. Рефлексия.
- Продолжите мысль: «Все в природе, даже срезанные подсолнухи, для художника живые. Все находится в постоянном движении».
Урок 153
Дата: 2019-02-19, просмотров: 861.