- Назовите орфограмму этих слов.
II. Актуализация опорных знаний. (.Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Как различать разделительные ь и ъ?
III. Изучение нового материала. {Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ способов употребления суффиксов. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.)
- Прочитайте стихотворение М. Дружининой «Облепиха» (упражнение 130).
- Найдите в тексте слово, от которого когда-то произошло слово «облепиха». Назовите его начальную форму.
- Покажите письменно, какое из двух слов дало жизнь другому. (ОблёпихШ <—Слепить.)
- Слова «облепить» и «облепиха». Чем похожи слова, подчеркнутые в тексте? (Все слова, подчеркнутые в тексте, обладают уменьшительно-ласкательным значением.)
- Выделите суффиксы в этих словах? (Бусинки, деревце, солнышко, веточки, ягодки.)
- Запишите первое и последнее подчеркнутые слова в начальной форме и покажите письменно, от каких слов они образовались.
- На какое правило сомнительные написания? (Парные согласные.)
- Подберите проверочные слова. (Дере[ф]це - depego; яго[т]ки - ягоды; наря[т] - наряды.)
- Прочитайте текст Б. Заходера (упражнение 131).
- Покажите письменно, от какого слова образовалось слово, выделенное жирным шрифтом.
Носище <— нос
нос^[-»,нос,/
,нос / + [ё] = нос*шЦё]
- Отметьте суффикс. Какое значение он имеет? (Увеличительное значение.)
- Как вы думаете, сегодня слова «цапля» и «цапать» - родственные? (Нет.) В далеком прошлом эти слова были родственными? (Да.) Какое слово от какого произошло? Покажите это письменно. (Цапля <— цапать.)
Аналогично: капать —» капля; ловить —» ловля; травить —» травля. При выделении корня у слов «цапля», «капля», «ловля», «травля» нужно учитывать, что звук [л'], обозначенный буквой «л», входит в корень. Дапл~|"я"|.
(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
•Фронтальная работа.
- Прочитайте.
Жила веселая сем..я Три забияки вороб..я: папа, мама и сын.
Р. Сеф
- Напишите, кого как зовут в семейке воробьев:
папа________ , мама_____________ и сын .
- Выделите в родственных словах корень.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Прочитайте, вставьте где нужно мягкий знак.
Саша Л..ямин и Саша Ул..янов - друз..я.
Реб..та прив..язали к деревьям качели.
В..есной сем..я солов..ев сов..ет новое гн..ездышко.
Сильными крыл..ями б..ет орел добычу.
- Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Разделите их для переноса.
Урок 150
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ
Цели деятельности учителя: учить пользоваться обратным и этимологическим словарями; формировать умение составлять схемы словообразования; закреплять умение писать сложные слова и объяснять их значение.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила написания сложных слов; находить и графически обозначать соединительный гласный; находить информацию в обратном и этимологическом словарях, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Чем похожи эти слова? Какие слова называют сложными?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
-Откройте обратный словарь на буквы б и в (упражнение 132).
- Найдите сложные слова с буквой соединительного гласного. Выпишите столбиком.
Небоскреб, хлебороб, ледоруб, |
рыболов, зверолов, китолов. |
|
птицелов,
-Объясните, почему появились такие слова. Покажите это письменно. (Небоскреб <— небо скребет; хлебороб <— хлеб робит (делает); ледоруб <—лед рубит; лесоруб <—лес рубит; птицелов <— птиц ловит; рыболов <— рыбу ловит; зверолов <— зверей ловит; китолов <— китов ловит.)
III. Изучение нового материала. {Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ состава сложного слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Произнесите прежнее и новое слова. Прислушайтесь к первым звукам. ((В) чае - (в) мае; [ч 'а]е - [ма]е.)
- Маша говорит, что если дать характеристику первым звукам в этих словах, то между этими звуками не будет ничего общего. (Звук [ч'] - глухой мягкий согласный. Звук [м] - звонкий твердый согласный.)
- Подберите проверочные слова. (Цветут - цвет; поют - пай.)
- Откройте обратный словарь на букву д(упражнение 133).
- Найдите сложные слова, у которых вторые части слов имеют корни -пад-, -вод-.
- Какие трудности написания есть в каждом из этих слов?
- Проверьте безударный гласный в корне во всех 11 словах. (Снегопад - снег, звездопад - звезды; водопад - водный; листопад - лист, оленевод - олень (написание буквы о в начале слова прове
рить нельзя); коневод - кань; овцевод - авцы; птицевод - птица; садовод - сад; пчеловод - пчелы; скотовод - скат.)
- С помощью каких букв соединительных гласных объединяются основы в каждом сложном слове? (В слове снегопад буква о соединяет две основы (снег и над); в слове оленевод буква е соединяет две основы (олень и вод).)
- Какая третья трудность написания всех сложных слов? (Снегопад - снегопада, оленевод — оленевода и т. д.)
- Какие слова участвовали в образовании сложных слов? (Звездопад <— звезды падают; оленевод <— оленей водит (то есть разводит); коневод <— коней водит и т. д.)
- Прочитай¥е~статью из словаря происхождения слов (уп- ражнение134). Постарайтесь обнаружить в каждом слове общую часть со словом вё&/ ать. (ёедь / ма; с /'вед /ущий; ве§~/ун; Isecinb /; из / / eecrft / ие; по / бестЬ/; веж / ливый; не / Iseoit / а; не / бежд / а; мед /isecfe /.)
- Сейчас у многих из этих слов совершенно другие корни. Так, у слова медведь корень luedeeSb, у слова ведьма корень ведьм-, у слова повесть корень ИовестЬ, у слова вежливый корень вежлив^, у слова невежа - корень 'невеж>, у слова невежда корень imseolcd--. Но у слов с / 'вед*'/ущий. 'вё(Р/ ун, из / (зесп? /ие корни -вед- и -вест-, то есть остались все-таки слова, которые и в настоящее время являются родственниками слову ведать.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
- Откройте обратный словарь и найдите группу сложных слов, второй корень которых -вед-. Письменно объясните, какие слова участвовали в образовании сложного слова. (Музыковед <— музыку ведает (знает); языковед <— язык ведает; товаровед <— товар ведает; охотовед <— охоту ведает.)
Урок 151
Дата: 2019-02-19, просмотров: 504.