Сценарий урока I. Работа над каллиграфией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Назовите орфограмму этих слов.

II. Актуализация опорных знаний. (.Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуще­ствляют поиск необходимой информации.)

- Как различать разделительные ь и ъ?

III. Изучение нового материала. {Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ способов употребления суффик­сов. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формули­руют выводы.)

- Прочитайте стихотворение М. Дружининой «Облепиха» (уп­ражнение 130).

- Найдите в тексте слово, от которого когда-то произошло сло­во «облепиха». Назовите его начальную форму.

- Покажите письменно, какое из двух слов дало жизнь другому. (ОблёпихШ <—Слепить.)

- Слова «облепить» и «облепиха». Чем похожи слова, подчерк­нутые в тексте? (Все слова, подчеркнутые в тексте, обладают уменьшительно-ласкательным значением.)

- Выделите суффиксы в этих словах? (Бусинки, деревце, сол­нышко, веточки, ягодки.)

- Запишите первое и последнее подчеркнутые слова в началь­ной форме и покажите письменно, от каких слов они образовались.


 

- На какое правило сомнительные написания? (Парные соглас­ные.)

- Подберите проверочные слова. (Дере[ф]це - depego; яго[т]ки - ягоды; наря[т] - наряды.)

- Прочитайте текст Б. Заходера (упражнение 131).

- Покажите письменно, от какого слова образовалось слово, выделенное жирным шрифтом.

Носище <— нос

нос^[,нос,/

,нос / + [ё] = нос*шЦё]

- Отметьте суффикс. Какое значение он имеет? (Увеличитель­ное значение.)

- Как вы думаете, сегодня слова «цапля» и «цапать» - родст­венные? (Нет.) В далеком прошлом эти слова были родственными? (Да.) Какое слово от какого произошло? Покажите это письменно. (Цапля <— цапать.)

Аналогично: капать —» капля; ловить —» ловля; травить —» травля. При выделении корня у слов «цапля», «капля», «ловля», «травля» нужно учитывать, что звук [л'], обозначенный буквой «л», входит в корень. Дапл~|"я"|.

(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

•Фронтальная работа.

- Прочитайте.

Жила веселая сем..я Три забияки вороб..я: папа, мама и сын.


Р. Сеф

- Напишите, кого как зовут в семейке воробьев:

папа________ , мама_____________ и сын                          .

- Выделите в родственных словах корень.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

- Прочитайте, вставьте где нужно мягкий знак.

Саша Л..ямин и Саша Ул..янов - друз..я.

Реб..та прив..язали к деревьям качели.

В..есной сем..я солов..ев сов..ет новое гн..ездышко.

Сильными крыл..ями б..ет орел добычу.

- Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Разделите их для переноса.

Урок 150

Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Цели деятельности учителя: учить пользоваться обратным и этимологическим словарями; формировать умение со­ставлять схемы словообразования; закреплять умение писать слож­ные слова и объяснять их значение.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять правила написания сложных слов; находить и графически обозначать соединительный гласный; находить ин­формацию в обратном и этимологическом словарях, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Чем похожи эти слова? Какие слова называют сложными?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические - осуществляют поиск необ­ходимой информации.)

-Откройте обратный словарь на буквы б и в (упражне­ние 132).

- Найдите сложные слова с буквой соединительного гласного. Выпишите столбиком.


Небоскреб,

хлебороб,

ледоруб,

рыболов, зверолов, китолов.


 


 


птицелов,

-Объясните, почему появились такие слова. Покажите это письменно. (Небоскреб <— небо скребет; хлебороб <— хлеб робит (делает); ледоруб <—лед рубит; лесоруб <—лес рубит; птицелов <— птиц ловит; рыболов <— рыбу ловит; зверолов <— зверей ловит; китолов <— китов ловит.)

III. Изучение нового материала. {Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ состава сложного слова. Ком­муникативные: строят понятные речевые высказывания; форму­лируют выводы.)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Произнесите преж­нее и новое слова. Прислушайтесь к первым звукам. ((В) чае - (в) мае; [ч 'а]е - [ма]е.)

- Маша говорит, что если дать характеристику первым звукам в этих словах, то между этими звуками не будет ничего общего. (Звук [ч'] - глухой мягкий согласный. Звук [м] - звонкий твердый согласный.)

- Подберите проверочные слова. (Цветут - цвет; поют - пай.)

- Откройте обратный словарь на букву д(упражнение 133).

- Найдите сложные слова, у которых вторые части слов имеют корни -пад-, -вод-.

- Какие трудности написания есть в каждом из этих слов?

- Проверьте безударный гласный в корне во всех 11 словах. (Снегопад - снег, звездопад - звезды; водопад - водный; листопад - лист, оленевод - олень (написание буквы о в начале слова прове­
рить нельзя); коневод - кань; овцевод - авцы; птицевод - птица; садовод - сад; пчеловод - пчелы; скотовод - скат.)

- С помощью каких букв соединительных гласных объединя­ются основы в каждом сложном слове? (В слове снегопад буква о соединяет две основы (снег и над); в слове оленевод буква е соеди­няет две основы (олень и вод).)

- Какая третья трудность написания всех сложных слов? (Сне­гопад - снегопада, оленевод — оленевода и т. д.)

- Какие слова участвовали в образовании сложных слов? (Звез­допад <— звезды падают; оленевод <— оленей водит (то есть раз­водит); коневод <— коней водит и т. д.)

- Прочитай¥е~статью из словаря происхождения слов (уп- ражнение134). Постарайтесь обнаружить в каждом слове об­щую часть со словом вё&/ ать. (ёедь / ма; с /'вед /ущий; ве§~/ун; Isecinb /; из / / eecrft / ие; по / бестЬ/; веж / ливый; не / Iseoit / а; не / бежд / а; мед /isecfe /.)

- Сейчас у многих из этих слов совершенно другие корни. Так, у слова медведь корень luedeeSb, у слова ведьма корень ведьм-, у слова повесть корень ИовестЬ, у слова вежливый корень вежлив^, у слова невежа - корень 'невеж>, у слова невежда корень imseolcd--. Но у слов с / 'вед*'/ущий. 'вё(Р/ ун, из / (зесп? /ие корни -вед- и -вест-, то есть остались все-таки слова, которые и в настоящее время яв­ляются родственниками слову ведать.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)

- Откройте обратный словарь и найдите группу сложных слов, второй корень которых -вед-. Письменно объясните, какие слова участвовали в образовании сложного слова. (Музыковед <— музыку ведает (знает); языковед <— язык ведает; товаровед <— товар ве­дает; охотовед <— охоту ведает.)








Урок 151

Дата: 2019-02-19, просмотров: 438.