Цели деятельности учителя: учить употреблять разделительные ь и ъ на письме; формировать умение писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты (предметные): научатся различать и правильно употреблять в словах разделительные знаки; выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа; осуществлять составление словообразовательных схем.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Перед какими гласными пишется ь, перед какими - ъ?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Как различать ь и ъ разделительные знаки?
- Прочитайте стихотворение М. Бородицкой и В. Берестова (упражнение 135).
- Есть ли среди слов, выделенных желтым цветом, слово с приставкой? (Слово «сошьет».)
- Где находится разделительный знак в этом слове? (В корне слова.) Какой знак вы напишете в этом слове? (ь.) А во всех остальных выделенных словах? (ь.) Внимательно сравните два текста. Какой из них труднее записать правильно?
- Объясните трудные случаи. (С[шы]ла - жи-ши; до[ч 'к]е - нк- чн без ь; лоскуто[ч'к]и - чк-чн без ь; штани[ш]ки - штанишек; сапо[шк]и - сапожек; ни[т]ки - ниточка.)
III. Самостоятельная работа учащихся. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия; сравнивают с образцом.)
- Прочитайте шуточное стихотворение А. Усачева (упражнение 136).
- Вставьте разделительные знаки и спишите текст.
Объяснение предполагает два шага:1) определить, в какой части слова пишется разделительный знак; 2) принять решение, какой именно знак писать: ь или ъ.
Работа в печатной тетради: задания 69, 70.
Цель: учить различать ь - показатель мягкости и разделительный ь.
- Назовите слова, в которых ь показывает мягкость согласного. (Метель, льдом.) Слова с разделительным ь. (Вьюжит - звук [и] в корне слова, ночью - звук [й'] после корня, так как входит в окончание.)
- Какое новое словарное слово в задании 70 надо вставить в поговорку? (Товарищ.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
- Если вы знаете три роли мягкого знака, то вы быстро распределите слова в три группы. Укажите линиями.
Разделительный мягкий знак показывает, что следующая буква гласного произносится со звуком [й']. ЧЬЯ?
Доч.., ноч..ка, кон..ки, е..ел, лошад.., Л..юда, в..юга, ал..бом, вороб..и, варен..е, молодеж.., бор..щ.. |
Мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука. ПЫЛЬ |
В конце имени существительного на шипящий указывает на форму женского рода. ЖЬ, ШЬ, ЩЬ,ЧЬ
Урок 152
Дата: 2019-02-19, просмотров: 385.