Урок 144
Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ
Цели деятельности учителя: учить пользоваться орфоэпическим и обратным словарем; формировать умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь знаками.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять местонахождение в слове разделительных знаков; находить информацию в орфоэпическом и обратном словарях, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение, позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какую роль выполняют ь и ъ в данных записях?
II. Формулирование учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника и словаря, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о разделительных знаках.)
- Сравните разделительные ъ и ь.
- Откройте словарь «Произноси правильно» (упражнение
118).
- Читайте подряд все слова на букву в. Найдите и запишите слово с разделительным знаком. В нем есть приставка? (Нет.)
- Какой там пишется знак: ь или ъ? (ь.)
он находится: в корне или после приставки перед корнем? (Вьюга; ь находится в корне.)
- Читайте список слов на букву к. Найдите слово с разделительным знаком. Выпишите его. (Компьютер.) Есть ли в этом слове приставка? (Нет.) Где находится разделительный знак? (В корне.) Какой это знак? (ь.)
- Какой вывод вы можете сделать о написании разделительного ь?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ способов употребления разделительных знаков. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.)
- Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 119).
- Можете сразу обнаружить группу слов с приставками? Приставки выделены голубым цветом.
- Среди этой группы слов с корнем -езд- найдите слова с разделительным знаком. Сколько таких слов вы нашли? (5 слов.)
- Запишите слова с ъ в столбик. Оставшиеся слова без ъ запишите столбиком рядом.
- Можно ли сказать, что все эти слова - с приставками? (Можно.)
Приезд, псЗезд, проезд, вь?езд. |
- Почему же часть из них пишется с разделительным ъ, а часть - без него?
Объезд, 1?ьезд, подъезд, ^ъезд, отъезд.
- Сравните приставки из левого и правого столбиков. На какие буквы заканчиваются приставки из левого столбика: это буквы гласных или согласных звуков? На какие буквы заканчиваются приставки из правого столбика? (Приставки из левого столбика заканчиваются на согласный, а приставки из правого столбика заканчиваются на гласный.)
- После каких приставок надо писать разделительный ъ?
- Продолжите высказывания:
1) Разделительный ь пишется сразу после приставки... (оканчивающейся на согласную букву, перед корнем).
2) Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, я, ю и показывает... (что после следуют буквы, обозначающие звуки [й'э], [и о], [й'а], [и у]).
Работа в печатной тетради: задание 72.
В слове соль в конце слова мягкий согласный [л'], в этом слове ь показывает мягкость согласного. Слово соль подчеркиваем одной чертой. Слово ночь женского рода, основа его оканчивается на шипящий звук [ч']; в этом слове ь показывает, что слово женского рода. Слово ночь подчеркиваем волнистой линией. В слове солью - разделительный ь. Слово солью подчеркиваем пунктирной линией.
ь - показатель мягкости: соль, боль, изгородь, ель.
ь - разделительный: солью, болью, изгородью, ночью, елью, вещью.
ь - показывает, что слово женского рода: ночь, вещь.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Прочитайте. Найдите ошибки. Какие клавиши не работают на клавиатуре компьютера?
То-то рада, то-то рада Вся звериная семя, Прославляют, поздравляют Удалого Воробя.
К. Чуковский
- Напишите слова правильно.
Урок 145
Тема: НАПИСАНИЕ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ Ь И Ъ
Цели деятельности учителя: учить пользоваться орфоэпическим и обратным словарями; формировать умение правильно писать слова с разделительными ъ и ь.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила написания слов с разделительными знаками; выполнять разбор слова по составу.
Критерии сформированное™ (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 432.