Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТЫ

Цели деятельности учителя: уточнить, какой текст называется научным; учить различать научный и художествен­ный тексты.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно анализировать содержание текста; дифференцировать науч­ный и художественный тексты.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие словосочетания можно составить с этими словами?

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о видах текста; логические - осуществляют поиск необходи­мой информации. Коммуникативные: участвуют в учебном диа­логе; формулируют выводы.)

- Что вы знаете о тексте? Назовите виды текстов.

- Прочитайте текст (упражнение 55).

- Есть ли в тексте какие-то научные сведения о том, как обра­зуется радуга? (Нет.)

- Определите основную мысль текста. (Плохо хвалиться.)

- Прочитайте еще один текст о радуге (упражнение 56).

- В этом тексте есть научные сведения о том, как образуется радуга? (Есть.)

- Прочитайте предложения, в которых об этом идет речь. Мож­но ли сказать, что в этих предложениях заключена основная мысль

текста?

III. Итог урока. Рефлексия. (Коммуникативные: строят по­нятные речевые высказывания; аргументируют собственное мне­ние. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уров­не адекватной ретроспективной оценки.)

- В каком из двух текстов автор говорит о радуге и о солнце как о живых существах? (В первом тексте.)

- Из каких слов и выражений текста это видно? Прочитайте эти слова и выражения.

- Возможен ли такой прием в научном тексте? (Нет.)

Урок 143 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ

Цель: уточнить правило написания разделительного ъ; учить употреблять разделительные ь и ъ на письме.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять в письменной речи правила написания раздели­тельных знаков; выполнять разбор слова по составу.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

% ® » уь м уь Jk

- Какую роль выполняет ъ в русском языке?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуще­ствляют поиск необходимой информации.)

- Назовите разделительные знаки.

- Произнесите слова: сел - съел.

- Где больше звуков? (Во втором слове: [с 'эл] - [с и 'эл].)

- Какой лишний звук появился? (Звук [й'].)

- Как обозначено на письме появление этого звука? (С помощью разделительного ъ.)

- Почему ъ можно назвать разделительным? (Он обозначает, что после него идет звук [и], который не дает слиться звукам [с] [э].)

- Почему же здесь пишется ъ, а не ь?

- Сравните пары слов без приставки и с приставкой.

- Чем различаются слова в каждой паре?

- Что общего в составе слов второго столбика? (Есть приставки.)

- В каком месте находится разделительный ъ? (После приставки и перед корнем.)

- Перед какими буквами пишется разделительный ъ? (Перед бу­квами е, ё, ю, я.)

- При разборе слова по составу ъ включается в приставку.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления разделительных знаках. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; форму­лируют выводы.)

- Прочитайте вслух слова так, как они записаны (упражне­ние 117). Такие слова существуют в действительности?

- Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получи­лись настоящие слова? (Добавим звук [й ].)

- А как показать на письме это правильное произношение? (Раз­делительным ъ.)

- Прочитайте плакат Летучей Мыши.

- Запишите слова правильно. Проверьте, есть ли в них пристав­ки. (Подъехал, предъявилТсьежился, предъюбилейный.)

- Перед какими буквами пишется ъ? Какие звуки обозначаются с помощью ъ?

- Прочитайте плакат Летучей Мыши и продолжите высказыва­ния:

1) Разделительный ъ пишется... (сразу после приставки и перед корнем).

2) Разделительный ъ пишется перед буквами... (е, ё, я, ю).

3) Разделительный ъ показывает... (что после него начинается корень).

- В чем сходство написания разделительных знаков? (Они пи­шутся перед буквами е, ё, ю, я и показывают, что следом за ними идет буква, обозначающая 2 звука: звук [й'] и звуки [э], [о], [у], [а].)

- В чем различие написания разделительных знаков? (Они пи­шутся в разных местах слова: ь - в корне и после корня, аъ - после приставок (дети пока еще не знают, после каких именно приста­вок!). Еще одно отличие в том, что разделительный ь пишется и перед буквой и.)

- Почему, чтобы не ошибиться в написании этих знаков, нужно хорошо знать состав слова?

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)

Работа в печатной тетради.

Правило. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях:

1) в начале слова, например: Юля, ель, яблоко, ёлка (дети мо­гут предложить другие слова)',

2) после разделительного ъ, например: предъюбилейный, съел, предъявить, объем;

3) после разделительного ь, например: вьюга, пьеса, белье, семья.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.