НАУЧНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТЫ
Цели деятельности учителя: уточнить, какой текст называется научным; учить различать научный и художественный тексты.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно анализировать содержание текста; дифференцировать научный и художественный тексты.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие словосочетания можно составить с этими словами?
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о видах текста; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.)
- Что вы знаете о тексте? Назовите виды текстов.
- Прочитайте текст (упражнение 55).
- Есть ли в тексте какие-то научные сведения о том, как образуется радуга? (Нет.)
- Определите основную мысль текста. (Плохо хвалиться.)
- Прочитайте еще один текст о радуге (упражнение 56).
- В этом тексте есть научные сведения о том, как образуется радуга? (Есть.)
- Прочитайте предложения, в которых об этом идет речь. Можно ли сказать, что в этих предложениях заключена основная мысль
текста?
III. Итог урока. Рефлексия. (Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
- В каком из двух текстов автор говорит о радуге и о солнце как о живых существах? (В первом тексте.)
- Из каких слов и выражений текста это видно? Прочитайте эти слова и выражения.
- Возможен ли такой прием в научном тексте? (Нет.)
Урок 143 Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ
Цель: уточнить правило написания разделительного ъ; учить употреблять разделительные ь и ъ на письме.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять в письменной речи правила написания разделительных знаков; выполнять разбор слова по составу.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
% ® » уь м уь Jk
- Какую роль выполняет ъ в русском языке?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о правилах написания разделительных знаков; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Назовите разделительные знаки.
- Произнесите слова: сел - съел.
- Где больше звуков? (Во втором слове: [с 'эл] - [с и 'эл].)
- Какой лишний звук появился? (Звук [й'].)
- Как обозначено на письме появление этого звука? (С помощью разделительного ъ.)
- Почему ъ можно назвать разделительным? (Он обозначает, что после него идет звук [и], который не дает слиться звукам [с] [э].)
- Почему же здесь пишется ъ, а не ь?
- Сравните пары слов без приставки и с приставкой.
- Чем различаются слова в каждой паре?
- Что общего в составе слов второго столбика? (Есть приставки.)
- В каком месте находится разделительный ъ? (После приставки и перед корнем.)
- Перед какими буквами пишется разделительный ъ? (Перед буквами е, ё, ю, я.)
- При разборе слова по составу ъ включается в приставку.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления разделительных знаках. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют выводы.)
- Прочитайте вслух слова так, как они записаны (упражнение 117). Такие слова существуют в действительности?
- Как нужно изменить произношение этих слов, чтобы получились настоящие слова? (Добавим звук [й ].)
- А как показать на письме это правильное произношение? (Разделительным ъ.)
- Прочитайте плакат Летучей Мыши.
- Запишите слова правильно. Проверьте, есть ли в них приставки. (Подъехал, предъявилТсьежился, предъюбилейный.)
- Перед какими буквами пишется ъ? Какие звуки обозначаются с помощью ъ?
- Прочитайте плакат Летучей Мыши и продолжите высказывания:
1) Разделительный ъ пишется... (сразу после приставки и перед корнем).
2) Разделительный ъ пишется перед буквами... (е, ё, я, ю).
3) Разделительный ъ показывает... (что после него начинается корень).
- В чем сходство написания разделительных знаков? (Они пишутся перед буквами е, ё, ю, я и показывают, что следом за ними идет буква, обозначающая 2 звука: звук [й'] и звуки [э], [о], [у], [а].)
- В чем различие написания разделительных знаков? (Они пишутся в разных местах слова: ь - в корне и после корня, аъ - после приставок (дети пока еще не знают, после каких именно приставок!). Еще одно отличие в том, что разделительный ь пишется и перед буквой и.)
- Почему, чтобы не ошибиться в написании этих знаков, нужно хорошо знать состав слова?
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
Работа в печатной тетради.
Правило. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях:
1) в начале слова, например: Юля, ель, яблоко, ёлка (дети могут предложить другие слова)',
2) после разделительного ъ, например: предъюбилейный, съел, предъявить, объем;
3) после разделительного ь, например: вьюга, пьеса, белье, семья.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.