III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления разделительных знаках. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
- Какие знаки мы называем разделительными?
- Сравните произношение слов в парах на плакате Летучей Мыши.
- В каком слове из двух больше звуков? (Во втором слове каждой пары звуков больше.)
- Какой новый звук появился? (Звук [й'].)
- Как мы на письме передаем то, что звуков стало больше, что появился звук [й']?
- Чтобы это обозначить на письме, используются разделительные знаки. В данном случае - разделительный ь.
- Посмотрите на второй плакат.
- В какой части слова пишется разделительный ь? (Ь пишется в корне.)
- Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Перед е, е, ю, я.)
- Что же обозначают эти буквы, которые идут после разделительного ь? (Они обозначают два звука. Один из них - всегда звук [й'], а на втором месте стоят звуки [э], [о], [у], [а].)
- Могут ли быть в словах с разделительным ь приставки?
- Продолжите высказывания:
1) Разделительный ь пишется перед... (е, е, ю, я).
2) Разделительный ь показывает, что после него идут буквы... (обозначающие два звука: [и 'э], [и 'о], [й 'у], [и 'а]).
3) Разделительный ь пишется... (в корне и после корня).
- Произнесите слова. Такие слова существуют (упражнение 116)?
- Запишите слова правильно. (Соловьи, муравьи, воробьи.)
- Подчеркните разделительный ь.
- После какой еще буквы может писаться разделительный ь? (Разделительный ь пишется перед «и».)
- Посмотрите на третий плакат. Чем он отличается от второго плаката? (Дано 5 букв и 5 слов с разделительным ь.)
- В чем сходство этих двух плакатов? (Они показывают, в каких случаях используется разделительный ь: в корне слова перед буквами е, е, ю, я, и, которые обозначают 2 звука.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши.
(Регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
Работа в печатной тетради: задания 65-67.
Задание 65.
В пословицу надо вставить новое словарное слово язык. (В слове пирог - парный согласный в конце слова, проверочное слово пироги. В слове грибами безударный гласный в корне слова - проверочное слово гриб. В слове держи безударный гласный в корне слова - проверочное слово держит.)
Задание 66.
В слове воробью после согласного в корне слова произносятся согласный звук [й'] и гласный [у], следовательно, пишем разделительный ь.
- Орфограмма жи-ши. (Жил, жили.)
- Объясните значение слов. (Дрессировщик - это человек, который дрессирует животных. Подполье - помещение под полом.)
Вывод: разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными буквами: е, е, и, ю, я.
Задание 67.
- Образуйте форму множественного числа. (Дерево - оно, следовательно, средний род. Оно - дерево, они - деревья. Во множественном числе после корня, оканчивающегося на согласный, слышим согласный звук [й'] и гласный звук. В слове деревья после в пишем разделительный ь и букву гласного я.)
ГУ. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Задание 68.
В данном упражнении учащиеся должны не только правильно записать слова, но и выполнить следующие задания:
- Найдите и подчеркните слова-названия предметов, в форму которых входят выделенные предлоги. (В первом предложении предлог в входит в форму слова-названия предмета в полях. В четвертом предложении предлог под входит в форму слова- названия предмета под ковром (трогаются в рост (под чем?) под ковром). В последнем предложении предлог в входит в форму сло- ва-названия предмета в землю (пустили цепкие корни (во что?) в землю), а предлог к - в форму слова-названия предмета к солнцу (тянутся (к чему?) к солнцу).)
- Поставьте слово подснежники в начальную форму, подберите к нему родственные слова, разберите его по составу и устно объясните, как оно образовалось. (Подснежники - начальная форма (один что?) подснежник. Родственные слова - снег, снежный, снежинка. В слове подснежник выделяем корень снеж (при образовании родственных слов в корне происходит чередование звуков [к] / [ж], которое обозначается буквами г /ж) и нулевое окончание. Слово подснежник образовалось от слова снег сразу при помощи приставки и суффикса. От слова снег отсекли нулевое окончание и к основе снег добавили приставку под- и суффикс -ник-, завершили слово нулевым окончанием. Выделяем приставку под- и суффикс -ник-.)
Урок 142
Дата: 2019-02-19, просмотров: 321.