Учащиеся анализируют диктант и выполняют работу над ошибками
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, материалов учебника, собственного опыта; логические - до­полняют и расширяют имеющиеся знания и представления разде­лительных знаках. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)

- Какие знаки мы называем разделительными?

- Сравните произношение слов в парах на плакате Летучей Мыши.

- В каком слове из двух больше звуков? (Во втором слове ка­ждой пары звуков больше.)

- Какой новый звук появился? (Звук [й'].)

- Как мы на письме передаем то, что звуков стало больше, что появился звук [й']?

- Чтобы это обозначить на письме, используются разделитель­ные знаки. В данном случае - разделительный ь.

- Посмотрите на второй плакат.

- В какой части слова пишется разделительный ь? (Ь пишется в корне.)

- Перед какими буквами пишется разделительный ь? (Перед е, е, ю, я.)

- Что же обозначают эти буквы, которые идут после раздели­тельного ь? (Они обозначают два звука. Один из них - всегда звук [й'], а на втором месте стоят звуки [э], [о], [у], [а].)

- Могут ли быть в словах с разделительным ь приставки?

- Продолжите высказывания:

1) Разделительный ь пишется перед... (е, е, ю, я).

2) Разделительный ь показывает, что после него идут буквы... (обозначающие два звука: [и 'э], [и 'о], [й 'у], [и 'а]).

3) Разделительный ь пишется... (в корне и после корня).

- Произнесите слова. Такие слова существуют (упражне­ние 116)?

- Запишите слова правильно. (Соловьи, муравьи, воробьи.)

- Подчеркните разделительный ь.

- После какой еще буквы может писаться разделительный ь? (Разделительный ь пишется перед «и».)

- Посмотрите на третий плакат. Чем он отличается от второго плаката? (Дано 5 букв и 5 слов с разделительным ь.)

- В чем сходство этих двух плакатов? (Они показывают, в каких случаях используется разделительный ь: в корне слова перед буква­ми е, е, ю, я, и, которые обозначают 2 звука.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши.

(Регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют поша­говый контроль своих действий.)

Работа в печатной тетради: задания 65-67.

Задание 65.

В пословицу надо вставить новое словарное слово язык. (В слове пирог - парный согласный в конце слова, проверочное сло­во пироги. В слове грибами безударный гласный в корне слова - проверочное слово гриб. В слове держи безударный гласный в корне слова - проверочное слово держит.)

Задание 66.

В слове воробью после согласного в корне слова произносятся согласный звук [й'] и гласный [у], следовательно, пишем раздели­тельный ь.

- Орфограмма жи-ши. (Жил, жили.)

- Объясните значение слов. (Дрессировщик - это человек, кото­рый дрессирует животных. Подполье - помещение под полом.)

Вывод: разделительный ь пишется после согласных букв пе­ред гласными буквами: е, е, и, ю, я.

Задание 67.

- Образуйте форму множественного числа. (Дерево - оно, сле­довательно, средний род. Оно - дерево, они - деревья. Во множест­венном числе после корня, оканчивающегося на согласный, слышим согласный звук [й'] и гласный звук. В слове деревья после в пишем разделительный ь и букву гласного я.)

ГУ. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают тек­стовый материал; применяют освоенные способы действия; дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Задание 68.

В данном упражнении учащиеся должны не только правильно записать слова, но и выполнить следующие задания:

- Найдите и подчеркните слова-названия предметов, в форму которых входят выделенные предлоги. (В первом предложении предлог в входит в форму слова-названия предмета в полях. В четвертом предложении предлог под входит в форму слова- названия предмета под ковром (трогаются в рост (под чем?) под ковром). В последнем предложении предлог в входит в форму сло- ва-названия предмета в землю (пустили цепкие корни (во что?) в землю), а предлог к - в форму слова-названия предмета к солнцу (тянутся (к чему?) к солнцу).)

- Поставьте слово подснежники в начальную форму, подберите к нему родственные слова, разберите его по составу и устно объяс­ните, как оно образовалось. (Подснежники - начальная форма (один что?) подснежник. Родственные слова - снег, снежный, снежинка. В слове подснежник выделяем корень снеж (при образовании род­ственных слов в корне происходит чередование звуков [к] / [ж], ко­торое обозначается буквами г /ж) и нулевое окончание. Слово под­снежник образовалось от слова снег сразу при помощи приставки и суффикса. От слова снег отсекли нулевое окончание и к основе снег добавили приставку под- и суффикс -ник-, завершили слово ну­левым окончанием. Выделяем приставку под- и суффикс -ник-.)

Урок 142

Дата: 2019-02-19, просмотров: 270.