ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО
ГЛАСНОГО
Цели деятельности учителя: учить указывать способ словообразования (сложением основ с соединительным гласным); формировать умение находить по обратному словарю сложные слова на букву т\ закреплять умение писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно анализировать формы сложных слов; различать предлоги и приставки; применять правила орфографии на письме.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
f j /_____________ /__
Т f (Г /9! у
- Чем похожи эти слова?
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - осуществляют анализ структуры сложных слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.)
- Какие слова называются сложными?
- Прочитайте отрывки из стихотворения С. Маршака (упражнение 113).
- Подберите проверочные слова. (На кровать - на мягкую кровать, нЗдевать - надевать (что?) рубашку, в рукава - в длинные рукава, проЪунул — про1 - приставка, оказалось - о1 - приставка, кажется.)
- Как различать предлоги и приставки?
- Запишите стихотворение.
- Прочитайте стихотворение дальше (упражнение 114).
- Написание каких слов вы уточните в словарях? (Пальто, перчатки.)
- Объясните написание каждого трудного случая. (Надевать - надевать (что?) пальто, ша[п]ки - нет шапок, на ходу - ход, на дел - надел (что?) сковороду, наЫянул - на* - приставка, тянет, на пятки - на чистые пятки.)
- Запишите четвертую и пятую части стихотворения.
(Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
•Фронтальная работа.
- Прочитайте. Восстановите текст: впишите в кружки номер каждого предложения.
О Вот до суши осталось только пять метров.
О Однажды убегал за..ц от е..баки и прыгнул в (вода)
О С..бака с пассажиром поплыла к (берег)____________
О За..ц спрыгнул и был таков.
fN Вдруг за..ц круто повернулся и прыгнул
на(спина)собаки. О С..бака поплыла за ним.
По В. Яковлевой.
III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; сопоставляют выполненную работу с образцом.)
- Придумайте заголовок к тексту.
- Выделите окончания в словах, которые были в скобках.
- Раскрывая скобки, вам пришлось менять форму слова или подбирать однокоренное слово?
- Нужные орфограммы подчеркните.
Урок 139
Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА
ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО
ГЛАСНОГО
Цели деятельности учителя: учить составлять схемы словообразования; формировать умение различать приставки и предлоги, пользоваться этимологическим и орфографическим словарями; закреплять умение писать слова с изученными орфограммами.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно образовывать формы сложных слов с помощью соединительного гласного; применять правила орфографии на письме; работать с этимологическим и орфографическим словарями.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Чем похожи эти слова? Как они называются?
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические — осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
- Как образуются сложные слова?
-Прочитайте отрывки из стихотворения С. Маршака (упражнение 115).
- Объясните, как получились слова «трамвал» и «вокзай». (Рассеянный человек спутал конечные буквы основ слов трамвай и вокзал.)
- Сравните слова: вагоновожатый — вагоноуважаемый.
- Какое из них существует, а какое - нет? (Существует слово «вагоновожатый».)
- Как получились сложные слова? (Вагон / + вожатый = вагоновожатый, вагон / + уважаемый = вагоноуважаемый.)
- Подберите проверочные слова к сомнительным написаниям. (На трамвае — на новом трамвае, на вокзал - на железнодорожный вокзал, открывая -от- приставка, вожатому - водит.)
III. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
1. Читай и ошибки исправляй.
Только кдаске отвернулся учитель, а я раз - и подпарту Как заметит, что я исчез, ужастно, наверное, удивится.
Интересно, что он подумает? Станет спрашивать у всех, куда я делся, - вот смеху-то будет!
Уже полурока прошло, я все сежу. «Когда же, - думаю - он увидит, что меня вклассе нет?»
В. Голявкин.
2. Прочитай. Проверь написание выделенных слов.
О А еще раньше Ежик никем не был. Поэтому и теперь иногда он спрячется и седит так тихо, будто его нет.
Q Раньше Ежик был портным... Поэтому у него столько иго- лок.
Q Еще раньше Ежику довелось быть катом. Kj Lt^Ql \ Каты любят ловить мышей, пить из блюдечька ма- локо. Вот и Ежик любит пить молако и лавить мы- шей.
В. Хмельницкий.
- Укажи цифрами порядок абзацев и озаглавь текст.
Урок 140
Тема: ДИКТАНТ «ПТИЧЬИ ХЛОПОТЫ» С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Цель: выявить умения проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила орфографии в письменной речи.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
мт^ яму гуц ^ tw
- Какие слова здесь «спрятались»? Что означает словосочетание «птичьи хлопоты»?
II. Знакомство с текстом диктанта. (Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические - осуществляют анализ текста диктанта.)
ПТИЧЬИ ХЛОПОТЫ
На дворе весна. Йрко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кругом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У березки золотые сережки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много раббты. Они вьют гнезда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы.
Хорошо весной!
III. Написание диктанта.
IV. Грамматические задания. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
1. Выдели основу во втором предложении.
2. Покажи, от каких слов образовались слова травка и березка:
травка -...,
березка -....
Разбери слова травка и березка по составу.
3. Выпиши слово птичьи. Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив его в начальную форму. Выдели корни. Покажи, какие звуки чередуются в корне: [']/[].
V. Анализ текста диктанта.
(объем - 40 слов)
В тексте:
1) словарные слова - 4 (весело, березки, работы, хорошо);
2) слова с безударными гласными в корне - 12;
3) слова с парными звонкими согласными в середине слова - 3;
4) слова с разделительным ь - 4;
5) слова с непроизносимым согласным звуком - 1.
VI. Итог урока. (Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы.)
- Написание каких слов вызвало затруднение?
- Какие грамматические задания вы не смогли выполнить?
- Кто уверен, что работа выполнена отлично?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 332.