Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО

ГЛАСНОГО

Цели деятельности учителя: учить указывать спо­соб словообразования (сложением основ с соединительным глас­ным); формировать умение находить по обратному словарю слож­ные слова на букву т\ закреплять умение писать слова с изученны­ми орфограммами.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно анализировать формы сложных слов; различать предлоги и приставки; применять правила орфографии на письме.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

f j /_____________ /__

Т f (Г /9! у

- Чем похожи эти слова?

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и слова­ря; логические - осуществляют анализ структуры сложных слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; ар­гументируют собственное мнение.)

- Какие слова называются сложными?

- Прочитайте отрывки из стихотворения С. Маршака (уп­ражнение 113).

- Подберите проверочные слова. (На кровать - на мягкую кро­вать, нЗдевать - надевать (что?) рубашку, в рукава - в длинные рукава, проЪунул — про1 - приставка, оказалось - о1 - приставка, кажется.)

- Как различать предлоги и приставки?

- Запишите стихотворение.

- Прочитайте стихотворение дальше (упражнение 114).

- Написание каких слов вы уточните в словарях? (Пальто, пер­чатки.)

- Объясните написание каждого трудного случая. (Надевать - надевать (что?) пальто, ша[п]ки - нет шапок, на ходу - ход, на дел - надел (что?) сковороду, наЫянул - на* - приставка, тянет, на пятки - на чистые пятки.)

- Запишите четвертую и пятую части стихотворения.

(Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют

с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют поша­говый контроль своих действий.)

•Фронтальная работа.

- Прочитайте. Восстановите текст: впишите в кружки номер каждого предложения.

О Вот до суши осталось только пять метров.

О Однажды убегал за..ц от е..баки и прыгнул в (вода)

О С..бака с пассажиром поплыла к (берег)____________

О За..ц спрыгнул и был таков.

fN Вдруг за..ц круто повернулся и прыгнул

на(спина)собаки. О С..бака поплыла за ним.


По В. Яковлевой.

III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; сопоставляют выполненную работу с образцом.)

- Придумайте заголовок к тексту.

- Выделите окончания в словах, которые были в скобках.

- Раскрывая скобки, вам пришлось менять форму слова или подбирать однокоренное слово?

- Нужные орфограммы подчеркните.

Урок 139

Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА

ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО

ГЛАСНОГО

Цели деятельности учителя: учить составлять схе­мы словообразования; формировать умение различать приставки и предлоги, пользоваться этимологическим и орфографическим словарями; закреплять умение писать слова с изученными орфо­граммами.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно образовывать формы сложных слов с помощью соедини­тельного гласного; применять правила орфографии на письме; ра­ботать с этимологическим и орфографическим словарями.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа,

организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

- Чем похожи эти слова? Как они называются?

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические — осуществляют по­иск необходимой информации. Коммуникативные: строят понят­ные речевые высказывания; формулируют выводы.)

- Как образуются сложные слова?

-Прочитайте отрывки из стихотворения С. Маршака (уп­ражнение 115).

- Объясните, как получились слова «трамвал» и «вокзай». (Рассеянный человек спутал конечные буквы основ слов трамвай и вокзал.)

- Сравните слова: вагоновожатый — вагоноуважаемый.

- Какое из них существует, а какое - нет? (Существует слово «вагоновожатый».)

- Как получились сложные слова? (Вагон / + вожатый = ваго­новожатый, вагон / + уважаемый = вагоноуважаемый.)

- Подберите проверочные слова к сомнительным написаниям. (На трамвае — на новом трамвае, на вокзал - на железнодорож­ный вокзал, открывая -от- приставка, вожатому - водит.)

III. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока. (Регу­лятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый кон­троль своих действий.)

1. Читай и ошибки исправляй.

Только кдаске отвернулся учитель, а я раз - и подпарту Как за­метит, что я исчез, ужастно, наверное, удивится.

Интересно, что он подумает? Станет спрашивать у всех, куда я делся, - вот смеху-то будет!

Уже полурока прошло, я все сежу. «Когда же, - думаю - он увидит, что меня вклассе нет?»

В. Голявкин.

2. Прочитай. Проверь написание выделенных слов.

О А еще раньше Ежик никем не был. Поэтому и теперь иногда он спрячется и седит так тихо, будто его нет.

Q Раньше Ежик был портным... Поэтому у него столько иго- лок.

Q Еще раньше Ежику довелось быть катом. Kj Lt^Ql \ Каты любят ловить мышей, пить из блюдечька ма- локо. Вот и Ежик любит пить молако и лавить мы- шей.

В. Хмельницкий.

- Укажи цифрами порядок абзацев и озаглавь текст.

Урок 140

Тема: ДИКТАНТ «ПТИЧЬИ ХЛОПОТЫ» С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

Цель: выявить умения проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости со­гласные, непроизносимые согласные), жи-ши, ча-ща, чу-щу в раз­ных частях слова; писать словарные слова в соответствии с зало­женным в программе минимумом.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять правила орфографии в письменной речи.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

мт^ яму гуц ^ tw

- Какие слова здесь «спрятались»? Что означает словосочета­ние «птичьи хлопоты»?

II. Знакомство с текстом диктанта. (Познавательные: обще­учебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логиче­ские - осуществляют анализ текста диктанта.)

ПТИЧЬИ ХЛОПОТЫ

На дворе весна. Йрко светит солнце. Весело журчат ручьи. Кру­гом молодая травка. Деревья надели зеленые платья. У березки золотые сережки. Всюду слышны птичьи голоса. Весной у птиц много раббты. Они вьют гнезда. Скоро в каждом гнезде запищат птенцы.

Хорошо весной!

III. Написание диктанта.

IV. Грамматические задания. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

1. Выдели основу во втором предложении.

2. Покажи, от каких слов образовались слова травка и березка:

травка -...,

березка -....

Разбери слова травка и березка по составу.

3. Выпиши слово птичьи. Найди в тексте и запиши под ним родственное слово, поставив его в начальную форму. Выдели кор­ни. Покажи, какие звуки чередуются в корне: [']/[].

V. Анализ текста диктанта.

(объем - 40 слов)

В тексте:

1) словарные слова - 4 (весело, березки, работы, хорошо);

2) слова с безударными гласными в корне - 12;

3) слова с парными звонкими согласными в середине слова - 3;

4) слова с разделительным ь - 4;

5) слова с непроизносимым согласным звуком - 1.

VI. Итог урока. (Коммуникативные: строят понятные рече­вые высказывания; формулируют ответы на вопросы.)

- Написание каких слов вызвало затруднение?

- Какие грамматические задания вы не смогли выполнить?

- Кто уверен, что работа выполнена отлично?

Дата: 2019-02-19, просмотров: 297.