- Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106).
- Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы соединительных гласных.
- Разные ли это буквы? (Это буквы о и е.)
- Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили? (5 групп.)
- Какие корни стоят в них на втором месте? (-пад-, -вед-, -ед-, -вод-, -ход-.)
- Найдите слова, где вторым корнем является корень -ход-.
- Отыщите среди них слово, подсказавшее поэту А. Усачеву слово «папоход». (Слово «пароход».)
- Откройте обратный словарь на букву т.
- Найдите сложные слова, в которых одним из корней является корень -лет-.
- Благодаря какому слову из списка в голове у поэта родилось слово «паполет»? (Слово «вертолет».)
- Откройте обратный словарь на букву з. Прочитайте список полностью. Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово «паповоз». (Слово «паровоз».)
- Какие еще сложные слова есть в этом списке? Назовите второй корень, (-лаз-.)
- Какая буква соединительного гласного? (Водолаз, скалолаз.)
- Буквы «о» и «е» могут соединять основы двух разных слов. Это буквы соединительных гласных.
- Прочитайте шуточный текст И. Токмаковой (упражнение 107).
- Как называется этот текст? (Это скороговорка.) Какие слова являются сложными? Запишите сложные слова в начальной форме.
- Подчеркните букву соединительного гласного в каждом случае. (((ашевар, ксш/е!ед. Кашевар - тот, кто варит кашу. Кашеед - тот, кто кашу ест.)
- Слово «кашалот» не является сложным. Кашалот - это зубастый кит. Что не учел Миша? (Во-первых, слово кашалот не состоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немецкого, в немецком - из французского, во французском - из португальского, где означало «рыбу с большой головой»); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устройство этого слова: в нем нет тех букв (о или е), которые могут соединять основы двух разных слов в единое сложное слово.)
(.Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)
- Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Юдина «Ночной лес» (упражнение 108).
- Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите? (Три группы.)
- Выделите корни в родственных словах.
Ползет ползун^ ползучий, Скрипит скрипун скрипучий. И, глубоко вздохнув, Заплакал плач плакучий.
- Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 109).
- Из первой части стихотворения выпишите родственные слова в начальной форме. Выделите корни. (Синий, синева.)
- Из второй части выпишите сложные слова в начальной форме. Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных. (Самолет, паровоз.)
- Спишите вторую часть стихотворения правильно, но так, будто это не стихи. (Самолеты целый час (часы) в небе кувыркаются! Паровоз (паровозы) вздохнул (вздох): «У нас так не полагается...».)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
Работа в печатной тетради: задания 62-64.
Задание 62.
(Чёрнощекий (черные щеки). Белозубый (белые зубы). Синеглазый (синие глаза). Желторотый (желтый рот). Чернослив (черная слива).)
Задание 63.
- От каких слов образованы данные слова? (Широкозеленоли- стый - широкий, зеленый, лист. Зеленобелогубые - зеленый, белый, губа.)
Задание 64.
(Для того, чтобы выделить корень, подберу родственные слова: ходить, переход. В слове проходить корень ход. Часть слова, стоящая перед корнем, - приставка. Выделяю приставку про-.
Слово проходить образовалось от слова ходить с помощью приставки про-.)
Урок 135
Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА
ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО
ГЛАСНОГО
Цели деятельности учителя: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять строение сложных слов, соединительный гласный.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа иад каллиграфией.
- Чем похожи эти слова? Как они называются?
II. Актуализация опорных знаний. (.Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические - осуществляют поиск необходимой информации.
- Прочитайте разговор Миши, Маши и Волшебницы. (В образовании сложного слова участвуют основы двух слов.)
- Как образовалось слово «лесопарк»? (Сначала слово лес лишилось своего окончания - осталась основа; затем слово парк лишилось своего окончания - осталась основа. Затем к основе первого слова с помощью буквы о присоединилась основа второго слова. Получилось слово лесопарк-мужского рода с нулевым окончанием.)
- Как образовалось слово «лесополоса»? (Сначала слово лес лишилось своего окончания - осталась основа; затем слово полоса лишилось своего окончания - осталась основа полос /. Затем к основе первого слова с помощью буквы о присоединилась основа второго слова. Получилось слово лесополоса - женского рода с окончанием -а.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - осуществляют анализ структуры сложных слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
- Покажите письменно, как образовалось слово «лесостепь» и «лесозавод» (упражнение 102). (Лес / + степь / = лесостет\ | ; лес / + завод / = лесозавод |.)
- Что означают слова «лесоруб» и «лесовоз»? (Лесоруб - человек, который рубит лес. Лесовоз - машина, которая возит лес.)
- Объясните письменно значение каждого из этих слов через родственные ему слова.
Лес / + руб / = лесоруб! I, лес / + воз / = лесовоз^ .
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Сороконожка» (упражнение 103).
- Какую букву напишете в слове «сороконожка» на месте звука [ш]? (Букву «ж».)
- Найдите в тексте два слова, благодаря которым появилось слово «сороконожка». (Сорок ножек <— сороконожка.)
- Спишите текст стихотворения, записывая в скобках проверочные слова.
Целых сорок ножек У (ножек) сороконожки - Весело (веселый) бежали (бег) По лесной (лес) дорожке (дороженька).
- Каким общим словом можно назвать эти слова (упражнение 104)? (Сложные слова.)
- Запишите эти слова в два столбика: 1) слова, обозначающие людей; 2) слова, обозначающие неживые предметы.
- Подчеркните в каждом слове букву соединительного гласного.
|
Кто? Трубочист, зверолов, птицевод, полотер.
Что? Дымоход, листопад, вертолет, небоскреб.
|
IV. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)
Работа в печатной тетради: задания 58-61.
Задание 58.
(Новое словарное слово: фамилия. Орфограмма ча-ща: отвечайте.)
Задание 59.
(Гололед - так говорят, когда очень скользко, то есть голый лед. Буква соединительного гласного - о. Косолапый - шутливое название медведя. Так говорят о том, кто ходит пятками врозь, носками внутрь. Косые лапы (ноги). Лежебока - от слов лежать, бок. Водомерка - от слов вода, мерить. Толстопятые - толстые пяты (пятки). Сыроежки - от слов сырые, есть.)
Задание 60.
(Сорт - рост, аист - стаи, арфа - фара, кони - кино.)
Задание 61.
- Выделите соединительные гласные. (Листопад, носорог, кораблекрушение, сухофрукты.)
Урок 136
Дата: 2019-02-19, просмотров: 409.