III. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Откройте обратный словарь на букву д (упражнение 106).

- Найдите сложные слова: у них цветом выделены буквы со­единительных гласных.

- Разные ли это буквы? (Это буквы о и е.)

- Сколько всего групп сложных слов вы обнаружили? (5 групп.)

- Какие корни стоят в них на втором месте? (-пад-, -вед-, -ед-, -вод-, -ход-.)

- Найдите слова, где вторым корнем является корень -ход-.

- Отыщите среди них слово, подсказавшее поэту А. Усачеву слово «папоход». (Слово «пароход».)

- Откройте обратный словарь на букву т.

- Найдите сложные слова, в которых одним из корней является корень -лет-.

- Благодаря какому слову из списка в голове у поэта родилось слово «паполет»? (Слово «вертолет».)

- Откройте обратный словарь на букву з. Прочитайте список полностью. Найдите среди слов то, благодаря которому появилось слово «паповоз». (Слово «паровоз».)

- Какие еще сложные слова есть в этом списке? Назовите вто­рой корень, (-лаз-.)

- Какая буква соединительного гласного? (Водолаз, скалолаз.)

- Буквы «о» и «е» могут соединять основы двух разных слов. Это буквы соединительных гласных.

- Прочитайте шуточный текст И. Токмаковой (упражнение 107).

- Как называется этот текст? (Это скороговорка.) Какие слова являются сложными? Запишите сложные слова в начальной форме.

- Подчеркните букву соединительного гласного в каждом слу­чае. (((ашевар, ксш/е!ед. Кашевар - тот, кто варит кашу. Кашеед - тот, кто кашу ест.)

- Слово «кашалот» не является сложным. Кашалот - это зуба­стый кит. Что не учел Миша? (Во-первых, слово кашалот не со­стоит из разных частей (в русском языке оно появилось из немец­кого, в немецком - из французского, во французском - из порту­гальского, где означало «рыбу с большой головой»); во-вторых, даже если мы этого не знаем, мы можем посмотреть на устрой­ство этого слова: в нем нет тех букв (о или е), которые могут со­единять основы двух разных слов в единое сложное слово.)

(.Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в со­ответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)

- Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Юдина «Ночной лес» (упражнение 108).

- Запишите текст. Сколько групп родственных слов вы видите? (Три группы.)

- Выделите корни в родственных словах.

Ползет ползун^ ползучий, Скрипит скрипун скрипучий. И, глубоко вздохнув, Заплакал плач плакучий.

- Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 109).

- Из первой части стихотворения выпишите родственные слова в начальной форме. Выделите корни. (Синий, синева.)

- Из второй части выпишите сложные слова в начальной фор­ме. Выделите корни, подчеркните буквы соединительных гласных. (Самолет, паровоз.)

- Спишите вторую часть стихотворения правильно, но так, буд­то это не стихи. (Самолеты целый час (часы) в небе кувыркаются! Паровоз (паровозы) вздохнул (вздох): «У нас так не полагает­ся...».)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность вы­полнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)

Работа в печатной тетради: задания 62-64.

Задание 62.

(Чёрнощекий (черные щеки). Белозубый (белые зубы). Синегла­зый (синие глаза). Желторотый (желтый рот). Чернослив (черная слива).)

Задание 63.

- От каких слов образованы данные слова? (Широкозеленоли- стый - широкий, зеленый, лист. Зеленобелогубые - зеленый, белый, губа.)

Задание 64.

(Для того, чтобы выделить корень, подберу родственные сло­ва: ходить, переход. В слове проходить корень ход. Часть слова, стоящая перед корнем, - приставка. Выделяю приставку про-.

Слово проходить образовалось от слова ходить с помощью при­ставки про-.)

Урок 135

Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СЛОЖНЫЕ СЛОВА

ИЗ ДВУХ КОРНЕЙ С БУКВОЙ СОЕДИНИТЕЛЬНОГО

ГЛАСНОГО

Цели деятельности учителя: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушев­ленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять строение сложных слов, соединительный гласный.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа иад каллиграфией.

- Чем похожи эти слова? Как они называются?

II. Актуализация опорных знаний. (.Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о структуре сложных слов; логические - осуществляют поиск необ­ходимой информации.

- Прочитайте разговор Миши, Маши и Волшебницы. (В обра­зовании сложного слова участвуют основы двух слов.)

- Как образовалось слово «лесопарк»? (Сначала слово лес ли­шилось своего окончания - осталась основа; затем слово парк ли­шилось своего окончания - осталась основа. Затем к основе перво­го слова с помощью буквы о присоединилась основа второго слова. Получилось слово лесопарк-мужского рода с нулевым окончанием.)

- Как образовалось слово «лесополоса»? (Сначала слово лес лишилось своего окончания - осталась основа; затем слово полоса лишилось своего окончания - осталась основа полос /. Затем к ос­нове первого слова с помощью буквы о присоединилась основа вто­рого слова. Получилось слово лесополоса - женского рода с оконча­нием -а.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - используют модели и схемы для решения учебной зада­чи; логические - осуществляют анализ структуры сложных слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)

- Покажите письменно, как образовалось слово «лесостепь» и «лесозавод» (упражнение 102). (Лес / + степь / = лесостет\ | ; лес / + завод / = лесозавод |.)

- Что означают слова «лесоруб» и «лесовоз»? (Лесоруб - чело­век, который рубит лес. Лесовоз - машина, которая возит лес.)

- Объясните письменно значение каждого из этих слов через родственные ему слова.

Лес / + руб / = лесоруб! I,                  лес / + воз / = лесовоз^ .

- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Усачева «Сороко­ножка» (упражнение 103).

- Какую букву напишете в слове «сороконожка» на месте звука [ш]? (Букву «ж».)

- Найдите в тексте два слова, благодаря которым появилось слово «сороконожка». (Сорок ножек <— сороконожка.)

- Спишите текст стихотворения, записывая в скобках прове­рочные слова.

Целых сорок ножек У (ножек) сороконожки - Весело (веселый) бежали (бег) По лесной (лес) дорожке (дороженька).

- Каким общим словом можно назвать эти слова (упражне­ние 104)? (Сложные слова.)

- Запишите эти слова в два столбика: 1) слова, обозначающие людей; 2) слова, обозначающие неживые предметы.

- Подчеркните в каждом слове букву соединительного гласного.


 


 


Кто? Трубочист, зверолов, птицевод, полотер.

Что? Дымоход, листопад, вер­толет, небоскреб.


 


 


IV. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; применяют освоенные способы действия.)

Работа в печатной тетради: задания 58-61.

Задание 58.

(Новое словарное слово: фамилия. Орфограмма ча-ща: отвечайте.)

Задание 59.

(Гололед - так говорят, когда очень скользко, то есть голый лед. Буква соединительного гласного - о. Косолапый - шутливое название медведя. Так говорят о том, кто ходит пятками врозь, носками внутрь. Косые лапы (ноги). Лежебока - от слов лежать, бок. Водомерка - от слов вода, мерить. Толстопятые - толстые пяты (пятки). Сыроежки - от слов сырые, есть.)

Задание 60.

(Сорт - рост, аист - стаи, арфа - фара, кони - кино.)

Задание 61.

- Выделите соединительные гласные. (Листопад, носорог, ко­раблекрушение, сухофрукты.)







Урок 136

Дата: 2019-02-19, просмотров: 409.