РАБОТА С КАРТИНОЙ К. ПЕТРОВА-ВОДКИНА «УТРЕННИЙ НАТЮРМОРТ»
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием «натюрморт»; учить работать с репродукцией; формировать умение пользоваться толковым словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся оперировать понятием «натюрморт»; самостоятельно составлять описательный рассказ по картине; находить информацию в толковом словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово здесь «спрятано»? Что означает слово натюрморт?
II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
- Прочитайте текст в упражнении 41 и определите его тему. (Зима в лесу.)
- Разделите текст на три части по смыслу.
- Какая тема соответствует каждой части?
- Как можно назвать каждую часть текста? Покажите это в плане текста.
План.
1. Снежные узоры.
2. Звуки в зимнем лесу.
3. Следы на снегу.
- Какие слова и выражения в тексте передают присутствие человека в зимнем лесу?
- В каком предложении выражено главное переживание автора? (В последнем предложении.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о сюжете картины; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: составляют пересказ текста, используя выразительные средства языка; соблюдают орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)
- Можно ли передать присутствие людей на картине, если на ней нарисованы только предметы?
- Рассмотрите в «Музейном Доме» картину Кузьмы Петрова- Водкина «Утренний натюрморт» (упражнение 42).
- Что такое натюрморт?
- Чувствуется ли, что люди где-то рядом? (Обратите внимание на стакан чая, на спичечный коробок. Стакан с чаем еще полный: такое впечатление, что в нем только что размешивали ложечкой сахар. Спичечный коробок как будто кто-то небрежно бросил на стол. На столе также лежит яйцо и картофелина: похоже, люди еще не позавтракали.)
- На кого смотрит собака?
- Рассмотрите, кто отражается в зеркальной грани самовара. Можете взять лупу! (В зеркальной грани самовара можно рассмотреть отражение рыжей кошки. Судя по этому отражению, сама кошка сидит как раз там, куда направлен взгляд собаки.)
- Кого ждет собака? (Собака, скорее всего, дожидается, когда люди сядут завтракать, и надеется, что ее тоже чем-нибудь угостят.)
- Цветы в баночке на столе полевые или садовые? (Это синие лесные колокольчики и желтые полевые цветы, похожие на ромашки.)
- Когда был собран букет: накануне вечером или утром перед завтраком? Обратите внимание на количество воды в баночке. (Баночка только наполовину заполнена водой: цветы, наверное, уже «выпили» часть воды. Значит они, скорее всего, были сорваны накануне, вчера.)
- Как вы думаете, яйцо и картофелина приготовлены на завтрак или остались с ужина? (Это неважно. Главное, чтобы школьники почувствовали в натюрморте присутствие людей.)
- Видно ли, что о самоваре заботятся, следят за его состоянием? (Да, самовар тщательно начищен, его грани блестят, словно зеркало. Можно объяснить детям, что это особый самовар в форме чайника: вместо краника у него чайный носик, есть ножки, труба открыта и лежит на столе, как и крышечка от трубы.)
- Рассмотрите внимательно поверхность самого стола. Можете взять лупу! Этот стол находится в городской квартире, или это дачный стол? (Стол, скорее всего, дачный: с глубокой трещиной и мелкими трещинками и царапинами, с вытершейся от старости или от дождя краской.)
- Где он стоит: в комнате или на веранде, на открытом воздухе? Почему вы так думаете? (Возможно, стол стоит на открытой веранде. В картине есть ощущение мягкого утреннего освещения и свежего воздуха.)
- Люди еще вернутся к столу? (Конечно, ведь они еще не позавтракали, да и собака с кошкой знают привычки своих хозяев и ждут у стола не напрасно.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 97.
Учащиеся выполняют самостоятельно.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 635.