- Сравните состав данных слов; значения слов.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о составе слова; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Что такое суффикс? Какой суффикс обозначает лиц женского пола? Какой суффикс обозначает лиц мужского пола?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Откройте обратный словарь на к (упражнение 53).
- Найдите слова с основой на -щик. Что вы можете сказать об этих словах? Л
- Что обозначает суффикс -щик? (Суффикс -щик- обозначает людей мужского пола.)
- Как будут звучать парные им слова, обозначающие людей женского пола? На какую букву и на какое сочетание букв надо открыть обратный словарь, чтобы найти эти слова? (На букву а.)
- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -щица.
- Запишите три пары слов, обозначающих людей одной профессии, но разного пола. (Кладов(цик - кладовщица; упаковщик - упаковщица; танцовщик - танцовщица.)
IV. Словарная работа. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
- Прочитайте стихотворение А. Усачева «Пудинг» (упражнение 54).
- Что означает слово «пудинг»? Прочитайте стихотворение по- другому, заменяя слова, придуманные поэтом, на обычные слова.
Учащиеся читают: «Потому что пудинг - очень вкусное блюдо. Тот, кто любит пудинг и часто ходит в гости, не бывает худ (худым), а бывает толст (толстым)».
- В слове «пудинг» нет суффикса. Но поэт напоминает, что слово пришло из английского языка, в котором этот суффикс есть.
- Покажите, как образовал поэт новые смешные слова.
Гостинг <— гость,
.гость, > .гость. /,
,гость / + Инг, +1 | = .гостинг,| |;
толстинг <г- толстый |
худинг <г- худой,
Работа в печатной тетради: задание 37.
- Прочитайте задание. В каких случаях буквы е, е, ю, я в начале слова обозначают два звука? (В слове [м 'эл'] - три звука; если убрать букву м, то получится слово ель [й 'эл'], в котором также три звука. Записываем слово ель.)
Слова, которые записывают дети: ель, яд, ямка, еда, елка.
V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; оценивают правильность выполнения задания на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
• Игра «Закинь мяч в сетку».
Направьте в сетку только те мячи, на которых написаны слова с указанной орфограммой. В пустые мячи впишите свои слова.
- Выпишите слова с указанной орфограммой, рядом с каждым напишите проверочное слово.
Урок 109
Дата: 2019-02-19, просмотров: 614.