Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. СНОВА СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить объяснять зна­чение однокоренных слов; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение составлять схему образова­ния новых слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять с помощью суффиксов род существительного; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее со­держание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие это части слова? (Суффиксы.)

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; используют модели и схемы для решения учебной задачи; логиче­ские - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представле­ния о составе слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы; аргументируют собственное мнение.)

- Образуйте от слова «волк» два других слова с суффиксами -uif- и -iv?- (упражнение 49).

- Покажите это письменно.

Волк / + иц + [а] =,волчиц,[а] ([к] / [ч']);

.волк / + их + [а] = |волчих,[а] ([к] / [ч']).

- Какие звуки чередуются в корне? Можно ли сказать, что суффикс -иц- иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс -их"? (Можно. Значение женского рода.)

- Откройте обратный словарь на к (упражнение 50). Най­дите слова с основой на -ник.

- Они обозначают одушевленные или неодушевленные предме­ты? (Одушевленные предметы.)

- Они мужского^или женского рода? (Мужского рода.) Что оз­начает суффикс -ник-? (Суффикс -ник- показывает, что слово - мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола.)

- Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе. Запишите их столбиком. Они все обозначают мальчиков? (Да. Первоклассник, второклассник, троечник, отличник.)

- А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие? (Другие слова.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, материалов учебника; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуника­тивные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют выводы.)

- Откройте обратный словарь на а (упражнение 51).

- Найдите слова на -ница. Отыщите среди них слова, одноко- ренные словам из упражнения 50.

- Какого рода все эти слова? (Женского рода.) Кого они обо­значают? (Лиц женского пола.)

- Выделите в словах суффиксы -ниц- и -ник-. Что означают эти суффиксы?

Вывод: суффикс -ник- показывает, что речь идет о людях мужского пола, а суффикс -ниц- показывает, что имеются в виду люди женского пола.

(.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; осмысливают учебный материал; адекватно воспринимают оценку учителя.)

- Анишит Йокоповна и Летучая Мышь на конкретных приме­рах показывают, что эти суффиксы могут использоваться и в сло­вах, которые означают не только людей, но и предметы.

- Покажите письменно, как образовались слова «дворник», «охотник», «дачник» (упражнение 52).

Дворник <- двор                                   дачник <- дача

.двор / + ник +1 | = дворник ! I; ,дач / + ник,+1 | = дачник) |.

охотник <— охота

.охот / + ник + □ = .охотник Г~|;

Работа в печатной тетради: задания 34, 35.

Задание 34.

- Образуйте слова женского рода от слов мужского рода с по­мощью суффиксов -йц- и -их-.

г,

Слон - слониха,                                   лось - лосиха,

морж - моржиха,                                  медведь - медведица,

жираф - жирафиха,                             волк - волчица.

(Сначала у слова лось отсекаем нулевое окончание, затем к ос­нове ло[с'] добавляем суффикс -их-, после чего к новой основе ло­сих- добавляем окончание [^д]. Получилось слово женского рода лосиха. Лось /+ их + \а\ = лосиха.) Задание 35.

- Объясните, как образовались данные слова. (Следить - это идти по следам. Дворник — это человек, убирающий двор. Садик - это маленький сад. Лесной - относящийся к лесу. Хлебница - это посуда, где лежит хлеб. Конфетница - это посуда, где лежат конфеты. Чернильница - это посуда для чернил.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 36.

Основа предложения: Индюк объявился.


Урок 108

Дата: 2019-02-19, просмотров: 753.