Цели деятельности учителя: учить объяснять значение однокоренных слов; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение составлять схему образования новых слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять с помощью суффиксов род существительного; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие это части слова? (Суффиксы.)
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы; аргументируют собственное мнение.)
- Образуйте от слова «волк» два других слова с суффиксами -uif- и -iv?- (упражнение 49).
- Покажите это письменно.
Волк / + иц + [а] =,волчиц,[а] ([к] / [ч']);
.волк / + их + [а] = |волчих,[а] ([к] / [ч']).
- Какие звуки чередуются в корне? Можно ли сказать, что суффикс -иц- иногда придает слову тот же смысл, что и суффикс -их"? (Можно. Значение женского рода.)
- Откройте обратный словарь на к (упражнение 50). Найдите слова с основой на -ник.
- Они обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (Одушевленные предметы.)
- Они мужского^или женского рода? (Мужского рода.) Что означает суффикс -ник-? (Суффикс -ник- показывает, что слово - мужского рода, что тот, кого оно называет, - мужского пола.)
- Выберите из списка те слова, которые имеют отношение к школе. Запишите их столбиком. Они все обозначают мальчиков? (Да. Первоклассник, второклассник, троечник, отличник.)
- А если бы речь шла о девочках, вы бы использовали эти же слова или другие? (Другие слова.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют выводы.)
- Откройте обратный словарь на а (упражнение 51).
- Найдите слова на -ница. Отыщите среди них слова, одноко- ренные словам из упражнения 50.
- Какого рода все эти слова? (Женского рода.) Кого они обозначают? (Лиц женского пола.)
- Выделите в словах суффиксы -ниц- и -ник-. Что означают эти суффиксы?
Вывод: суффикс -ник- показывает, что речь идет о людях мужского пола, а суффикс -ниц- показывает, что имеются в виду люди женского пола.
(.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; осмысливают учебный материал; адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Анишит Йокоповна и Летучая Мышь на конкретных примерах показывают, что эти суффиксы могут использоваться и в словах, которые означают не только людей, но и предметы.
- Покажите письменно, как образовались слова «дворник», «охотник», «дачник» (упражнение 52).
Дворник <- двор дачник <- дача
.двор / + ник +1 | = дворник ! I; ,дач / + ник,+1 | = дачник) |.
охотник <— охота
.охот / + ник + □ = .охотник Г~|;
Работа в печатной тетради: задания 34, 35.
Задание 34.
- Образуйте слова женского рода от слов мужского рода с помощью суффиксов -йц- и -их-.
г,
Слон - слониха, лось - лосиха,
морж - моржиха, медведь - медведица,
жираф - жирафиха, волк - волчица.
(Сначала у слова лось отсекаем нулевое окончание, затем к основе ло[с'] добавляем суффикс -их-, после чего к новой основе лосих- добавляем окончание [^д]. Получилось слово женского рода лосиха. Лось /+ их + \а\ = лосиха.) Задание 35.
- Объясните, как образовались данные слова. (Следить - это идти по следам. Дворник — это человек, убирающий двор. Садик - это маленький сад. Лесной - относящийся к лесу. Хлебница - это посуда, где лежит хлеб. Конфетница - это посуда, где лежат конфеты. Чернильница - это посуда для чернил.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 36.
Основа предложения: Индюк объявился.
Урок 108
Дата: 2019-02-19, просмотров: 753.