Урок 111 Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: ввести понятие «об­ращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их пунк- туационно.

Планируемые результаты (предметные): научатся приме­нять обращение в устной и выделять знаками в письменной речи; применять правила орфографии.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова здесь «спрятаны»? (Обращение, просьба.) Как вы понимаете эти слова?

II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.)

- Обращение - это слово, обозначающее того, к кому обраща­ются с речью.

- Как обозначается на письме обращение?

- Сережа, попроси Веру передать тебе тетрадь. Аня, попроси Олю подойти к окну. Ваня, попроси Таню выйти к доске.

- Скажите то же самое, но изменив порядок слов. (Вера, пере­дай мне тетрадь. Передай мне, Вера, тетрадь! Передай мне тет­радь, Вера!)

- Сочините свои обращения по картинке к главе. («Барсик, ка­кой же ты безобразник!» «Барсик! Как же тебе попадет от мамы!», «Миша, почему ты не помогаешь Маше?», «Миша, куда же ты спрятался? Помоги Маше!».)

- Прочитайте вполголоса два предложения: «Миша, подойди к Маше», «Миша подошел к Маше».

- С разной ли интонацией вы читаете эти предложения? Где вы голосом выделяете слово «Миша»? Где не выделяете? В каком предложении о Мише что-то сообщается? (Во втором.)

- В каком предложении к Мише обращаются? (В первом.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие слова называются обращением?

- Как выделяются обращения в устной речи?

- А как выделяются в письменной речи?

- Сравните предложения:

Миша, сядь ближе.             Сядь, Миша, ближе.

Сядь ближе, Миша. Миша сел ближе.

- Какое предложение здесь лишнее? Почему? (В четвертом предложении нет обращения.)

- В каком случае при обращении ставится одна запятая? (Если обращение в начале или в конце предложения.)

- В каком случае при обращении ставится две запятых? (Если обращение стоит в середине предложения.)

- Сравните начало двух записей.

Маша, позвони мне обязательно.

Маша! Позвони мне обязательно!

- Какое слово в каждой из них является обращением? В каком случае обращение нужно читать с большим чувством? (Во второй записи.)

- Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором слу­чаях? (Запятая и восклицательный знак.)

III. Повтор и систематизация знаний. (Регулятивные: дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров; принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; адекватно воспринимают оценку учителя.)

- Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 61).

- Вы догадались, что в этом тексте не хватает знаков? Почему? (Нет запятых при обращении.)

- Спишите текст правильно, учитывая, что в нем много обра­щений.

Кран, откройся! Хорошенько!

Нос, умойся!                 Мойся, мойся,

Мойтесь, уши,              Обливайся!

Мойся, шейка.             Грязь, смывайся!

Шейка, мойся              Грязь, смывайся!

- Подчеркните обращения в тексте.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой.

- Произнесите оба слова - «фантики» и «бантики». Поменялся только один звук? (Да.)

- Дайте характеристику прежнему и новому звукам. (Звук [ф] - глухой, твердый согласный. Звук [б] - звонкий, твердый соглас­ный.)

Работа в печатной тетради: задания 39, 40.

Задание 39.

Словарные слова: До свидания! Русские.

Задание 40. Найдите обращения.

Плачет серый воробей (воробушек):

- Выйди, солнышко, скорей!

И бегут они к Медведю (медом ведает) в берлогу: «Выходи ты, Медведь, на подмогу». - Говорю тебе, злодей (зло), Выплюнь солнышко скорей!

- Назовите сказку, из которой приведены данные отрывки. (Сказка «Краденое солнце» К. Чуковского.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают тек­стовый материал; применяют освоенные способы действия; дейст­вуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Выпишите из этой сказки 2-3 отрывка, в которых есть обра­щения.

Расти, коса (косы), до пояса, Не вырони ни волоса, Как прохладно в чаще еловой! Я цветы (цвет) в охапке несу. Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу (лес)?

Осторожней, детвора (дети), Дальше, дальше от костра.

Дай мне, зайка, ножки (ноженьки) в руки, Я тебе надену брюки.

И скачут лягушки За мной по пятам (пятки) И просят меня:

- Прокати, капитан!

(Слово, написание которого подчиняется правшу ча-ща под ударением, пиши с буквой а: в чаще. Слово-название предмета, которое не имеет формы единственного числа: брюки.)


Дата: 2019-02-19, просмотров: 603.