Цели деятельности учителя: ввести понятие «обращение»; учить находить в тексте обращения и выделять их пунк- туационно.
Планируемые результаты (предметные): научатся применять обращение в устной и выделять знаками в письменной речи; применять правила орфографии.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова здесь «спрятаны»? (Обращение, просьба.) Как вы понимаете эти слова?
II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.)
- Обращение - это слово, обозначающее того, к кому обращаются с речью.
- Как обозначается на письме обращение?
- Сережа, попроси Веру передать тебе тетрадь. Аня, попроси Олю подойти к окну. Ваня, попроси Таню выйти к доске.
- Скажите то же самое, но изменив порядок слов. (Вера, передай мне тетрадь. Передай мне, Вера, тетрадь! Передай мне тетрадь, Вера!)
- Сочините свои обращения по картинке к главе. («Барсик, какой же ты безобразник!» «Барсик! Как же тебе попадет от мамы!», «Миша, почему ты не помогаешь Маше?», «Миша, куда же ты спрятался? Помоги Маше!».)
- Прочитайте вполголоса два предложения: «Миша, подойди к Маше», «Миша подошел к Маше».
- С разной ли интонацией вы читаете эти предложения? Где вы голосом выделяете слово «Миша»? Где не выделяете? В каком предложении о Мише что-то сообщается? (Во втором.)
- В каком предложении к Мише обращаются? (В первом.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие слова называются обращением?
- Как выделяются обращения в устной речи?
- А как выделяются в письменной речи?
- Сравните предложения:
Миша, сядь ближе. Сядь, Миша, ближе.
Сядь ближе, Миша. Миша сел ближе.
- Какое предложение здесь лишнее? Почему? (В четвертом предложении нет обращения.)
- В каком случае при обращении ставится одна запятая? (Если обращение в начале или в конце предложения.)
- В каком случае при обращении ставится две запятых? (Если обращение стоит в середине предложения.)
- Сравните начало двух записей.
Маша, позвони мне обязательно.
Маша! Позвони мне обязательно!
- Какое слово в каждой из них является обращением? В каком случае обращение нужно читать с большим чувством? (Во второй записи.)
- Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случаях? (Запятая и восклицательный знак.)
III. Повтор и систематизация знаний. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Прочитайте стихотворение Э. Мошковской (упражнение 61).
- Вы догадались, что в этом тексте не хватает знаков? Почему? (Нет запятых при обращении.)
- Спишите текст правильно, учитывая, что в нем много обращений.
Кран, откройся! Хорошенько!
Нос, умойся! Мойся, мойся,
Мойтесь, уши, Обливайся!
Мойся, шейка. Грязь, смывайся!
Шейка, мойся Грязь, смывайся!
- Подчеркните обращения в тексте.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой.
- Произнесите оба слова - «фантики» и «бантики». Поменялся только один звук? (Да.)
- Дайте характеристику прежнему и новому звукам. (Звук [ф] - глухой, твердый согласный. Звук [б] - звонкий, твердый согласный.)
Работа в печатной тетради: задания 39, 40.
Задание 39.
Словарные слова: До свидания! Русские.
Задание 40. Найдите обращения.
Плачет серый воробей (воробушек):
- Выйди, солнышко, скорей!
И бегут они к Медведю (медом ведает) в берлогу: «Выходи ты, Медведь, на подмогу». - Говорю тебе, злодей (зло), Выплюнь солнышко скорей!
- Назовите сказку, из которой приведены данные отрывки. (Сказка «Краденое солнце» К. Чуковского.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Выпишите из этой сказки 2-3 отрывка, в которых есть обращения.
Расти, коса (косы), до пояса, Не вырони ни волоса, Как прохладно в чаще еловой! Я цветы (цвет) в охапке несу. Одуванчик белоголовый, Хорошо ли тебе в лесу (лес)?
Осторожней, детвора (дети), Дальше, дальше от костра.
Дай мне, зайка, ножки (ноженьки) в руки, Я тебе надену брюки.
И скачут лягушки За мной по пятам (пятки) И просят меня:
- Прокати, капитан!
(Слово, написание которого подчиняется правшу ча-ща под ударением, пиши с буквой а: в чаще. Слово-название предмета, которое не имеет формы единственного числа: брюки.)
Дата: 2019-02-19, просмотров: 687.