Слова с частицей не; обращения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 47.

- Выделите в словах приставки. (Замяукать, ^захрюкать, ^заква­кать, ~здкрякать, Замычать, Здпеть, ЧЗхлопать, ТЗтопать, Замур­лыкать, ^зачирикать, ^заржать, 13жужжать.)

Задание 48.

Словарное слово: суббота.

В субботу не ходят на работу.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)

•Фонетическая зарядка.

- Запишите предложение по законам письменной речи.

Великий ма[к], когда был моло[т], превратил ма[к] в моло[т].

Урок 118

Тема: НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ, НАЗЫВАЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯ

Цели деятельности учителя: учить выполнять раз­бор слова по составу; формировать умение правильно писать слова на изученные правила.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять правила орфографии в письменной речи; разби­рать слова по составу; образовывать новые формы слов.

Критерии сформироваииости (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

V™^/

- Назовите орфограмму этих слов. (Не с глаголом.)

II. Актуализация опорных знаний. {Познавательные: обще­учебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логиче­ские - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. Комму­никативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)

- Как правильно писать частицу «не» со словами-названиями действий?

- Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского (уп­ражнение 68).

- Что означает слово, выделенное цветом? (Это сложное слово. Разноцветные -разного цвета.)

- Вы видите, что в этом слове соединились основы двух разных слов? Какая буква соединяет эти основы? (Буква «о».) Выпишите слова, называющие действия, с приставкой за-. Выделите корень и приставку. (Заплясала; ^дбтуЪала; 1а&ружились.)

- Подберите проверочные слова к сомнительным написаниям. (Но[ш]ки - нет ножек; побежала -Ид - приставка, б&г; по до- ро[ш]ке - Ао\ (узкой) дороженьке; заплясала -~за\- приставка, пляс; застучала -гза[- приставка; здкру[жы]лись -гза[- приставка, жи-ши; игру[ш]ки - нет игрушек; хлопу[ш]ки - хлап, нет хлопу­шек; на ело[ч'к ']е - ш-чн без ь.)

- Запишите текст по законам стиха.

III. Словарно-орфографическая работа. (Регулятивные: дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.)

- Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской (уп­ражнение 69).

- Проверьте все трудные случаи написания слов. (Не хочу - не сильно хочу, хочет; в коро[п]ку - короб, коройочка; то[ч'н]о - чк- чн без ь; не сажайте - не часто сажайте; коро[ф]ка - коровы; на була[ф]ку - булавочка; козя[ф]ку - козяврчка.)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Произнесите два слова. (Буфет - букет.) Сравните звуки, которыми различаются прежнее и новое слова. Дайте каждому из них характеристику.

(Звук [ф'] - мягкий глухой согласный. Звук [к'] - мягкий глухой со­гласный, [буф Ът] - [бук эт].)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; сопоставля­ют выполненную работу с образцом.)

Работа в печатной тетради: задание 49.

- Прочитайте. Можно ли угадать, о чем речь? (Угадать было трудно, так как эти слова произносятся одинаково.)

- Составьте (устно) с каждым словом из данной пары словосоче­тания, из которых было бы понятно, о каком слове идет речь. Запи­шите парами проверочное слово и слово, которое необходимо про­верить. (Спеши - спешка, спиши письма, сидеть - сидя, седеть - седенький, лизать лижет, слезать - залез, запевал - пёть, запи- вал - пить, отварить - варит, отвсцтть - створки, прожевал - жёванный, проживал - жить.)

Урок 119

Тема: НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ, НАЗЫВАЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯ

Цели деятельности учителя: учить составлять схе­мы образования новых слов; формировать умение подбирать род­ственные слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся графиче­ски обозначать части слова; выполнять разбор слова по составу; образовывать новые формы слов; дифференцировать родственные и однокоренные слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

/ / AJjbtjPAWJJJA/ l

/                 ч

- Какая частица пишется со словами-названиями действий раз­дельно?

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии приставок и предлогов на письме; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникатив­ные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют соб­ственное мнение.)

- Чем приставки отличаются от предлогов?

- Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Сефа (упражне­ние 70).

- Выпишите слова, выделенные желтым цветом, в столбик.

- Покажите письменно, от каких слов без приставок они обра­зовались. (Лдобедать обедать; растопить <- топить.)

- Выделите приставки. Можно ли от слов на голубом фоне об­разовать новые слова с такими же приставками?

- Покажите письменно, если это возможно. (Плыть —> по­плыть; купать —>Покупать.)

- Прочитайте словосочетания (упражнение 71): растопить печь; утопить в реке.

- Сравните слова с корнем -топ-. Это родственные слова? (Нет.)

- Какие слова называются родственными? (Родственные слова - это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- А если смысл разный, то ни о какой родственности говорить невозможно.

- Сравните слова с корнем -кугг- в словосочетаниях: покупать в ванне, покупать подарки.

- Это разные слова или одно и то же слово? (Это разные слова.)

- Слово «покупка» является родственным слову «покупать по­дарки». А слово «купание» - «покупать в ванне».

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие корни называют разными?

Работа в печатной тетради: задание 50.

- Найдите и выделите приставку в слове. ((Что сделал?) при­грел, начальная форма (что сделать?) пригреть. Слово пригреть образовалось от слова греть с помощью приставки при-.)

Примечание. В словах пригрел и напоил корень выделять не надо. Данные слова трудны для разбора по составу.

III. Самостоятельная работа учащихся. (Регулятивные: дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретро­спективной оценки.)

- Это предложение записано наоборот. Прочитайте его справа налево и запишите правильно.

На доске: ьчеп в акбаб алидасоП

.ьчеп йотсупак с икжориП

Н. Кончаловская

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)

- Соедините слово с его грамматическими признаками.

ж. р.

ед. ч.

[ сущ. ( нариц. [неодущ.

- Выполните звукобуквенный анализ слова.

Печь -____ б.,____ зв.,____ согл.,____ гл.


Урок 120

Тема: НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ, НАЗЫВАЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯ

Цели деятельности учителя: учить выделять на письме обращения; формировать умение пользоваться обратным словарем; правильно писать частицу не со словами, называющими действия; дать представления о глаголах-антонимах.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять значение глаголов-антонимов; находить инфор­мацию в обратном словаре, анализировать ее содержание

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока

<7/ </ /

- Сравните обе записи. Объясните их написание.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах выделения на письме обращения; логические - допол­няют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах пунктуации.)

- Что такое обращение? Как выделяют обращения?

- Прочитайте стихотворение (упражнение 72).

- В тексте допущены ошибки: обращения не выделены знака­ми! Исправьте эти ошибки.

Учащиеся работают в парах.

- Подчеркните обращения.

Не шали, котенок мой.                    Дятел, клювом не стучи.

Не играй клубком.                             Белка, не скачи.

Петушок-дружок, не пой               Пес, у дома не ворчи.

Под моим окном.                                Филин, не кричи.

Не шепчи в садах, листва.             Не гонись за мышкой, кот.

Гуси, не шипите.                                 Не танцуйте, ласки\

Не шурши в полях, трава.              Братик мой вот-вот сомкнет

Двери, не скрипите.                            Черненькие глазки.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представ­ления о глагольных суффиксах. Коммуникативные: строят понят­ные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.)

- Откройте обратный словарь на букву -ь, на -ть (упражне­ние 73).

- Найдите слова, родственные слову «лететь».

- От какого слова образованы все эти слова с приставками? (От слова «лететь».)

I. Работа над каллиграфией.

t^f) rJotjfj nc?

Nwwztm

- Дополните каждое словосочетание словом из обратного сло­варя, подходящим по смыслу.

- Выполните письменно эту работу.

1) Облететь вокруг села;

2) перелететь через забор;

3) подлететь к дому;

4) про'лететь мимо;

5) полететь (прйлететь, долететь, улететь, влететь) на юг;

6) вьйгететь из гнезда;

7) ~йз!пететь     (на!лететь, зИлететь) на дерево;

8) влететь (вз'лететь, улететь) с дерева.

Работа в печатной тетради: задание 51.

- Образуйте новые слова с помощью приставки. ((Что де­лать?) сидеть - (что сделать?) посидеть, пересидеть. Слово по­сидеть образовалось от слова сидеть с помощью приставки по-. Выделяю приставку по-. Слово пересидеть образовалось от слова сидеть с помощью приставки пере-. В слове пересидеть выделяю приставку пере-.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; сопоставля­ют выполненную работу с образцом.)

• Игра «Загадка в загадке».

Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропу­щенные буквы и написать отгадки.

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет парохо..

То наза.., то впере..,

А за ним такая гла..ь -

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

Урок 121


Дата: 2019-02-19, просмотров: 596.