Задание 47.
- Выделите в словах приставки. (Замяукать, ^захрюкать, ^заквакать, ~здкрякать, Замычать, Здпеть, ЧЗхлопать, ТЗтопать, Замурлыкать, ^зачирикать, ^заржать, 13жужжать.)
Задание 48.
Словарное слово: суббота.
В субботу не ходят на работу.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
•Фонетическая зарядка.
- Запишите предложение по законам письменной речи.
Великий ма[к], когда был моло[т], превратил ма[к] в моло[т].
Урок 118
Тема: НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ, НАЗЫВАЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯ
Цели деятельности учителя: учить выполнять разбор слова по составу; формировать умение правильно писать слова на изученные правила.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила орфографии в письменной речи; разбирать слова по составу; образовывать новые формы слов.
Критерии сформироваииости (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
/ш V™^/
- Назовите орфограмму этих слов. (Не с глаголом.)
II. Актуализация опорных знаний. {Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют выводы.)
- Как правильно писать частицу «не» со словами-названиями действий?
- Прочитайте отрывок из стихотворения К. Чуковского (упражнение 68).
- Что означает слово, выделенное цветом? (Это сложное слово. Разноцветные -разного цвета.)
- Вы видите, что в этом слове соединились основы двух разных слов? Какая буква соединяет эти основы? (Буква «о».) Выпишите слова, называющие действия, с приставкой за-. Выделите корень и приставку. (Заплясала; ^дбтуЪала; 1а&ружились.)
- Подберите проверочные слова к сомнительным написаниям. (Но[ш]ки - нет ножек; побежала -Ид - приставка, б&г; по до- ро[ш]ке - Ао\ (узкой) дороженьке; заплясала -~за\- приставка, пляс; застучала -гза[- приставка; здкру[жы]лись -гза[- приставка, жи-ши; игру[ш]ки - нет игрушек; хлопу[ш]ки - хлап, нет хлопушек; на ело[ч'к ']е - ш-чн без ь.)
- Запишите текст по законам стиха.
III. Словарно-орфографическая работа. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.)
- Прочитайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской (упражнение 69).
- Проверьте все трудные случаи написания слов. (Не хочу - не сильно хочу, хочет; в коро[п]ку - короб, коройочка; то[ч'н]о - чк- чн без ь; не сажайте - не часто сажайте; коро[ф]ка - коровы; на була[ф]ку - булавочка; козя[ф]ку - козяврчка.)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Произнесите два слова. (Буфет - букет.) Сравните звуки, которыми различаются прежнее и новое слова. Дайте каждому из них характеристику.
(Звук [ф'] - мягкий глухой согласный. Звук [к'] - мягкий глухой согласный, [буф Ът] - [бук эт].)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; сопоставляют выполненную работу с образцом.)
Работа в печатной тетради: задание 49.
- Прочитайте. Можно ли угадать, о чем речь? (Угадать было трудно, так как эти слова произносятся одинаково.)
- Составьте (устно) с каждым словом из данной пары словосочетания, из которых было бы понятно, о каком слове идет речь. Запишите парами проверочное слово и слово, которое необходимо проверить. (Спеши - спешка, спиши письма, сидеть - сидя, седеть - седенький, лизать лижет, слезать - залез, запевал - пёть, запи- вал - пить, отварить - варит, отвсцтть - створки, прожевал - жёванный, проживал - жить.)
Урок 119
Тема: НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ, НАЗЫВАЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯ
Цели деятельности учителя: учить составлять схемы образования новых слов; формировать умение подбирать родственные слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся графически обозначать части слова; выполнять разбор слова по составу; образовывать новые формы слов; дифференцировать родственные и однокоренные слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
/ / AJjbtjPAWJJJA/ l
/ ч
- Какая частица пишется со словами-названиями действий раздельно?
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии приставок и предлогов на письме; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.)
- Чем приставки отличаются от предлогов?
- Прочитайте отрывок из стихотворения Р. Сефа (упражнение 70).
- Выпишите слова, выделенные желтым цветом, в столбик.
- Покажите письменно, от каких слов без приставок они образовались. (Лдобедать обедать; растопить <- топить.)
- Выделите приставки. Можно ли от слов на голубом фоне образовать новые слова с такими же приставками?
- Покажите письменно, если это возможно. (Плыть —> поплыть; купать —>Покупать.)
- Прочитайте словосочетания (упражнение 71): растопить печь; утопить в реке.
- Сравните слова с корнем -топ-. Это родственные слова? (Нет.)
- Какие слова называются родственными? (Родственные слова - это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)
- А если смысл разный, то ни о какой родственности говорить невозможно.
- Сравните слова с корнем -кугг- в словосочетаниях: покупать в ванне, покупать подарки.
- Это разные слова или одно и то же слово? (Это разные слова.)
- Слово «покупка» является родственным слову «покупать подарки». А слово «купание» - «покупать в ванне».
- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие корни называют разными?
Работа в печатной тетради: задание 50.
- Найдите и выделите приставку в слове. ((Что сделал?) пригрел, начальная форма (что сделать?) пригреть. Слово пригреть образовалось от слова греть с помощью приставки при-.)
Примечание. В словах пригрел и напоил корень выделять не надо. Данные слова трудны для разбора по составу.
III. Самостоятельная работа учащихся. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
- Это предложение записано наоборот. Прочитайте его справа налево и запишите правильно.
На доске: ьчеп в акбаб алидасоП
.ьчеп йотсупак с икжориП
Н. Кончаловская
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
- Соедините слово с его грамматическими признаками.
ж. р.
ед. ч.
[ сущ. ( нариц. [неодущ.
- Выполните звукобуквенный анализ слова.
Печь -____ б.,____ зв.,____ согл.,____ гл.
Урок 120
Тема: НАПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ СО СЛОВАМИ, НАЗЫВАЮЩИМИ ДЕЙСТВИЯ
Цели деятельности учителя: учить выделять на письме обращения; формировать умение пользоваться обратным словарем; правильно писать частицу не со словами, называющими действия; дать представления о глаголах-антонимах.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять значение глаголов-антонимов; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
<7/ </ /
- Сравните обе записи. Объясните их написание.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах выделения на письме обращения; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правилах пунктуации.)
- Что такое обращение? Как выделяют обращения?
- Прочитайте стихотворение (упражнение 72).
- В тексте допущены ошибки: обращения не выделены знаками! Исправьте эти ошибки.
Учащиеся работают в парах.
- Подчеркните обращения.
Не шали, котенок мой. Дятел, клювом не стучи.
Не играй клубком. Белка, не скачи.
Петушок-дружок, не пой Пес, у дома не ворчи.
Под моим окном. Филин, не кричи.
Не шепчи в садах, листва. Не гонись за мышкой, кот.
Гуси, не шипите. Не танцуйте, ласки\
Не шурши в полях, трава. Братик мой вот-вот сомкнет
Двери, не скрипите. Черненькие глазки.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о глагольных суффиксах. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.)
- Откройте обратный словарь на букву -ь, на -ть (упражнение 73).
- Найдите слова, родственные слову «лететь».
- От какого слова образованы все эти слова с приставками? (От слова «лететь».)
I. Работа над каллиграфией.
t^f) rJotjfj nc?
Nwwztm |
- Дополните каждое словосочетание словом из обратного словаря, подходящим по смыслу.
- Выполните письменно эту работу.
1) Облететь вокруг села;
2) перелететь через забор;
3) подлететь к дому;
4) про'лететь мимо;
5) полететь (прйлететь, долететь, улететь, влететь) на юг;
6) вьйгететь из гнезда;
7) ~йз!пететь (на!лететь, зИлететь) на дерево;
8) влететь (вз'лететь, улететь) с дерева.
Работа в печатной тетради: задание 51.
- Образуйте новые слова с помощью приставки. ((Что делать?) сидеть - (что сделать?) посидеть, пересидеть. Слово посидеть образовалось от слова сидеть с помощью приставки по-. Выделяю приставку по-. Слово пересидеть образовалось от слова сидеть с помощью приставки пере-. В слове пересидеть выделяю приставку пере-.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют точно по инструкции учителя, в соответствии с алгоритмом; сопоставляют выполненную работу с образцом.)
• Игра «Загадка в загадке».
Дети должны прочитать загадки, вставить в слова пропущенные буквы и написать отгадки.
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет парохо..
То наза.., то впере..,
А за ним такая гла..ь -
Ни морщинки не видать. (Утюг.)
Урок 121
Дата: 2019-02-19, просмотров: 596.