- Сравните произношение и написание данных слов. Назовите орфограмму. Какие слова являются проверочными?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о составе слова; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Что такое суффикс? Какой суффикс обозначает лиц мужского пола, женского пола?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Откройте обратный словарь на букву а (упражнение 55).
- Найдите слова на -шка. Отыщите в списке слово «сынишка». Покажите от какого другого слова оно образовано. (Сынишка <— сын.)
- От какого слова образовано следующее слово? (Братишка <— брат.)
- Выделите корни, суффиксы в этих словах.
- Покажите письменно, от каких слов образованы слова «бабушка» и «избушка».
- Выделите корни, суффиксы в этих словах. (Бабушка <— баба; ^изёуиаса <— изба.)
- Прочитайте стихотворение М. Пляцковского (упражнение 56).
- Прочитайте диалог Маши и Миши. В этом упражнении проверяется написание безударных гласных в корне слова и парных звонких-глухих согласных в середине слова (а не буквосочетания шк).
- Подберите проверочные слова. (У доро[ш]ки - дороженька; лесных - лес; зверей - зверь; потеряла - потеря; сере[ш]ки - сережечки; скорей - скоро.)
- Спишите текст по законам стиха, вставив нужные буквы.
IV. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из материалов учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Прочитайте стихотворение М. Пляцковского (упражнение 57).
- Как будете писать слова с пропущенными буквами и обозначенными звуками? (Е[ш] - ежи; ска[жы] - жи-ши; гри[п] - грибы; засмеялся - смех; вопро[с] - вопросы; дождливую - дождь.)
- Запишите текст по законам стиха.
- Напишите слово на желтом фоне в начальной форме. (Дождливый.)
- Покажите, от какого слова оно образовано.
Дождливый <Г- дождь,
дождь □ -> .дождь/ ,
, дождь / + лив ,+ |ый| =,дождлив,|ый|.
- Запишите стихотворные строчки (упражнение 58). Перед выделенными словами пишите в скобках проверочные слова. (У (каналы) канавка. Две (козя§очки) козявки. Продают ежам (булавочки) булавки.)
- Поставьте все выделенные слова в начальную форму и запишите их. Выделите окончания.
- Подчеркните букву сомнительного согласного. (Канавка, козявка, булавка.)
- На какую букву надо открыть обратный словарь (упражнение 59), чтобы найти слова с таким же окончанием, как в словах из упражнения 58? (На букву а.)
- Нужно открыть словарь и найти слова с таким же окончанием и с этой же буквой парного по звонкости-глухости согласного в середине слова. (Слова на сочетание -вка.)
- Запишите пять любых слов вместе с проверочными. (Муравка - муравушка, вышивка - вышивать, прибавка - прибавочка, выстави ка - выставить, запевка- запе&очка.)
- Прочитайте стихотворение Ю. Мориц (упражнение 60).
- Обратите внимание на первые буквы строк. Какое слово можно прочитать? (Слово «рисунок».)
- Подберите проверочные слова. (Ло[т]ку - лойочка; под мостом - мает; с боль[шы]м - больше, жи-цщ; хвостом - хвост; си= дит - сидя; ры[п]ку - рыба; улы[п]ка - улы&очка; кота - кот.)
- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 38.
- Выполните проверку парных согласных, стоящих перед другими согласными, в корне слова. (Наездник ловкий (ловок). Пух лег^ кий (легок). Мед сладкий (сладок). Лед гладкий (гладок). Суп жид- кий (жидок). Снег липкий (липок). Запах резкий (резок). Лес редкий (редок).)
Урок 110
Дата: 2019-02-19, просмотров: 652.