Цель: учить составлять текст диктанта со словами на -кий, используя обратный словарь, понимать механизм образования новых слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся графически обозначать части слова; образовывать новые формы слова с помощью суффикса; находить информацию в обратном словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
/ Ч 9
- Назовите орфограмму этих слов.
II. Формулирование учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника; используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Прочитайте отрывок из шуточного стихотворения М. Яснова «Про мамонтов» (упражнение 38).
- Кто такой мамонт? Как вы думаете, есть ли такие слова, как «папонт», «бабонт», «дедонт» и «внучонт»? Зачем же поэт их придумал? (Чтобы было весело.)
- От каких других слов образованы эти слова? Покажите это письменно. Какой суффикс вы выделите во всех этих словах?
Дап^-^пац/; мам)%[-> мам /;
дап7 + бнт, + П = pan ohtJ I; .'мам / + бн^ + Д = мам бнт; | |;
Дед^М-» Дед / ; внук^-» внук /;
дед / + бнт,+ Д = дед~бнт Д ; .внук / + бнт +1 | =, внуч бнтД .
- Сравните настоящее слово «мамонт» и слово «мамонт», придуманное поэтом. (У них разный состав. Только у того слова, которое придумал поэт, можно выделить суффикс -онт-.)
- Спишите текст, вставив нужные буквы. Какое правило вы вспомнили? (Сочетание чк пишем без мягкого знака.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о механизме образования новых слов. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
/ _ /
Е2ЕШ
Жшмктшлшы |
- Откройте обратный словарь на букву й (упражнение 39). Найдите слова на -кий.
- Какая есть трудность написания всех этих слов? (Это слова с буквой парного согласного в середине слова.)
- Рассмотрите плакат Летучей Мыши. Видно, в чем трудность написания этих слов: в середине слова перед глухими согласными звучат и слышатся глухие звуки, но очень часто пишется буква звонкого согласного. Все эти слова требуют проверки.
- Выполните проверку четырех слов.
Гадкий - гадок; редкий - редок,
сладкий - сладок; резкий - резок.
- Придумайте пять словосочетаний с этими словами. Запишите их. (Низкий туман, гадкий утенок, сладкий пирог, редкий экземпляр, резкий ветер.)
IV. Повторение и систематизация знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах проверки сомнительных написаний; логические - анализируют состав слова.)
- Прочитайте отрывок из стихотворения А. Омаровой (упражнение 40).
- Проверьте сомнительные написания. (Не жалея - жалко; слов - сло&а; говорят - говор, разговор; плов - нет плова; сварить - варит; рис - рисинки; белел - белый; к зерну - зерна.)
Работа в печатной тетради: задания 30, 31.
Задание 30.
Расплелась косичка. Топится печка.
Рыжая лисичка. Дождевая тучка.
Течет речка. Маленькая ручка.
- Расскажите, как определить окончание в слове. (Чтобы выделить окончание, необходимо изменить слово: нет косички, вижу косичку. Та часть слова, которая изменяется, является окончанием.)
- Расскажите, как найти в слове корень. (Чтобы выделить корень, необходимо подобрать родственные слова: косичка, коса - корень кос-.)
- Определите, где словосочетания, а где — предложения. (1-я, 3-я, 4-я строчки - предложения; 2-я, 5-я, 6-я строчки - словосочетания.)
Задание 31.
- Впишите в стихотворение словарные слова, поставив их в нужную форму.
(Линейку, пенал, тетрадь.)
V. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 32.
- Прочитайте поговорку. Как вы ее понимаете?
- Найдите и подчеркните слово, которое является проверочным для слова [лоп]. (По лбу. Говорим [uimo], а пишем что. В лоб - парный согласный на конце слова; чтобы правильно записать, надо найти проверочное слово (по лбу); пишем лоб, в конце буква б. В результате получается запись: что в лоб, что по лбу.)
Урок 102
Дата: 2019-02-19, просмотров: 560.