СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ
Цели деятельности учителя:учить находить суффикс в словах; формировать умение пользоваться обратным словарем; закреплять умение сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять и называть части слова; графически выделять суффикс, объяснять его значение.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова здесь «спрятаны»? (Части слова.) Какие части слова вы знаете?
II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Что такое суффикс слова? Для чего служит суффикс?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Упражнение 23.
- Прочитайте в упражнении 23 стихотворение И. Жукова. Выпишите все выделенные цветом слова столбиком и покажите, от каких других слов они образовались по образцу. (Домик <— "дом Ц; naytiok <— паук | | ([ч ] / [к]); "чердачок <— чердак | | ([ч 7 / М); сучок <— сук [~| ([ч'] / [к ]); £амачок <—гамак \ | ([ч'] / [к]).)
- Какие слова образованы с помощью суффикса -ок, -ик!
- Выделите в парах слов корни и окончания. В каких корнях есть чередование звуков [к] и [ч']?
Вывод: всякое новое слово образуется не от другого слова, а от основы другого слова! Слово, от основы которого образуется другое слово, прежде всего лишается своего окончания. Таким образом, у слова остается именно основа, к которой в нашем случае прикрепляется суффикс, а уж потом оно достраивается новым окончанием.
- От какого слова образовалось слово «рыбка»? Покажите это письменно. -> ры^кЦ})
- Письменно покажите (упражнение 24), как образовались данные слова.
. Шуб]%(-> шубП; .труб.1%(-> труб /;
.шуб / + к.+ [а] =.1ыуб%|а]; ,труб/+^ + |¥] = ^ру^[а].
слив.]%(-» слив[3
,слив / + к. + fa] — /сли^(ёГ| ;
(Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы и аргументируют собственное мнение.)
Работа в печатной тетради: задание 24.
- Одинаковое ли значение у слова почитай в этой поговорке и в предложении «Почитай мне книгу»? Слово почитать имеет разные значения или это два разных слова? Какому слову из двух будут родственными слова чтение, прочитанный, а какому - слова почтение, почет, почетный (почетная грамота)? (Есть два разных слова почитать.)
- Почему народ с таким почтением и уважением относился к профессии учителя? (Почитай учителя как родителя.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 25.
- Выполните фонетическую транскрипцию слова; охарактеризуйте согласные звуки.
- Для того, чтобы записать слово звуками, его надо произнести и послушать, какие звуки произносятся. (Двор [двор], дым [дым], сеть [с 'эт'], вкус [фкус], луна [луна], клен [кч он].)
Урок 94
Дата: 2019-02-19, просмотров: 574.