Тема: КАК ДЕЛАЮТСЯ СЛОВА. ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ

Цели деятельности учителя:учить находить суф­фикс в словах; формировать умение пользоваться обратным слова­рем; закреплять умение сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять и называть части слова; графически выделять суффикс, объяснять его значение.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова здесь «спрятаны»? (Части слова.) Какие части слова вы знаете?

II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: уча­ствуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказыва­ния; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Что такое суффикс слова? Для чего служит суффикс?

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - используют модели и схемы для решения учебной зада­чи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Упражнение 23.

- Прочитайте в упражнении 23 стихотворение И. Жукова. Выпи­шите все выделенные цветом слова столбиком и покажите, от ка­ких других слов они образовались по образцу. (Домик <— "дом Ц; naytiok <— паук | | ([ч ] / [к]); "чердачок <— чердак | | ([ч 7 / М); сучок <— сук [~| ([ч'] / [к ]); £амачок <—гамак \ | ([ч'] / [к]).)

- Какие слова образованы с помощью суффикса -ок, -ик!

- Выделите в парах слов корни и окончания. В каких корнях есть чередование звуков [к] и [ч']?

Вывод: всякое новое слово образуется не от другого слова, а от основы другого слова! Слово, от основы которого образуется другое слово, прежде всего лишается своего окончания. Таким об­разом, у слова остается именно основа, к которой в нашем случае прикрепляется суффикс, а уж потом оно достраивается новым окончанием.

- От какого слова образовалось слово «рыбка»? Покажите это письменно. -> ры^кЦ})

- Письменно покажите (упражнение 24), как образовались данные слова.

. Шуб]%(-> шубП;                                .труб.1%(-> труб /;

.шуб / + к.+ [а] =.1ыуб%|а];               ,труб/+^ + |¥] = ^ру^[а].

слив.]%(-» слив[3

,слив / + к. + fa] — /сли^(ёГ| ;

(Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы и аргументируют собственное мнение.)

Работа в печатной тетради: задание 24.

- Одинаковое ли значение у слова почитай в этой поговорке и в предложении «Почитай мне книгу»? Слово почитать имеет раз­ные значения или это два разных слова? Какому слову из двух будут родственными слова чтение, прочитанный, а какому - слова поч­тение, почет, почетный (почетная грамота)? (Есть два разных слова почитать.)

- Почему народ с таким почтением и уважением относился к профессии учителя? (Почитай учителя как родителя.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 25.

- Выполните фонетическую транскрипцию слова; охарактери­зуйте согласные звуки.

- Для того, чтобы записать слово звуками, его надо произнести и послушать, какие звуки произносятся. (Двор [двор], дым [дым], сеть [с 'эт'], вкус [фкус], луна [луна], клен [кч он].)


Урок 94

Дата: 2019-02-19, просмотров: 502.