О /
- Назовите орфограмму этих слов.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из словаря; используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Что такое суффикс? Как образуются новые слова с помощью суффикса?
- Откройте обратный словарь на букву й (упражнение 33). Найдите слова на -ный. Запишите столбиком пять последних слов. Покажите письменно, как они образовались.
Г1устячн |ый| <— пустяк |~| (|ч'1 / [к]);
успешн|ый1 <- успех Q ([ш] / [х]);
-грешн[ый1 <г- грех Q ([ш] / [х]);
потешн1ый1 <г- потех[а1 ([ш] / [х]);
воздушн 1ый <— воздух Q ([ш] / [х]).
- Выделите корни. Подчеркните в корнях буквы чередующихся согласных.
- Выделите окончания.
- Отметьте суффикс в словах, называющих признаки предметов. В корнях каких слов есть чередование звуков [к] и [ч']?
- А чередование звуков [ш] и [х]? Как пишутся буквосочетания чк, чн? (Без мягкого знака.)
- Вернитесь к последним четырем парам слов на -ный. Покажите письменно, как образовались слова-названия признаков.
успех, j^xf—» успех /;
.успех +^+[ыи]=5^пеш'н1
ыи
грех./ М-^.греУ; .rpexZ + H-+|ый|= грещ н [ыи];
.потех,fa]—> .потех,/;
потех / + н + |ый| =,noTeiii н |ый|;
|--------- =----------- 1 — I________________ | —I'
воздух .воздух, /;
воздух / + 'н+ |ый| = воздущ ц |ый|.
- Откройте обратный словарь на букву а (упражнение 34). Найдите слова, основа которых оканчивается на -чка. Покажите письменно, от каких других слов образовались 1-е, 2-е, 5-е, 7-е слова из списка по образцу.
(5обачк[а]<- собак[а]([ч'] / [к]); рёчк[а]<- рёк[а]([ч'] / [к]);
задачк[а]<— задач[а];
- Выделите корни. Подчеркните буквы чередующихся согласных в корнях слов. Выделите окончания.
- Прочитайте задание (упражнение 35). У слов упражнения 34 отметьте суффикс, с помощью которого образовано каждое новое слово. Какой оттенок смысла он придает новым словам? (Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательный характер.)
- Покажите письменно, как от основы каждого слова образовалось новое слово по образцу.
.собак +'кч+[а"1= .собач к, [j]; |
Собак^[-> собак /; рек^-> рек / ;
- Просмотрите по словарю весь список слов на -чка. Как пишется буквосочетание чк? (Без мягкого знака.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об образовании сложных слов. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Прочитайте стихотворение Э. Котляр (упражнение 36).
- Найдите слова, выделенные цветом. Что означает слово «белоручка»? (Белоручка - бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми.)
- Что означает слово «мясорубка»? (Мясорубка - машинка, с помощью которой рубят мясо на фарш.)
- Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участвовали основы разных слов?
- А это основы каких именно слов? (Белый и ручка; мясо и рубит.)
- Слова, образованные из основ разных слов, называются сложными словами.
- Подберите проверочные слова к словам с пропущенными буквами. (Со стола - стал; гу[п]ка - гуйа; мясору[п]ка - рубит; подметать - подмел.)
- Спишите текст. Обратите внимание при списывании: части сложного слова соединяются между собой с помощью буквы о (белоручка, мясорубка).
- Прочитайте диалог Миши и Волшебницы в учебнике.
- Что нового вы узнали о сложных словах? (Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы «е».)
- Объясните значение каждого слова в упражнении 37. (Кофеварка - машинка, которая варит кофе. Птицелов - человек который ловит птиц. Овцевод - человек, который разводит овец. Знаменосец - человек, который несет знамя.)
- Как называются такие слова? Какой буквой соединяются между собой части каждого слова? (Буквой «е».) Запишите эти слова. Подчеркните букву е.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Работа в печатной тетради: задание 28.
- Повторите правило написания чк, чн. (Буквосочетания чк и чн пишутся без мягкого знака; ежевичника, земляничника, земляничное, привычное, ежевичное, крышечкой, шишечкой, дырочкой.)
- Определите 3 группы слов, являющихся формами одного и того же слова. (С крышечкой - крышечка. С шишечкой — шишечка. С дырочкой — в дырочке.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 29.
- Объясните слово через родственное слово. (Ежевичник - место, где растет ежевика. Земляничник - место, где растет земляника. Ежевичное варенье - варенье из ежевики. Земляничное варенье - варенье из земляники.)
- Определите, как образовалось слово ежевичник. (От слова ежевика при помощи суффикса -'ник-.) Какой оттенок смысла данный суффикс вносит в слово? (Он обозначает место расположения чего-либо. Ежевик/ + ник + ... = ежевичник ].)
Урок 100
Дата: 2019-02-19, просмотров: 683.