Сценарий урока I. Работа над каллиграфией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


 

О /

- Назовите орфограмму этих слов.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из словаря; исполь­зуют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - до­полняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)

- Что такое суффикс? Как образуются новые слова с помощью суффикса?

- Откройте обратный словарь на букву й (упражнение 33). Найдите слова на -ный. Запишите столбиком пять последних слов. Покажите письменно, как они образовались.

Г1устячн |ый| <— пустяк |~| (|ч'1 / [к]);

успешн|ый1 <- успех Q ([ш] / [х]);

-грешн[ый1 <г- грех Q ([ш] / [х]);

потешн1ый1 <г- потех[а1 ([ш] / [х]);

воздушн 1ый <— воздух Q ([ш] / [х]).

- Выделите корни. Подчеркните в корнях буквы чередующихся согласных.

- Выделите окончания.

- Отметьте суффикс в словах, называющих признаки предме­тов. В корнях каких слов есть чередование звуков [к] и [ч']?

- А чередование звуков [ш] и [х]? Как пишутся буквосочетания чк, чн? (Без мягкого знака.)

- Вернитесь к последним четырем парам слов на -ный. Покажи­те письменно, как образовались слова-названия признаков.

успех, j^xf—» успех /;

.успех +^+[ыи]=5^пеш'н1

ыи

грех./ М-^.греУ; .rpexZ + H-+|ый|= грещ н [ыи];

.потех,fa]—> .потех,/;

потех / + н + |ый| =,noTeiii н |ый|;

|--------- =----------- 1 — I________________ | —I'

воздух          .воздух, /;

воздух / + 'н+ |ый| = воздущ ц |ый|.

- Откройте обратный словарь на букву а (упражнение 34). Найдите слова, основа которых оканчивается на -чка. Покажите письменно, от каких других слов образовались 1-е, 2-е, 5-е, 7-е сло­ва из списка по образцу.

(5обачк[а]<- собак[а]([ч'] / [к]); рёчк[а]<- рёк[а]([ч'] / [к]);


 

задачк[а]<— задач[а];

- Выделите корни. Подчеркните буквы чередующихся соглас­ных в корнях слов. Выделите окончания.

- Прочитайте задание (упражнение 35). У слов упраж­нения 34 отметьте суффикс, с помощью которого образовано ка­ждое новое слово. Какой оттенок смысла он придает новым словам? (Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательный характер.)

- Покажите письменно, как от основы каждого слова образова­лось новое слово по образцу.

.собак +'кч+[а"1= .собач к, [j];

Собак^[-> собак /;                               рек^-> рек / ;

- Просмотрите по словарю весь список слов на -чка. Как пи­шется буквосочетание чк? (Без мягкого знака.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления об образовании сложных слов. Коммуникативные: уча­ствуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказыва­ния; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Прочитайте стихотворение Э. Котляр (упражнение 36).

- Найдите слова, выделенные цветом. Что означает слово «бе­лоручка»? (Белоручка - бездельник, который не хочет запачкать руки, хочет оставить их «белыми», то есть чистыми.)

- Что означает слово «мясорубка»? (Мясорубка - машинка, с по­мощью которой рубят мясо на фарш.)

- Вы заметили, что в образовании каждого из этих слов участ­вовали основы разных слов?

- А это основы каких именно слов? (Белый и ручка; мясо и ру­бит.)

- Слова, образованные из основ разных слов, называются сложными словами.

- Подберите проверочные слова к словам с пропущенными бу­квами. (Со стола - стал; гу[п]ка - гуйа; мясору[п]ка - рубит; подметать - подмел.)

- Спишите текст. Обратите внимание при списывании: части сложного слова соединяются между собой с помощью буквы о (бе­лоручка, мясорубка).

- Прочитайте диалог Миши и Волшебницы в учебнике.

- Что нового вы узнали о сложных словах? (Части сложного слова могут соединяться между собой с помощью буквы «е».)

- Объясните значение каждого слова в упражнении 37. (Кофеварка - машинка, которая варит кофе. Птицелов - человек который ловит птиц. Овцевод - человек, который разводит овец. Знаменосец - человек, который несет знамя.)

- Как называются такие слова? Какой буквой соединяются ме­жду собой части каждого слова? (Буквой «е».) Запишите эти слова. Подчеркните букву е.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Работа в печатной тетради: задание 28.

- Повторите правило написания чк, чн. (Буквосочетания чк и чн пишутся без мягкого знака; ежевичника, земляничника, земля­ничное, привычное, ежевичное, крышечкой, шишечкой, дырочкой.)

- Определите 3 группы слов, являющихся формами одного и того же слова. (С крышечкой - крышечка. С шишечкой — шишеч­ка. С дырочкой — в дырочке.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)


Работа в печатной тетради: задание 29.

- Объясните слово через родственное слово. (Ежевичник - ме­сто, где растет ежевика. Земляничник - место, где растет зем­ляника. Ежевичное варенье - варенье из ежевики. Земляничное ва­ренье - варенье из земляники.)

- Определите, как образовалось слово ежевичник. (От слова ежевика при помощи суффикса -'ник-.) Какой оттенок смысла дан­ный суффикс вносит в слово? (Он обозначает место расположе­ния чего-либо. Ежевик/ + ник + ... = ежевичник ].)

Урок 100






Дата: 2019-02-19, просмотров: 683.