Цели деятельности учителя: учить пользоваться обратным словарем; формировать умение составлять схемы образования новых слов, выделять части слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся называть и выделять части слова; самостоятельно образовывать с помощью суффикса новые формы слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из учебника и словаря; логические - осуществляют анализ частей слова.)
- Как образуются новые слова с помощью суффикса? Куда девается отброшенное окончание? (Оно просто «переезжает» в конец нового слова.)
- Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны в учебнике. Как образовалось слово «ежиха»?
,еж / + их,+ [а] ежих,ПЛ.
Вывод (упражнение 26): у нового слова совсем не обязательно такое же окончание, как у прежнего слова, от основы которого оно образовалось.
III. Изучение нового материала. (.Познавательные: общеучебные - используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)
- Откройте обратный словарь на букву -к. Найдите слова на -ек. Запишите их столбиком. Покажите, от основ каких слов они образовались.
- Найдите корни и окончания. Выделите суффиксы.
^голь | | —> уголек | |; окунь | | —> окунек | |;
пеньЕЦ-> "пенекQ ; зверь| | зверек| |;
огонь П -> огонек Q ; 'якорЬ Q -> якорек □ .
конь □ -> конек СИ ;
- Запишите слова буквами (упражнение 27).
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. |
- Что такое «основа слова»? Какие части слова могут входить в основу? |
- Найдите корни и окончания. Выделите суффиксы.
Уго[лок] - уголок Д ; пе[н'ок] - пенек Ц ;
уго[л'ок] - уголек Д ; сы[рок] - сырок Д ;
сы[нок] - сынок Д ; яко[р'ок] - якорек Q .
(.Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Если судить по звуковой записи, у этих слов один и тот же суффикс. Назовите его. (Один и тот же суффикс -ок.)
- Почему же на письме он обозначается по-разному? (Буква «е» обозначает звук [о], но одновременно показывает, что перед ней стоит мягкий согласный звук.)
- Сравните две записи (упражнение 28). Докажите, что в них содержится одно и то же.
Уго[л'] + [ок] -+Q = уго[л'ок] Д ; уголь + ек + Д = уголек Д .
- Вернитесь купражнению 26. Покажите в буквенной записи, как именно образовались все остальные слова из записанного столбика по образцу (на желтом фоне вупражнении 28).
Угол + ок + ... = уголокЦ ; сыр + ок + ... = сырокЦ ;
сын + ок + ... = сынокД ; якорь + ек + ... = якорекД .
пень + ек + ... = пенекД ;
IV. Работа с текстом. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Дружининой (упражнение 29).
- Дайте проверку всем словам с пропущенными буквами и обозначенными звуками. (Холодок - холод; холодок - холодный; освежит - свежий, жи-ши; чай - ча-ща; подбодрит - бодрый; хорошо - хороший; год - года; цветет - цвет.)
- Запишите текст правильно.
- Прочитайте текст М. Яснова «Французская народная песенка» (упражнение 30).
- Как называется такой текст: загадка, небылица, считалка? (Данный текст представляет собой считалку.)
- Какие правила нужно знать, чтобы записать текст правильно? (Написание парных согласных на конце слова (стриж - стрижи; камыш - камыши; обед - обеды; пес - псы) и в середине слова (сливки — сливочки). Написание существительных мужского рода с основой на шипящий звук (стриж - без ь; камыш - без ь) и женского рода (мышь - с ь). Написание безударных гласных в корне (летишь - летный, лечу - полет, хвостом - хвост, сбивала - бить, выходи - выходит.) Написание ча под ударением с буквой а (час).)
V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)
- Прочитайте. Образуйте новые слова с указанными суффиксами.
Бетон ^^ Молоко. Учить ^^
барабан ^ двор ^ ^ строить ^
фонарь г печь—писать ^sr
камень / сапог спасать
- Какое значение придают словам суффиксы? Отметьте знаком S верное утверждение:
I I Эти суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение.
I | Эти суффиксы указывают на мужской род.
I | Эти суффиксы указывают на профессию или род занятий людей.
Урок 97
Дата: 2019-02-19, просмотров: 561.