СУФФИКС СЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ПРЕДМЕТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить пользоваться обратным словарем; формировать умение составлять схемы обра­зования новых слов, выделять части слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся называть и выделять части слова; самостоятельно образовывать с помощью суффикса новые формы слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, из учебника и словаря; логические - осуществляют анализ частей слова.)

- Как образуются новые слова с помощью суффикса? Куда де­вается отброшенное окончание? (Оно просто «переезжает» в ко­нец нового слова.)

- Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны в учебнике. Как образовалось слово «ежиха»?

,еж / + их,+ [а] ежих,ПЛ.

Вывод (упражнение 26): у нового слова совсем не обяза­тельно такое же окончание, как у прежнего слова, от основы кото­рого оно образовалось.

III. Изучение нового материала. (.Познавательные: обще­учебные - используют модели и схемы для решения учебной зада­чи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова.)

- Откройте обратный словарь на букву -к. Найдите слова на -ек. Запишите их столбиком. Покажите, от основ каких слов они обра­зовались.

- Найдите корни и окончания. Выделите суффиксы.

^голь | | —> уголек | |;                         окунь | | —> окунек | |;

пеньЕЦ-> "пенекQ ;                             зверь| | зверек| |;

огонь П -> огонек Q ;                          'якорЬ Q -> якорек □ .

конь □ -> конек СИ ;

- Запишите слова буквами (упражнение 27).


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

- Что такое «основа слова»? Какие части слова могут входить в основу?

- Найдите корни и окончания. Выделите суффиксы.

Уго[лок] - уголок Д ;                           пе[н'ок] - пенек Ц ;

уго[л'ок] - уголек Д ;                           сы[рок] - сырок Д ;

сы[нок] - сынок Д ;                              яко[р'ок] - якорек Q .

(.Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят по­нятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Если судить по звуковой записи, у этих слов один и тот же суффикс. Назовите его. (Один и тот же суффикс -ок.)

- Почему же на письме он обозначается по-разному? (Буква «е» обозначает звук [о], но одновременно показывает, что перед ней стоит мягкий согласный звук.)

- Сравните две записи (упражнение 28). Докажите, что в них содержится одно и то же.

Уго[л'] + [ок] -+Q = уго[л'ок] Д ; уголь + ек + Д = уголек Д .

- Вернитесь купражнению 26. Покажите в буквенной запи­си, как именно образовались все остальные слова из записанного стол­бика по образцу (на желтом фоне вупражнении 28).

Угол + ок + ... = уголокЦ ; сыр + ок + ... = сырокЦ ;

сын + ок + ... = сынокД ;                     якорь + ек + ... = якорекД .

пень + ек + ... = пенекД ;

IV. Работа с текстом. (Регулятивные: осмысливают тексто­вый материал; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникатив­ные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые вы­сказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Прочитайте отрывок из стихотворения М. Дружининой (уп­ражнение 29).

- Дайте проверку всем словам с пропущенными буквами и обозначенными звуками. (Холодок - холод; холодок - холодный; освежит - свежий, жи-ши; чай - ча-ща; подбодрит - бодрый; хо­рошо - хороший; год - года; цветет - цвет.)

- Запишите текст правильно.

- Прочитайте текст М. Яснова «Французская народная песен­ка» (упражнение 30).

- Как называется такой текст: загадка, небылица, считалка? (Данный текст представляет собой считалку.)

- Какие правила нужно знать, чтобы записать текст правильно? (Написание парных согласных на конце слова (стриж - стрижи; камыш - камыши; обед - обеды; пес - псы) и в середине слова (сливки — сливочки). Написание существительных мужского рода с основой на шипящий звук (стриж - без ь; камыш - без ь) и жен­ского рода (мышь - с ь). Написание безударных гласных в корне (летишь - летный, лечу - полет, хвостом - хвост, сбивала - бить, выходи - выходит.) Написание ча под ударением с буквой а (час).)

V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выпол­нения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)

- Прочитайте. Образуйте новые слова с указанными суффиксами.

Бетон ^^                      Молоко.                                  Учить ^^

барабан ^                   двор ^                                  ^ строить ^

фонарь г                      печь—писать ^sr

камень /                       сапог                                          спасать

- Какое значение придают словам суффиксы? Отметьте знаком S верное утверждение:

I I Эти суффиксы придают слову уменьшительно-ласкательное значение.

I | Эти суффиксы указывают на мужской род.

I | Эти суффиксы указывают на профессию или род занятий людей.


Урок 97

Дата: 2019-02-19, просмотров: 506.