- Назовите орфограмму в этих словах.
II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания.)
- Рассмотрите картинку в учебнике. Кто здесь изображен? (Большой паук и маленький паучок. Большой жук и маленький жучок.)
- Откройте (упражнение 20) обратный словарь на букву к. Найдите слова на -ик. От каких слов образовались все эти слова?
- Покажите это письменно на любых четырех примерах по образцу. (Зубик <— зуб; кубик <— куб; клювик <— клюв; садик <— сад.)
- Вы заметили, что в словаре частичка -ик выделена синим цветом? Где она находится в слове: до или после корня? (После корня.)
- Сравните значения слов «еж» - «ежик», «лоб - лобик». Какой оттенок частичка -ик придает словам? (Придает словам уменьшительно-ласкательный оттенок.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о составе слова. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Найдите (упражнение 21) в обратном словаре на букву к слова с основой на -ек. Скажите, от каких слоЕмэбразовались все эти слова. Покажите письменно по образцу. (Л'голек < к <—
пень^ огонек^ <— огонь; конек <— конь; окунек <— окунь; зверек <— зверь; якорек <— якорь.)
- Слова в парах - родственные? Выделите в каждой паре общую часть (корень).
- Вы заметили, что в словаре частичка -ек выделена цветом? Где находится эта частичка в слове? (После корня.)
-Для чего она служит? (С ее помощью образуются новые слова.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какое значение у этого суффикса? (Уменьшительно-ласкательное значение.)
- Образуйте с помощью суффикса -ек новые слова от данных вупражнении 22 слов. Покажите образование слов письменно. (День —> денек, тень —> тенек, парень —> паренек, соболь соболек, тополь —> тополек.)
- Можно ли сказать, что суффиксы -ик и -ек близки по значению? (Да.)
(.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой с новым словом. Произнесите слова «щит» и «кит» и послушайте первые звуки. Охарактеризуйте их по звонкости-глухости и твердости-мягкости. Звуки - разные по этим характеристикам или одинаковые? (Эти звуки мягкие и глухие.)
Работа в печатной тетради: задание 21.
- Слова-названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы кто? что? и стоят в единственном числе. (Один (что?) класс, одна (что?) доска, рука.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 22.
- Выделите суффикс в словах-названиях предметов. (Нет деньк\а\ они - деньк^Ц В слове денек[] нулевое окончание. В слове Зень и 'денек есть^динаковая часть (корень), в которой заключен общий смысл де[н']. Денёк - образовано от слова день с помощью уменьшитель- но-ласкательного суффикса -ёк; денёк - так ласково называют день.)
У р о к 93
Дата: 2019-02-19, просмотров: 332.