- Какое слово здесь «спрятано»? (Число.) Какие формы числа есть у слов-названий предметов?
II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: осмысливают учебный материал; умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Что такое начальная форма слов-названий предметов? А действий?
- Прочитайте задание вупражнении 6. Во второй части учебника на с. 17 найдите упражнение 10. Выпишите из текста «Ландыши» слова, называющие действия, столбиком. Их должно быть три.
- Справа от каждого слова напишите его начальную форму вместе с вопросом.
(Что делает?) украшает - (что делать?) украшать;
(что делают?) созревают - (что делать?) созревать;
(что делают?) поедают - (что делать?) поедать.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии омонимов и синонимов; логические - осуществляют анализ различных значений слов. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания.)
- Прочитайте по цепочке двустишия В. Кремнева (упражнение 7).
- Что называют выделенные слова? (Действие.)
- Поставьте каждое из них в начальную форму. Запишите по образцу.
(Что делает?) живет - (что делать?) жить, (что делает?) бороздит - (что делать?) бороздить, (что делает?) носит - (что делать?) носить, (что делает?) имеет - (что делать) иметь.
- Что означает слово «исполин»? (Великан.)
- Прочитайте двустишие Я. Козловского (упражнение 8). Неужели выделенные слова означают одно и то же?
- Объясните, что означает слово «пою» в первой строчке? (Действие.)
- Поставьте это слово в начальную форму. ((Что делаю?) пою - (что делать?) поить.)
- А что означает слово «пою» во второй строчке? (Действие.)
- Поставьте это слово в начальную форму. ((Что делаю?) пою - (что делать?) петь.)
(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; осмысливают учебный материал; адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Прочитайте задание (упражнение 9). Во второй части учебника на с. 37 найдите упражнение 26. Текст состоит из двух маленьких частей. Выпишите из первой части слова-назва- ния действий столбиком. Напишите рядом начальные формы этих слов вместе с вопросами.
(Что делал?) падал - (что делать?) падать, (что делал?) сидел - (что делать?) сидеть, (что делал?) считал - (что делать?) считать, (что делал?) слизывал - (что делать?) слизывать. Работа в печатной тетради: задания 8-10. Задание 8.
- О ком говорится в предложении? ((Кто?) Мы (что делали?) мыли. Мыли (кого?) щенка. Мыли (в чем?) в воде и мыле. Мыли (чем?) мочалкой.)
Задание 9.
-Формы слова -названия предмета: бык, с быком, от быка. Родственные слова: (что делает?) бодается, (какого?) бодливого; (что делают?)убегают, (кто?) бегун.
Вывод: в данном стихотворении есть слова с одинаковой частью, в которой заключается общий смысл данных слов.
- Где формы одного и того же слова, а где - разные слова, являющиеся родственными? (С быком: начальная форма бык. От быка: начальная форма бык, следовательно, бык, с быком, от быка — формы одного и того же слова, так как у них одинаковая начальная форма. (Что делает?) бодается, начальная форма (что делать?) бодаться. Бодливого, начальная форма (какой?) бодливый. Бодается и бодливый - разные слова, так как у них разные начальные формы. Данные слова являются родственными словами, так как у них есть одинаковая часть бод- (корень), которая хранит их общий смысл.)
Задание 10.
Образец рассуждения: В слове мед парный согласный в конце слова. Чтобы правильно записать слово, надо подобрать проверочное слово - меда. Пишу букву д. (То же со словами «крот», «стриж».) В слове ловкий парный согласный в середине слова. Проверочное слово - ловок. Пишу букву в. Для слова мышь проверочное слово - мыши. Так как это слово женского рода с основой на шипящий, в конце пишу ь.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Определите основы предложений.
Бурый Мишка лижет мед. Ишет желуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж. Сыр швейцарский любит мышь.
4. [=][=] рзд
Стриж [стр'иш] [с] - глухой, твердый; [т] - глухой, твердый;
[р'] - звонкий, мягкий; [ш] - глухой, твердый.
Сыр [сыр]
В норке ужинает Крот. Обезьянка ест банан. Схемы: 3. |_____ 11---- Г] Мед [м'от] [м'] - звонкий, мягкий; [т] - глухой, твердый. Ест [й'эст] [й'] - звонкий, мягкий; [с] - глухой, твердый; [т] - глухой, твердый. |
[с] - глухой, твердый; [р] - звонкий, твердый.
У р о к 87
Дата: 2019-02-19, просмотров: 305.