Тема: УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ СЛОВ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить определять на­чальную форму прилагательных; формировать умение пользовать­ся толковым словарем; задавать вопросы к словам.

Планируемые результаты (предметные): научатся дифферен­цировать слова-действия, слова-названия предметов, слова-признаки, определять начальную форму этих слов; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова помогают определить род? (Он, она, оно.) Можно ли род определить у слова, стоящего во множественном числе?

II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: осмысли­вают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания.)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой с новым словом. Сравните первые звуки в прежнем и новом словах. (Чашки - кашки.)

- Можно ли сказать, что они оба - глухие звуки? (Да.) Оба - мягкие звуки? (Нет. Твердый звук [к], мягкий звук [ч'].)

- Какая характеристика у этих звуков является одинаковой? (Общим является то, что оба звука - согласные, оба - глухие.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о различных формах слов. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно восприни­мают оценку учителя.)

- Расскажите о начальной форме слов, называющих признаки.

- Прочитайте правило Летучей Мыши.

- Прочитайте данные слова (упражнение 10).

- Что называют эти слова? (Признаки.) Охарактеризуйте, в ка­кой форме стоит каждое слово: назовите число и род. Можно ли оп­ределить род у последнего слова? Почему нельзя? (Слово стоит во множественном числе.)

Беспечный - ед. ч., м. р.; болотная - ед. ч., ж. р.; ветхое - ед. ч., ср. р.; дерзкие - мн. ч.

- Откройте толковый словарь. Найдите в нем эти слова. Все ли слова удалось найти именно в такой форме? (Не все.) В какой фор­ме стоят все слова, называющие признаки: в каком числе и каком роде? (В единственном числе, мужском роде.)

- Откройте словарь «Пиши правильно!» на букву р (там будет слово русский) и на букву ф (слово фиолетовый).

- Откройте словарь «Произноси правильно» и найдите там сло­ва-признаки. (Слова августовский, быстрый, мощный, мягкий, скучный и хищный.)

- Откройте толковый словарь. Найдите слово «орхидея» (уп­ражнение 11). Прочитайте в статье объяснение значения этого слова. Найдите в объяснении пять слов, называющих признаки. Выпишите их столбиком в той форме, в какой они стоят в статье. Рядом напишите начальную форму.

Травянистое - травянист|ый|,

необычной - необычн!ый|,

разнообразной - разнообразн |ый |,

душистыми - душист|ый1,

яркими - ярк|ий |.

- Прочитайте плакат Летучей Мыши.

- Проверьте себя: в этом задании окончания слов-названий признаков -ый или -им?

- Прочитайте предложения (упражнение 12). Устно по­ставьте каждое слово в предложениях в начальную форму. Не за­бывайте задавать к словам вопросы. (Они (кто? что?) - почки, почки - они, мн. ч.; она (что?) - почка (она, одна) - ед. ч., то есть начальная форма. Почки (что делают?) - зеленеют; (что делать?) - зеленеть - начальная форма. Зеленеют (на чем?) - на тополях. Он (кто? что?) - тополь (он, один) - ед.ч., отвечает на вопрос (что?), значит, это начальная форма и т. д.)

- Из второго и третьего предложений выпишите каждое слово, а рядом запишите его начальную форму. (Воробьи - воробей, сидят - сидеть, на ветках - ветка, птички - птичка, клюют - клевать, зеленые - зеленый, листики - листик.)

Работа в печатной тетради: задания 11-14.

Задание 11.

- Образуйте начальную форму слов-названий действий.

- Обратите внимание, если форма слова-названия действия от­вечает на вопрос что делает?, то и начальная форма будет отвечать на вопрос что делать?

Задание 12.

- В отрывок из песни надо вставить новое словарное слово - «столица».

Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

- Выпиши слова дорогая и золотая, поставив их в начальную форму. (Задаем вопрос: какая? Дорогая. Слово «дорогая» является словом-названием признака, так как отвечает на вопрос какая?. Слова-названия признаков в начальной форме отвечают на вопрос какой?. (Какой?) дорогой.)

Задание 13.

- Найдите разные формы слова-названия признака.

(Синего, синее, синие, синий. Белый, белым, белая.)

Слова, написание которых подчиняется правилу: жи-ши под ударением пиши с буквой и - машина, лежит.

Задание 14.

- Из скороговорок выпишите родственные слова в той форме, в которой они стоят в тексте. (Слова борона, боронила (боронить - обрабатывать бороной), неборонованное (неборонованное - то, которое не бороновали) являются родственными словами, так как у них есть общая часть, в которой заключен общий смысл, - бо­рон. Плотник, плотничал (плотничать - выполнять работу плот­ника) -родственные слова, у них есть общая часть, в которой за­ключен общий смысл (плотник / плотнич). Борона, боронила, небо­ронованное. Плотник, плотничал. Пилил, пилой.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Работа в печатной тетради: задание 15.

- Назовите проверочные слова. (Дубы, голуби, игрушек, слеза, шапочка, уши, рожи.)

На каждом из дубков по паре голубков.

Кошке игрушки,                         Пляшут ушки,

Мышке слезки.                            Пляшут шапки,

Пляшут рожки и хвосты!

(В слове дубков в середине слова парный согласный [п] стоит перед другим согласным - [к]. Чтобы правильно записать слово, надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Проверочное слово - дубы. В слове дубков пи­шем буквы б и к. Подчеркиваем букву б, так как она нуждалась в проверке.)


У р о к 88

Дата: 2019-02-19, просмотров: 339.