Цели деятельности учителя: учить ставить существительные в начальную форму; формировать умение определять начальную форму глаголов и слов-названий предметов множественного числа; закреплять умение пользоваться обратным словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся определять начальную форму слов, не имеющих единственного числа; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
__ I
!
- Что объединяет эти слова? (Они стоят во множественном числе.) Поставьте эти слова в единственное число. Все ли слова имеют форму единственного числа?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о структуре предложения.)
- Что такое начальная форма слов? Прочитайте подсказку Летучей Мыши.
Упражнение 4.
- Откройте обратный словарь на букву и. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа? (Они (что?) сапоги, сапоги - они, это форма множественного числа; они (что?) деньги, деньги - они, это форма множественного числа.)
{Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы на вопросы и выводы; обмениваются мнениями; строят понятные речевые высказывания.)
- Можно ли поставить 1-е, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой? (Он - что? сапог (он, один), она - что? лыжа (она, одна), она - что? варежка (она, одна). Форма единственного числа и будет начальной формой этих слов.)
- А 2-е слово можно поставить в форму единственного числа? А 10-е слово? 12-е? (Слова «деньги», «ясли» и «сени» нельзя поставить в форму единственного числа.)
- Объясните значение слов. (Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли: 1) кормушка для скота, прикрепленная наклонно к стене; 2) то же, что детские ясли: воспитательное учреждение для детей до трех лет.)
Вывод: данные слова нельзя поставить в форму единственного числа.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Слово деньга с ударением на последнем слоге есть - так в старину называли мелкую монету и так в просторечии называют деньги. Но это слово не является формой единственного числа от слова деньги.
- Неужели у этих слов нет начальной формы? Прочитайте ответ Летучей Мыши.
- Все слова из списка имеют форму единственного числа?
- Формы единственного числа не будет у слов «очки», «брюки», «грабли», «ясли», «сени». Слово «пони» - неизменяемое, потому что у него одинаковые формы единственного и множественного числа. Слово «ладони» в единственном числе имеет форму «ладонь».
- Выпишите столбиком пять слов, у которых есть форма единственного числа. Покажите это так:
сапоги -(сапог) , ладошки -(ладошк|), носки -(носок).
варежки - С§арежк|), уши - (^хо).
- Выпишите пять слов, у которых нет формы единственного числа по образцу.
(Деньги)- нет ед. ч., (грабли) - нет ед. ч., (^рюки) - нет ед. ч.
(g4K^) - нет ед. ч., (ясли) - нет ед. ч.
- Среди всех записанных слов найдите слова в начальной форме. Обведите их овалом.
- Прочитайте двустишия (упражнение 5). Поставьте слова, выделенные цветом, в начальную форму.
Иголки - иголка, шелестят - шелестеть,
елки - елка, блестят - блестеть.
-Найдите в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставьте их в начальную форму.
Игрушки - игрушка, звездочки - звездочка,
флаги - флаг, хлопушки - хлопушка.
- Что такое начальная форма слов, называющих действия? Прочитайте подсказку Летучей Мыши.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Работа в печатной тетради: задания 6, 7.
Задание 6.
Прочитайте. Что необходимо выполнить? (В отрывок из стихотворения надо вставить новое словарное слово «иней».)
Иней лег на ветви ели. Иглы за ночь побелели.
- Выпишите слова ветви, ели, иглы, рядом запишите начальную форму данных слов. (Слова-названия предметов в начальной форме отвечают на вопросы что? кто? и стоят в единственном числе. Одна (что?) ветвь. Ветви - ветвь. Ели - ель. Иглы - игла.)
Задание 7.
- Прочитайте. Что необходимо выполнить?
В зимний холод и в жару Ели выросли в тиши.
Зеленеет ель в бору. Стали ели хороши.
Слова для проверки: холода, жар, зеленый, зелень, бор, тишь, хороший.
- Обратите внимание на то, что предлог входит в форму слова- названия предмета. (В жару, в бору, в тиши.)
Урок 86
Дата: 2019-02-19, просмотров: 331.