Тема: УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ СЛОВ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить ставить сущест­вительные в начальную форму; формировать умение определять на­чальную форму глаголов и слов-названий предметов множественно­го числа; закреплять умение пользоваться обратным словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся опреде­лять начальную форму слов, не имеющих единственного числа; находить необходимую информацию в словаре и учебнике, анали­зировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

__ I


 

!

- Что объединяет эти слова? (Они стоят во множественном числе.) Поставьте эти слова в единственное число. Все ли слова имеют форму единственного числа?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о структуре предложения.)

- Что такое начальная форма слов? Прочитайте подсказку Ле­тучей Мыши.

Упражнение 4.

- Откройте обратный словарь на букву и. В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного чис­ла? (Они (что?) сапоги, сапоги - они, это форма множественного числа; они (что?) деньги, деньги - они, это форма множественно­го числа.)

{Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; формули­руют ответы на вопросы и выводы; обмениваются мнениями; стро­ят понятные речевые высказывания.)

- Можно ли поставить 1-е, 3-е и 4-е слова в форму единствен­ного числа? Это будет их начальной формой? (Он - что? сапог (он, один), она - что? лыжа (она, одна), она - что? варежка (она, одна). Форма единственного числа и будет начальной формой этих слов.)

- А 2-е слово можно поставить в форму единственного числа? А 10-е слово? 12-е? (Слова «деньги», «ясли» и «сени» нельзя поста­вить в форму единственного числа.)

- Объясните значение слов. (Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом. Ясли: 1) кормушка для скота, прикреп­ленная наклонно к стене; 2) то же, что детские ясли: воспита­тельное учреждение для детей до трех лет.)

Вывод: данные слова нельзя поставить в форму единственно­го числа.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; логические - осуществляют поиск необ­ходимой информации. Регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)

- Слово деньга с ударением на последнем слоге есть - так в старину называли мелкую монету и так в просторечии называют деньги. Но это слово не является формой единственного числа от слова деньги.

- Неужели у этих слов нет начальной формы? Прочитайте от­вет Летучей Мыши.

- Все слова из списка имеют форму единственного числа?

- Формы единственного числа не будет у слов «очки», «брюки», «грабли», «ясли», «сени». Слово «пони» - неизменяемое, потому что у него одинаковые формы единственного и множественного числа. Слово «ладони» в единственном числе имеет форму «ладонь».

- Выпишите столбиком пять слов, у которых есть форма един­ственного числа. Покажите это так:

сапоги -(сапог) , ладошки -(ладошк|), носки -(носок).

варежки - С§арежк|), уши - (^хо).

- Выпишите пять слов, у которых нет формы единственного числа по образцу.

еньги)- нет ед. ч., (грабли) - нет ед. ч., (^рюки) - нет ед. ч.

(g4K^) - нет ед. ч., (ясли) - нет ед. ч.

- Среди всех записанных слов найдите слова в начальной фор­ме. Обведите их овалом.

- Прочитайте двустишия (упражнение 5). Поставьте слова, выделенные цветом, в начальную форму.

Иголки - иголка,                   шелестят - шелестеть,

елки - елка,                            блестят - блестеть.

-Найдите в третьем двустишии слова, называющие предметы. Поставьте их в начальную форму.

Игрушки - игрушка, звездочки - звездочка,

флаги - флаг,                         хлопушки - хлопушка.

- Что такое начальная форма слов, называющих действия? Прочи­тайте подсказку Летучей Мыши.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 6, 7.

Задание 6.

Прочитайте. Что необходимо выполнить? (В отрывок из стихо­творения надо вставить новое словарное слово «иней».)

Иней лег на ветви ели. Иглы за ночь побелели.

- Выпишите слова ветви, ели, иглы, рядом запишите начальную форму данных слов. (Слова-названия предметов в начальной фор­ме отвечают на вопросы что? кто? и стоят в единственном чис­ле. Одна (что?) ветвь. Ветви - ветвь. Ели - ель. Иглы - игла.)

Задание 7.

- Прочитайте. Что необходимо выполнить?

В зимний холод и в жару                  Ели выросли в тиши.

Зеленеет ель в бору.                           Стали ели хороши.

Слова для проверки: холода, жар, зеленый, зелень, бор, тишь, хороший.

- Обратите внимание на то, что предлог входит в форму слова- названия предмета. (В жару, в бору, в тиши.)


Урок 86

Дата: 2019-02-19, просмотров: 331.