Цель: проверить умения применять изученные орфограммы, работать со словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно списывать небольшой текст; применять правила орфогра
фии в письменной речи; находить информацию (текстовую, графическую) в словаре и анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредмегных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Сравните данные записи. Объясните их написание.
II. Знакомство с текстом. (Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические - осуществляют анализ поэтического текста.)
- Прочитайте вупражнении 135 стихотворение С. Махоти- на «Мама в командировке». Написание каких слов вы подтвердите с помощью проверочных слов? Подберите проверочные слова. (Проводил - вцдит, проследил - след, морковку - моркави, топтал — топот, сапогом - сапаг, стоял - стай, мелькнул - мельком, зажег - зажигать, миг - мигом, проводник - вадит, звонок - зван.)
III. Формулирование учебной задачи. (Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении задания; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
- Во время письменного выполнения работы можно и нужно пользоваться словарем «Пиши правильно!», где сможете уточнить написание словарных слов. В стихотворении 6 словарных счов: пять из них помечены звездочками, а слово «Москва» не помечено, но тоже есть в словаре.
IV. Самостоятельная работа учащихся. Итог урока.
Урок 72
Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ОРФОГРАФИЯ»
Цель: учить писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правила орфографии в письменной речи.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова здесь «спрятались»? (Гласные, согласные.)
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные — осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и словаря, рассказа учителя). Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Как проверить безударные гласные в корне; согласные в корне?
- Прочитайте в упражнении 136 стихотворение Е. Благининой «Березки». Выполните проверку слов с пропущенными буквами.
- Как вы проверяли безударные гласные и парные звонкие- глухие согласные? (Изменяя это же слово или подбирая родственные слова: березки - березы, ветру — ветер, друг - у друга, к дружке - дружок, на горе - горы, на жаре - жарко, вниз - внизу, легко - легонько, прошептала - шепчет, на ушко -уши, побегу - бег, обнялись - обняться, не могу - может.)
- Спишите, вставив нужные буквы. Прочитайте правильно слова: скучно - ску[ш]но, конечно - коне[ш]но, что - [ш]то, потому что - потому [ш]то.
(Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
- Прочитайте слова в упражнении 137. На какой вопрос они отвечают? (На вопрос «кто?».)
- Проверьте слова-названия предметов с помощью родственных слов-названий признаков. (Малыш - маленький, смельчак - смелый, храбрец - храбрый, старик - старый, хитрец - хитрый, добряк - добрый, гордец - гордый.)
-В упражнении 138 проверьте слова-названия признаков с помощью родственных слов-названий предметов. (Лесной - лес, полевой - поле, степной - степь, домашний - дом, цветной - цвет, дверной - двери, кленовый - клен, рогатый — рог, морской — море.)
- А как вы проверите слова-названия предметов? С помощью родственных слов или других форм слова? (Цветок - цвет, котенок - кот, лист-лисжы, жук - жуки, лев -ульер, ключ (м. р.), без ь.)
- Какое слово проверите по словарю? (Слово «карандаш».)
- Прочитайте вупражнении 139 стихотворение М. Дружининой «Львиный зев». Спишите стихотворение, вставив нужные буквы.
Нажмешь слегка (легок) на львиный зев (зевать) - Увидишь, как зевает (зёв) лев (у льва)! Хоть этот львенок (у львенка) - крошка (крошечка), А боязно немножко (немножечко)!
- Выпишите столбиком группы родственных слов. Выделите корни.
Львиный, зев,
лев, зевает.
львенок,
III. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Объясните происхождение слов «сыроежка», «львиный зев». (Сыроежка - сырая еда. Львиный зев - похож на пасть льва.)
Урок 73
Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС»
Цель: рассмотреть типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно классифицировать предложения; употреблять слова в нескольких значениях; подбирать родственные слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово здесь «спряталось»? (Синтаксис.) Что обозначает это слово? |
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - используют модели и схемы для решения учебной задачи; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и словаря, рассказа учителя. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Что такое предложение? Что называют словосочетанием? Назовите главные члены предложения.
- Прочитайте в упражнении 140 стихотворение Г. Лаг- здынь «Мыло и Мила». Сколько в этом тексте предложений? (Одно.) Можете из одного предложения получить четыре? (Мыла Мила мишку мылом. Мила мыло уронила. Уронила Мила мыло. Мишку мылом не домыла.)
- Запишите первое предложение в тетрадь. Сколько в нем слов? (4 слова.) Над каждой начальной буквой напишите тот звук, который она обозначает.
- Составьте схему предложения. Выпишите все словосочетания.
[м] [м'] [м'] [м] [м]
Мыла Мила м_ишку м_ылом.
мыла (кого?) мишку мыла (чем?) мылом
- Будете выписывать главную пару слов? (Нет.)
- По этой схеме придумайте и запишите еще два предложения. Подчеркните их основы.
Расчесала Маша волосы расческой.
Пекла бабушка для внучки пироги.
(Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о многозначных словах.)
- Прочитайте предложения в упражнении 141. Сравните: в разных ли значениях используется слово «золотой»?
1) золотое кольцо - сделано из золота;
2) золотые волосы - образное выражение, сравнение с цветом.
3) золотые руки (метафора) - умелые руки.
- Какое значение родилось самым первым? (Золотое кольцо.)
- Посмотрите в толковом словаре, какие значения есть у слова «золотой».
- Прочитайте вупражнении 142 стихотворение Е. Серовой. В разных ли значениях используется слово «золотой»?
- Сможете подобрать другие слова-названия признаков вместо слова «золотой» в словосочетаниях «золотая рожь» и «золотые руки»?
- При замене слова «золотой» в словосочетаниях золотая рожь и золотые руки испытывали ли вы трудности? (В первом случае это трудно сделать, поскольку имеется в виду, что рожь - цвета золота. Поэтому любые другие слова-названия признаков (желтая, спелая) либо будут неточными (желтая), либо будут совсем не то характеризовать (спелая). Во втором словосочетании это слово заменяется много проще: умелые руки, талантливые руки, заботливые руки.)
- Прочитайте строчки стихотворения М. Бородицкой. Являются ли два последних слова родственными? (Нет.)
- Какие слова называются родственными? (Имеющие общую часть, которая хранит общий смысл и одинаково пишется.) Сравните, одинаковые ли корни выделены? (Нет.)
^р^житься, кружево,
кружение, кружевной,
кружевницы.
- Значит, в настоящее время эти слова нельзя назвать родственными.
- Видели ли вы кружева? Как плетутся кружева? Подумайте, являлись ли раньше эти слова родственниками?
- Какое слово дало жизнь другому? (Слово «кружиться» дало жизнь слову «кружево».)
III. Решение кроссворда. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
1. В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы.
2. У реки над лесом флаги. Это летний детский ... .
3. Дом на рельсах тут как тут, всех ум- |Г______________
чит он в пять минут. Ты садись и не зевай,------------------------------------------
отправляется....--------------------------------------------------------------------------------
4. Красненькая Матрешка - беленькое" Z Z Z Z1 сердечко.
5. Не поспеет без труда и малина-....-------------------------------------------- ,
6. Дружно в поле колосится золотис- к- ----------------------- —
тая ... .
7. Страна, где человек родился, рос, жил, впоследствии женился, чтоб гражданином ее стать. Как можно ту страну назвать?
8. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос!
9. Сколько выросло плодов, овощей, зерна, цветов! На участке не зевай, собирай-ка ... !
Ответы: 1. Береза. 2. Лагерь. 3. Трамвай. 4. Малина. 5. Ягода. 6. Пшеница. 7. Родина. 8. Морковь. 9. Урожай.
В обведенных клеточках по вертикали: название лесной ягоды - земляника.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Что вы узнали о структуре предложения? Чем предложение отличается от словосочетания?
- Почему не все однокоренные слова можно назвать родственными? (Ответы учащихся.)
Урок 74
Дата: 2019-02-19, просмотров: 676.