Цели деятельности учителя: дать представление о многозначных словах; учить выполнять работу с толковым словарем в парах; формировать умение употреблять слова в нескольких значениях.
Планируемые результаты (предметные): научатся употреблять многозначные слова в устной и письменной речи; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Спишите данные слова вупражнении 130.
- А теперь запишите эти же слова в алфавитном порядке. Смысл задания. Как расположить по алфавиту слова, начинающиеся на одну букву? (Если первые буквы слов одинаковые, надо ориентироваться на вторые буквы.) Прочитайте список слов. Вы ничего особенного не замечаете? Рассмотрим подсказки, начиная с подсказки Асырк. (Асырк напоминает алфавитную последовательность букв, но не всех, а определенного участка.) Что подсказывает Летучая Мышь? Почему некоторые сочетания букв на ее плакатике выделены жирным шрифтом? (Это - начала слов. Мышь подсказывает, как будут располагаться слова, начинающиеся на одну букву: сначала К1ЮЧ, потом - коса; сначала лапа, потом - ледяной и лишь затем - лук. Слова должны быть записаны в такой последовательности: золотой, ключ, коса, лапа, ледяной, лук.)
Работа по вариантам.
- Найдите в толковом словаре все шесть слов и выясните их значения. Объясните, какие слова являются многозначными. (Они записаны только один раз.) (Золотой, лапа, ледяной.)
- А сколько значений у каждого из этих слов? Обсудим другие слова, которые обозначают совершенно разные предметы и поэтому записаны по несколько раз (мы не вводим термина «омонимы»). Таких слов тоже три: ключ, коса, лук.
- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -дка. В чем трудность написания этих слов? (Написание парных звонких- глухих согласных.)
- Выпишите семь любых слов, но не подряд. Выполните их проверку. (Ягодка - ягоды, будка - будочка, дудка - дудочка, тетрадка - тетради, отгадка - отгадать, складка - складочка, наседка - наседочка.)
- Найдите слова на -тка. (Заплатка - заплаточка, лопатка - лопаточка, перчатка - перчатрчка, ветка - веточка, нотка - ноты, утка - уточка, шутка - шутит.)
- Отгадайте загадки.
Не спорю - не белый, Я, братцы, попроще.
Расту я обычно В березовой роще.
(Подберезовик.)
Ходят в рыженьких беретах - Осень в лес приносят летом Очень дружные сестрички, Называются ... (лисички). Что за гриб стоит на кочке В красном бархатном платочке?
(Подосиновик.)
А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке - горошки.
(Мухомор.)
- Почему так называются грибы? От каких других слов произошли эти слова? (Подберезовик - потому что растет под березой; подосиновик - потому что растет под осиной; мухомор - потому что ядовитый и от него мрут мухи.)
- Прочитайте лесенку на с. 164. Как правильно писать слово «пожалуйста»?
- Изменилось ли сегодня значение слова «пожалуйста»? (Сегодня это слово говорят, когда благодарят кого-то.)
- Прочитайте вупражнении 132 стихотворение М. Яснова. Какими словами можно проверить написание? (Варежка - варе- жечка; лошадка - лоша&ъ, лошади; украдкой - укради; поделился - поделится; шоколадкой - шоколайочкой; сладкой - сладенький; хрупкой - хрупок.)
- Какое слово надо проверить по словарю? (Шоколадкой.)
Работа в печатной тетради: задание 68.
Родственные слова: ослик - осел; алеет - алые; ежик - еж.
Формы одного слова: нос - носами; дуб - дубу.
Запись: «До скорой встречи!».
III. Решение кроссворда. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Решите кроссворд.
По вертикали:
1. Здесь Кремль, здесь Воробьевы горы, есть цирк... и даже целых два! Большой, большой |_ красивый город, столица Родины ....
2. Не разнять никак щенков: каждый - забияка. Усмирить таких сынков может лишь ... .
3. В тайны физики проник этот умный ....
4. Этот человек невежда, хоть опрятная ....
В обведенные клеточки по горизонтали впишите обобщающее название следующих предметов: стакан, блюдце, тарелка.
Ответы: 1. Москва. 2. Собака. 3. Ученик. 4. Одежда. По горизонтали - посуда.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Соедините с выделенными словами родственные слова
Числовой чистюля перечислить чистота |
отчислить чистить чистенький вычислить |
ЧИСЛО ЧИСТЫИ |
|
Отметьте сильные и слабые позиции гласного в корне.
У р о к 70
Дата: 2019-02-19, просмотров: 571.