Тема: ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: дать представление о многозначных словах; учить выполнять работу с толковым слова­рем в парах; формировать умение употреблять слова в нескольких значениях.

Планируемые результаты (предметные): научатся употреб­лять многозначные слова в устной и письменной речи; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в слова­ре и учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: об­щеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и слова­ря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникатив­ные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые выска­зывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Спишите данные слова вупражнении 130.

- А теперь запишите эти же слова в алфавитном порядке. Смысл задания. Как расположить по алфавиту слова, начи­нающиеся на одну букву? (Если первые буквы слов одинаковые, на­до ориентироваться на вторые буквы.) Прочитайте список слов. Вы ничего особенного не замечаете? Рассмотрим подсказки, начи­ная с подсказки Асырк. (Асырк напоминает алфавитную последо­вательность букв, но не всех, а определенного участка.) Что под­сказывает Летучая Мышь? Почему некоторые сочетания букв на ее плакатике выделены жирным шрифтом? (Это - начала слов. Мышь подсказывает, как будут располагаться слова, начинающиеся на одну букву: сначала К1ЮЧ, потом - коса; сначала лапа, потом - ледяной и лишь затем - лук. Слова должны быть записаны в такой последовательности: золотой, ключ, коса, лапа, ледяной, лук.)

Работа по вариантам.

- Найдите в толковом словаре все шесть слов и выясните их значения. Объясните, какие слова являются многозначными. (Они записаны только один раз.) (Золотой, лапа, ледяной.)

- А сколько значений у каждого из этих слов? Обсудим другие слова, которые обозначают совершенно разные предметы и поэто­му записаны по несколько раз (мы не вводим термина «омонимы»). Таких слов тоже три: ключ, коса, лук.

- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -дка. В чем трудность написания этих слов? (Написание парных звонких- глухих согласных.)

- Выпишите семь любых слов, но не подряд. Выполните их проверку. (Ягодка - ягоды, будка - будочка, дудка - дудочка, тет­радка - тетради, отгадка - отгадать, складка - складочка, на­седка - наседочка.)

- Найдите слова на -тка. (Заплатка - заплаточка, лопатка - лопаточка, перчатка - перчатрчка, ветка - веточка, нотка - но­ты, утка - уточка, шутка - шутит.)

- Отгадайте загадки.

Не спорю - не белый, Я, братцы, попроще.

Расту я обычно В березовой роще.

(Подберезовик.)

Ходят в рыженьких беретах - Осень в лес приносят летом Очень дружные сестрички, Называются ... (лисички). Что за гриб стоит на кочке В красном бархатном платочке?

(Подосиновик.)

А вот кто-то важный На беленькой ножке. Он с красною шляпкой, На шляпке - горошки.

(Мухомор.)

- Почему так называются грибы? От каких других слов про­изошли эти слова? (Подберезовик - потому что растет под бере­зой; подосиновик - потому что растет под осиной; мухомор - по­тому что ядовитый и от него мрут мухи.)

- Прочитайте лесенку на с. 164. Как правильно писать слово «пожалуйста»?

- Изменилось ли сегодня значение слова «пожалуйста»? (Сего­дня это слово говорят, когда благодарят кого-то.)

- Прочитайте вупражнении 132 стихотворение М. Яснова. Какими словами можно проверить написание? (Варежка - варе- жечка; лошадка - лоша&ъ, лошади; украдкой - укради; поделился - поделится; шоколадкой - шоколайочкой; сладкой - сладенький; хрупкой - хрупок.)

- Какое слово надо проверить по словарю? (Шоколадкой.)

Работа в печатной тетради: задание 68.

Родственные слова: ослик - осел; алеет - алые; ежик - еж.

Формы одного слова: нос - носами; дуб - дубу.

Запись: «До скорой встречи!».

III. Решение кроссворда. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Решите кроссворд.

По вертикали:

1. Здесь Кремль, здесь Воробьевы горы, есть цирк... и даже целых два! Большой, большой |_ красивый город, столица Родины ....

2. Не разнять никак щенков: каждый - за­бияка. Усмирить таких сынков может лишь ... .

3. В тайны физики проник этот умный ....

4. Этот человек невежда, хоть опрятная ....

В обведенные клеточки по горизонтали впишите обобщающее название следующих предметов: стакан, блюдце, тарелка.

Ответы: 1. Москва. 2. Собака. 3. Ученик. 4. Одежда. По гори­зонтали - посуда.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

- Соедините с выделенными словами родственные слова


Числовой чистюля перечислить чистота

отчислить чистить чистенький вычислить

ЧИСЛО

ЧИСТЫИ


 


 


Отметьте сильные и слабые позиции гласного в корне.






У р о к 70

Дата: 2019-02-19, просмотров: 571.