Цели деятельности учителя: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с обратным словарем, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -ж и -жь.
Планируемые результаты (предметные): научатся определять род слова и соотносить с конечным звуком его основы; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)
II. Постановка учебной задачи. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; аргументируют собственное мнение.)
- Запишите правильно слова в упражнении 120, объясните их значение.
Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, вошь, финиш.
(Гчушь - глухое место; сушь - сухая, жаркая погода; ералаш - беспорядок; марш - 1) способ ходьбы в строю; 2) музыкальное произведение в четком ритме; финиш - конечный пункт спортивного состязания.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Рассмотрите картинку в учебнике на с. 152. Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы художник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание правой части картинки.) Слева изображаются такие предметы, как еж, шалаш, камыш и ландыш. Все слова - мужского рода пишутся без ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как мышь, печь, ночь.
- Можете, не открывая обратного словаря, сделать вывод о написании слов, основа, которых оканчивается на -ж и -жь, -щ и -щь?
- Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по обратному словарю.
- Запишите по два примера на каждый случай.
М. р.
Плащ, лещ, багаж, пейзаж.
Ж. р. Вещь, мощь. молодежь, ложь. |
|
- Запишите правильно слова в упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.
- Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подорожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник шип, подсолнух <— солнце, подорожник <— дорога.)
- Являются ли эти слова родственными своим словам- признакам? (Да.)
- Прочитайте слова вупражнении 122. Объясните их значения.
(Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда он мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Упряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж - сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье.)
- Что будем запоминать в первую очередь, а что - во вторую? (1) с ь или без ь писать; 2) какую букву ставить перед ь или просто на конце слова.)
- Проговаривайте, комментируя написание каждого слова. (Слово «молодежь» - женского рода, будем писать с мягким знаком на конце. А теперь проверим, какую букву писать - ш или ж: молодежи, значит, ж.)
Проверочные слова: этажи, дрожать, упряжечка, стражник, лживый, чертежи, багажный, багажа.
(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Запишите слова на желтом фоне в два столбика.
Меч, Дочь,
луч, вещь,
плащ, помощь,
товарищ, речь,
ключ.
- Написание остальных слов проверьте, используя подсказку Летучей Мыши.
- Прочитайте в упражнении 124 стихотворение П. Синявского, работайте парами. Проговорите правильные варианты предложений. Выясните написание слов колбаса и картошка в словаре «Пиши правильно!». Выполните упражнение по вариантам.
IV. Итог урока. Рефлексия. {Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
16. Клас.. . |
Сах..р. 11. |
- Заполните чайнворд.
^^ 2. ..аво... 3. Щ? 5.
По горизонтали: 1. \trnf 2. ..аво... 3. 7. Мае..а. 9. ..лфавит. 10. 14.
17- <М 18. Грам..атика. 19.
По вертикали: 1. ..льбом. 2. За.лра. 4.
6
12. Вдру... 13. Скор... 15 Т..атр.
(спорт)
4
I I 1 |
I I | ||||||||||||||
8 | 10 | 11 | |||||||||||||
9 |
I I I | ||||||||||||||
| 12 | 15 | 13 |
| |||||||||||
' I | 16 | I ! | |||||||||||||
| 19 |
| |||||||||||||
I I I |
| мм |
II II | ||||||||||||
18 |
|
- Раскрасьте клетки со словами, которые обозначают одушевленные предметы, желтым, а неодушевленные - зеленым.
Урок 65
Дата: 2019-02-19, просмотров: 448.