Тема: НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить связывать пред­ставление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с обратным словарем, выписывать слова, основы которых оканчиваются наи -жь.

Планируемые результаты (предметные): научатся опреде­лять род слова и соотносить с конечным звуком его основы; нахо­дить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Что помогают определить эти слова? (Род слов-названий предметов.)

II. Постановка учебной задачи. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Ком­муникативные: строят понятные речевые высказывания; аргумен­тируют собственное мнение.)

- Запишите правильно слова в упражнении 120, объясните их значение.


Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, вошь, финиш.

(Гчушь - глухое место; сушь - сухая, жаркая погода; ералаш - беспорядок; марш - 1) способ ходьбы в строю; 2) музыкальное про­изведение в четком ритме; финиш - конечный пункт спортивного состязания.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказы­вания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Рассмотрите картинку в учебнике на с. 152. Заметили ли вы, что картинка поделена на две части? Какие предметы художник изображает в левой части картинки? Что интересного в названии этих предметов? А в написании слов, обозначающих эти предметы? (Аналогично организовано рассматривание правой части картин­ки.) Слева изображаются такие предметы, как еж, шалаш, камыш и ландыш. Все слова - мужского рода пишутся без ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как мышь, печь, ночь.

- Можете, не открывая обратного словаря, сделать вывод о на­писании слов, основа, которых оканчивается на и -жь, -щ и -щь?

- Как пишутся слова мужского и женского рода? Проверьте правильность своих выводов по обратному словарю.

- Запишите по два примера на каждый случай.




М. р.

Плащ, лещ, багаж, пейзаж.

Ж. р.

Вещь, мощь.

молодежь, ложь.


 


 


- Запишите правильно слова в упражнении 121: вещь, клещ, овощ, борщ, помощь, мощь, лещ, товарищ.

- Почему так называют растения: шиповник, подсолнух, подо­рожник? От каких слов произошли эти слова? (Шиповник шип, подсолнух <— солнце, подорожник <— дорога.)

- Являются ли эти слова родственными своим словам- признакам? (Да.)

- Прочитайте слова вупражнении 122. Объясните их зна­чения.

(Дрожь - такое состояние человека (или животного), когда он мелко подергивается, дрожит (например, от холода). Упряжь - приспособление, позволяющее запрячь лошадь. Страж - сторож, охранник. Ложь - неправда, вранье.)

- Что будем запоминать в первую очередь, а что - во вторую? (1) с ь или без ь писать; 2) какую букву ставить перед ь или просто на конце слова.)

- Проговаривайте, комментируя написание каждого слова. (Слово «молодежь» - женского рода, будем писать с мягким зна­ком на конце. А теперь проверим, какую букву писать - ш или ж: молодежи, значит, ж.)

Проверочные слова: этажи, дрожать, упряжечка, стражник, лживый, чертежи, багажный, багажа.

(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Запишите слова на желтом фоне в два столбика.


Меч,                        Дочь,

луч,                         вещь,

плащ,                      помощь,

товарищ,               речь,

ключ.

- Написание остальных слов проверьте, используя подсказку Летучей Мыши.

- Прочитайте в упражнении 124 стихотворение П. Синяв­ского, работайте парами. Проговорите правильные варианты пред­ложений. Выясните написание слов колбаса и картошка в словаре «Пиши правильно!». Выполните упражнение по вариантам.

IV. Итог урока. Рефлексия. {Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

16. Клас.. .

Сах..р. 11.

- Заполните чайнворд.

^^ 2. ..аво... 3. Щ? 5.

По горизонтали: 1. \trnf 2. ..аво... 3. 7. Мае..а. 9. ..лфавит. 10. 14.

17- <М 18. Грам..атика. 19.

По вертикали: 1. ..льбом. 2. За.лра. 4.

6

12. Вдру... 13. Скор... 15 Т..атр.

(спорт)

4

г14

I

  I I  




I I 1

 

I I

 
                             
    8             10     11    
          9  

I I I

         

 

    12       15   13    

 

' I

              16      

I !

 

          19  

 

I I I

 

 

  мм  

II II

18

 

 


 

- Раскрасьте клетки со словами, которые обозначают одушев­ленные предметы, желтым, а неодушевленные - зеленым.

Урок 65


Дата: 2019-02-19, просмотров: 385.