Цели деятельности учителя: учить связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова; формировать умение выполнять работу с обратным словарем, выписывать слова, основы которых оканчиваются на -ш и -шь.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно находить информацию (текстовую, 1рафическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст
вии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией
- Сравните обе записи. Чем они различаются? Чем похожи?
II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах определения рода; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Как определить род слов-названий предметов?
- Откройте обратный словарь на букву ч. Есть ли среди слов- названий предметов, основа которых оканчивается на ч, слова женского рода? (Нет.) Среднего рода? (Нет.) Какого рода эти слова? (Мужскогорода.) Выпишите пять любых слов.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще- учебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Откройте обратный словарь на букву ь. Найдите слова-названия предметов, основа которых оканчивается на -чь. Выпишите пять любых слов. Какого рода все эти слова? (Женскогорода.)
М. р.
Трубач
бО!ЛЧ тягач циркач ткзч
Ж. р. Печь речь течь ДОЧЬ |
- Кто догадался, почему в словаре два раза написаны слова «печь» и «течь», а другие слова написаны по одному разу? (Эти слова обозначают слова-названия действий и слова-названия предметов.)
- Какой вывод вы можете сделать о работе ь? (Ь показывает, что все слова-названия женского рода.)
- Какой вывод вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на -ч или -чь! (Слова мужского рода, основа которых оканчивается на шипящий звук, пишутся без ь, слова женского рода - с ь.)
- На какие две группы можно поделить слова-названия предметов вупражнении 118? Запишите их правильно.
М. р. Плач, трубач, мяч, москвич |
Ж. р. Печь, мелочь, речь, ночь. |
|
- Откройте обратный словарь на букву ш. Предположите, какого рода слова. Зачитайте список слов полностью. (Все слова мужского рода.)
- Откройте словарь на -ь, на -шь, прочитайте список слов и пять из них запишите. Вывод о работе: ь - указывает, что сло- ва-названия предметов женского рода; о написании слов мужского и женского рода с основой на шипящий + ь.
М. р. Шалаш, ковш, Финиш, марш, фарш. |
Ж. р. Гуашь. вошь. брошь. ветошь, глушь. |
|
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Диктант-загадки.
- Отгадайте загадки и запишите отгадки.
Стоит баба в углу, а рот - в боку. Летом спит, зимой ест; Тело тепло, а крови нет.
(Печь.)
Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки.
(Мышь.)
Махнула птица крылом и накрыла весь свет одним пером.
(Ночь.)
При виде еды не считают ворон, Бросаются дружно с обеих сторон: Один - разрезает, другая - цепляет, Обоим работы в тарелке хватает.
(Нож и вилка.)
Кинешь в речку - не утонет. Бьешь о стенку - он не стонет. Будешь оземь кидать - Станет кверху летать.
(Мяч.)
Стоит над водой, трясет бородой. (Камыш.)
Урок 64
Дата: 2019-02-19, просмотров: 633.