Цель: учить работать с обратным словарем, находить слова на -жка.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить информацию (текстовую, графическую) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.
ZEBSZ.
- Какое слово здесь «спряталось»'/ (Чередование.) Какие чередования звуков на письме вы знаете?
II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне.)
- Какие чередования мы называем видимыми на письме?
- В корне слова могут чередоваться и другие звуки.
- Откройте обратный словарь на букву х. Среди слов с основой на х найдите такие, от которых можно образовать другие слова с уменьшительно-ласкательным значением. Выпишите эти слова парами.
^апа^ — запашок, горох1—горошек,
смех - смешок, слух - слушок,
орех^- орешек, "петух - петушок,
сти21 - стишок, пастух - (тастущок.
- Подчеркните чередующиеся согласные в корне.
ILL Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
-В упражнении 105 образуйте родственные слова-названия признаков от данных слов, (воздух - воздушный, снег - /снеж- ный, книга - книжный.)
- Запишите слова парами. Выделите корни. Подчеркните буквы, которые обозначают чередующиеся звуки.
- Какие звуки чередуются во 2-й паре слов? ([к] / [ж].) Какие звуки чередуются в 3-й паре слов? ([г] / [ж].)
- Прочитайте диалог Маши и Миши. Кто из них прав?
- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -жка. Какая трудность есть в написании этих слов? (На месте буквы «ж» слышим звук [ш].)
- Как можно проверить эти слова? Выпишите пять любых слов вместе с проверкой по образцу.
Бума[ш]ка - бума[ж]ечка, кни[ш]ка - кни[ж]ечка,
теле[ш]ка - теле[ж]ечка, коври[ш]ка - коври[ж]ечка,
засте[ш]ка - засте[ж]ечка, но[ш]ка - но[ж]енька.
- Какие звуки чередуются в корнях этих слов? ([ш /ж], [ш /г].)
- Это разные звуки? Какими буквами они обозначены? Это разные буквы или одинаковые? Это чередование звуков видно на письме? Почему в первом слове каждой пары можно сделать ошибку?
IV. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из словаря и учебника; логические - осуществляют анализ чередующихся звуков в корне слова. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Прочитайте диалог Миши и Анишит Йокоповны. Какую букву писать в корне слова, если на месте парного согласного слышится глухой звук?
- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -шка. Какую ошибку можно сделать в написании этих слов? Как можно поверить?
- Выпишите слова по образцу.
Руба[ш]ка - руба[ш]ечка, пта[ш]ка - пта[ш]ечка,
бука[ш]ка - бука[ш]ечка, ча[ш]ка - ча[ш]ечка.
рома[ш]ка - рома[ш]ечка,
- Есть ли чередование звуков в корнях этих слов? (Нет.) Почему они тем не менее требуют проверки? (Парные согласные необходимо проверять.)
- С какими словами их можно спутать?
- Прочитайте пары слов на плакате Летучей Мыши. Какие звуки чередуются в корнях этих слов? ([ui] / [г].)
- Какие буквы мы пишем на месте чередующихся звуков: одинаковые или разные? (Разные буквы.) Это чередование видно на письме? (Видно.)
- Откройте обратный словарь на -жка. Выберите пять слов, чтобы показать чередование звуков [ш] и [г], которое видно на письме.
Стри[ш]ка - стри[г]у, фля[ш]ка - фля[г]а,
подру[ш]ка - иодру[г]а, дворня[ш]ка - дворня[г]а.
пичу[ш]ка- пичу[г]а,
V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Работа в печатной тетради: задания 59, 61.
Задание 59.
На дуб не дуй губ, не дуй губ на дуб.
Задание 61.
Родственные слова: заяц - зайчиха, зайчонок;
еж - ежиха - ежонок; слон - слониха - слоненок.
Неродственные слова: конь - лошадь - жеребенок;
бык - корова - теленок; петух - курица - цыпленок.
Урок 59
Дата: 2019-02-19, просмотров: 603.