Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ, КОТОРОЕ ВИДНО НА ПИСЬМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель: учить работать с обратным словарем, находить слова на -зка.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить информацию (текстовую, графическую) в словаре и учебнике, ана­лизировать ее содержание; самостоятельно выполнять проверку сомнительных согласных на конце слов.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.




Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 


 


- Сравните слова «фонема» и «звук». Что они обозначают?

II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучеб­ные - осуществляют поиск необходимой информации для выпол­нения учебных заданий с использованием учебника и словаря; ло­гические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представ­ления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: уча­ствуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказы­вания.)

- Какие виды чередований звуков вы знаете?

- Откройте обратный словарь на букву а. Найдите слова на -зка. Выпишите пять слов, чтобы показать чередование согласных [с] и [з] в корне по образцу.

Сма[с]ка - сма[з]очка,                        бере[с]ка - бере[з]а,

желе[с]ка - желе[з]очка,                    пово[с]ка - пово[з]очка.

сле[с]ка - сле[з]а,

- Выпишите пять слов, чтобы показать чередование согласных [с] и [ж] в корне.

Сма[с]ка - сма[ж]у,                             разгру[с]ка - разгру[ж]у,

пово[с]ка - во[ж]у,                               ука[с]ка - ука[ж]у.

нагру[с]ка - гру[ж]у,

- Какое чередование согласных видно на письме: первое или второе? (Второе.)

- Какими буквами обозначается на письме это чередование?

(Буквами «з» и «ж».)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические - осуществляют поиск необхо­димой информации из материалов учебника и словаря, рассказа учителя. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учите­лем ориентиров.)

- Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Произнесите правильно слова «что», «чтобы». Выполните проверку сомнитель­ных согласных на конце слов. Сомнительные согласные на конце слов проверяются так: луг - луга (форма этого же слова); лук - луко­вый (родственное слово). Написание слова огород проверьте по словарю «Пиши правильно!». Выпишите группы родственных слов, правильно подчеркнув корни. (Гуськом - гусята; лук - лучок.) Слово лучок - родственник слову лук? Какое родственное слово у слова лужайка? Слова лужайка - лужок являются родственни­ками какому слову из двух: лук или луг?

Лучо

Луговой лужок лужайка [г/ж]

1учок луковый луковица К /К]

- Прочитайте вупражнении 110 стихотворение М. Яснова. Какое другое слово должно быть вместо слова «зайка»? (Майка.) Какими звуками различаются прежнее и новое слова? ([з] - [м].)

- Запишите текст, заменив выделенное слово и вставив пропу­щенные буквы.

-Вупражнении 109 поделите слова на две группы родст­венных слов и запишите двумя столбиками.

Замыли на майке следы (след) От морковки (моркови) - Придется теперь повисеть На веревке (веревочка).

IV. Итог урока. Рефлексия. (.Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 62, 63.

Задание 62.

- Вам нужно обнаружить чередование согласных в корне при образовании родственных слов.

Платок - платочек, стих - стишок, огурец - огурчик, пастух - пастушок, горох - горошек, друг - дружок.

Задание 63.

- Теперь обнаружьте чередование согласных в формах слова.

(Что делаю?) вожу - (что делать?) водить, (что делаю?) кручу -

(что делать?) крутить, (что сделаю?) схожу - (что сделать?) сходить.






Урок 60

Дата: 2019-02-19, просмотров: 552.