ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА
Цель: учить почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.
Планируемые результаты (предметные): научатся определять главное переживание в тексте, его основную мысль; эмоционально откликаться на произведения о животных.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово здесь «спрятано»? (Интонация.) Что означает это слово? Какие виды интонации вы знаете?
II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Прочитайте в упражнении 26 отрывок из сказки. Какое настроение было у медвежонка? (Веселое.) Из какого предложения это видно? (Из последнего предложения.) Какое оно по интонации? (Восклицательное.)
- В этом предложении выражается основная мысль или главное переживание текста? (Главное переживание текста.)
- Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, медвежонок или снежинки?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о главном переживании в тексте; логические - осуществляют анализ поэтического текста. Коммуникативные: составляют пересказ текста, используя выразительные средства языка; соблюдают орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)
- Прочитайте плакат Летучей Мыши. Для чего может быть написан текст?
- В рассказе Веры Чаплиной «Лесная кормушка» из упражнения 27 Слава принес из леса домой замерзшую птичку. Прочитайте, что было дальше.
Цель автора - рассказать нам о повадках поползня или поделиться забавной историей? (Поделиться забавной историей.)
- Из какого предложения понятно, как Слава и его мама отнеслись к проделкам птички? (Из последнего предложения.)
- Можно ли сказать, что это предложение выражает главное переживание в тексте?
- Маша и Миша придумали несколько названий к этому тексту. Какое название соответствует главному переживанию в тексте? («Забавная птичка».)
- Прочитайте поэтический текст вупражнении 28. Это стихотворение о людях или о собаках? (О собаках.) Прочитайте строчки, которые подтверждают ваше мнение.
- Ради чего поэтесса рассказывает о собаках? (Чтобы мы узнали о разных характерах собак.) Прочитайте строки, которые подтверждают это.
- А какими собаки никогда не бывают? (Ябедами и предателями.) А кто может быть предателем и ябедой? (Человек.)
- Какими переживаниями делится поэтесса? (Поэтесса делится с нами своими переживаниями о том, что самые неприглядные черты характера, такие как способность предать, стремление наябедничать, есть только у людей, но не у собак.)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Работа в печатной тетради: задания 86, 87.
Урок 61
Тема: ТАЙНА НАПИСАНИЯ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Цель: показать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять части слова; находить ударную и безударную позицию написания буквенных сочетаний.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
|
I. Работа над каллиграфией.
/ |
|
II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Прочитайте диалог Маши и Миши. В словах сочетания жи- ши стоят в безударной позиции, причем часть слов можно проверить, а другую часть слов, помеченных звездочками, проверить нельзя - нужно искать в словаре «Пиши правильно!». Каким словом проверяются слова, которые требуют проверки? (Шип.) Первые три слова из списка являются родственными слову шип.
- В словаре приводятся два разных слова «шип», а не одно с двумя разными значениями: слово «шип» напечатано два раза.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и словаря, из рассказа учителя). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Прочитайте слова вупражнении 111. На какие две группы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши? Запишите их в два столбика.
Шиповник, держит, сушит, съежился, душится. |
Пушинка. снежинка, крошить, кувшин, держй. |
|
душился.
- Прочитайте слова в упражнении 112. Вы сумеете написать их правильно? Везде ли можно выполнить проверку? Какое слово вы посмотрите в словаре «Пиши правильно!»? (Щавель.)
- Запишите слова, вставив нужные буквы: частица - часть, чаинка - чай, часок - час, щадить - пощада.
Правило в стихах:
После шипящих пиши и, у, а: Чаша, пожар, старожил и жара. Но исключенья найдешь и тут: Брошюра, жюри, парашют.
- Написание каких сочетаний проверяли? (Ча-ща.)
- Произнесите верно слово «щавель», ([щ 'ив 'эл'].)
Работа в печатной тетради: задание 50.
- Будем отрабатывать навык написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением и проверять безударные гласные в корне слова.
(Спешка) Поспешишь - людей (смех) насмешишь.
Черепаха, не скучая, час (сидя) сидит за чашкой чая.
Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь (дрожь) дрожит.
Еду-еду - не (свист) свищу, а наеду - не спущу.
- Слова «печь» и «дрожь» пишутся с мягким знаком на конце слова.
Говорите правильно: игра «Третий лишний». Почта, что, чтобы. Скучно, дачный, конечно.
Слова «почта» и «дачный» не вошли в словарь «Произноси правильно», так как эти слова произносятся так, как пишутся.
IV. Редактирование текста. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о главном переживании в тексте; логические - осуществляют анализ поэтического текста. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Прочитайте. Узнайте зверька. Отредактируйте текст.
В наших л..сах ж..вет ро..кий зв..рек. Летом на зв..рьке ле..кая шу..ка. К з..ме зв..рек меняет шу..ку на пуш..стую, беленькую. Шу..ка спасает зв..рька от м..роза. Жил..я у зверька нет. Что у зв..рька на ..бед? Горькая к..ра ..синки или б..ре..ки.
Хорошо служат зв..рьку длинные ноги. Большими прыжками уб..гает зв..рек от врагов.
Слова для справки: он, на нем, полушубок, она, ее, бедняга, трусишка, зверь.
V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Что вам пришлось редактировать?
Урок 62
Тема: ТАЙНА НАПИСАНИЯ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Цель: составить алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять части слова; выполнять алгоритм проверки безударных гласных в корне.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова здесь «спрягались»? (Жираф, живот.) Чем различаются (похожи) эти слова?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах проверки безударных гласных; логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
• Задание «Произнесите правильно!».
- Прочитайте двустишие Ю. Тувима. Произнесите правильно слова, записанные на доске. (Скучно, конечно.)
- Спишите вупражнении 113 сочетания слов и предложения, вставив нужные буквы.
Душистый ландыш, жирный гусь, рыжий пес, красивая вышив- ка, грузовая машина, жидкий суп, частица воздуха.
Пощади птенцов - не разоряй гнездо!
На огороде росли щавель и чеснок.
- Прочитайте предложение, где встречается слово «щавель». Будем ли проверять написание этого слова в словаре или уже запомнили, как оно пишется? Найдите слово «чеснок» в словаре «Пиши правильно!». Запишите упражнение самостоятельно. Что можете сказать о Мишиной проверке? Слова «честный» и «чеснок» - разные по смыслу и не являются родственными. Если бы слово «чеснок» можно было проверить, его вряд ли поместили бы в словарь «Пиши правильно!»: там находятся слова, которые мы не можем проверить.
- Какие трудности в написании слова «птенец»? Выпишем на доске столбиком слова: «птица» и «пт..нец». Как мы ласково назовем nmuifyl Правильно: птичка\ Запишем возле слова птица слово птичка. А как же мы ласково назовем птенца-, он не птенец, а как? Правильно: птенчик}. Запишем возле слова «пт..нец» слово «птенчик». Обсудите мнения Маши и Миши. Решили, кто же из них прав? Заполним пропуск в слове «птенец».
III. Изучение нового материала. {Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о чередовании согласных в корне. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Прочитайте слова в упражнении 114. Подберите проверочные слова и произнесите их вслух. (Проверочные слова: четвертый - четверть, чертить - чертит, число - числа, чесать - чешет, читать - прочитанный, червяк - червь, щипать - щипанный, щипчики; щипцы - щипчики; щиты - щит, щебетать - щебет, щебечет; щека - щечка; щебенка - щебень.) Какой способ проверки ты использовал (а): изменяя форму слова или подбирая родственное слово? Кто заметил, к какому способу мы прибегали почти во всех случаях, за редким исключением? (В основном, проверочными словами были слова, родственные проверяемым.)
- Слово «чешуя» найдите в словаре «Пиши правильно!».
- Слово «щека» выпишем на доске вместе с проверочным словом «щёчка». В слове «щёчка» пишется буква ё, а это значит, что гласный звук, обозначаемый буквой ё, может чередоваться только с гласным звуком, который обозначается буквой е. Еще пример: «щётка» - «щетина».
- Спишите данные слова вупражнении 115. Подчеркните сочетания чу-щу в этих словах. Они стоят под ударением? (Без ударения.) Они требуют проверки? (Нет.) Звук [у] даже в безударной позиции нельзя спутать с другими звуками!
- Какая проблема возникла у Ворона и Мыши? Какое слово можно проверить? (Жалеть - жалость.)
- Какое слово посмотрите в словаре? (Желать.)
-Вупражнении 116 устно по цепочке назовите проверочные слова.
Жили, | Жи-ши, |
ДРУЕ, | У ДРУР, |
дружку, | дружить, |
сердитый, | сердится, |
бежит, | бег, жи-ши |
в колючей, | колется, |
траве, | травы, |
еж, | ежик, |
исчез, | исчезает, |
лес, | леса, |
Работа в печатной тетради: задания 51,52.
Задание 51.
Написание сочетаний жи-ши в безударном положении такое же, как под ударением, в том случае, если основа слова-названия предмета оканчивается на ж или ш и слово стоит в форме множественного числа и отвечает на вопросы: кто? что?; сочетаний ча-ща -
если основа слова-названия предмета женского рода, оканчивается на «ч» или «щ» и стоит в начальной форме.
Задание 52.
- Проверьте написание сочетаний жи-ши и ча-ща в безударном положении в корне слова.
Проверочные слова: жить, чай, площадь, ошибка, ширь,, площадка, шип, час, чары.
Словарные слова: девочка, одежда.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Ветер разбросал лепестки цветов. Соберите их и составьте слова.
- Подчеркните слова, обозначающие действие предмета. Раскрасьте лепестки с буквами, обозначающими мягкие согласные звуки.
Урок 63
Дата: 2019-02-19, просмотров: 488.