Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ТЕМА И ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА

Цель: учить почувствовать и понять те переживания, кото­рыми делится с нами художник.

Планируемые результаты (предметные): научатся опреде­лять главное переживание в тексте, его основную мысль; эмоцио­нально откликаться на произведения о животных.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

- Какое слово здесь «спрятано»? (Интонация.) Что означает это слово? Какие виды интонации вы знаете?

II. Актуализация опорных знаний. (Регулятивные: осмысли­вают текстовый материал; действуют с учетом выделенных учите­лем ориентиров; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понят­ные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собст­венное мнение.)

- Прочитайте в упражнении 26 отрывок из сказки. Какое настроение было у медвежонка? (Веселое.) Из какого предложения это видно? (Из последнего предложения.) Какое оно по интонации? (Восклицательное.)

- В этом предложении выражается основная мысль или главное переживание текста? (Главное переживание текста.)

- Кто же так воспринимает зимнее утро: автор, медвежонок или снежинки?

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о главном переживании в тексте; логические - осуществляют ана­лиз поэтического текста. Коммуникативные: составляют пересказ текста, используя выразительные средства языка; соблюдают орфо­эпические нормы речи и законченную интонацию предложения.)

- Прочитайте плакат Летучей Мыши. Для чего может быть на­писан текст?

- В рассказе Веры Чаплиной «Лесная кормушка» из упраж­нения 27 Слава принес из леса домой замерзшую птичку. Прочи­тайте, что было дальше.

Цель автора - рассказать нам о повадках поползня или поде­литься забавной историей? (Поделиться забавной историей.)

- Из какого предложения понятно, как Слава и его мама отне­слись к проделкам птички? (Из последнего предложения.)

- Можно ли сказать, что это предложение выражает главное переживание в тексте?

- Маша и Миша придумали несколько названий к этому тексту. Какое название соответствует главному переживанию в тексте? («За­бавная птичка».)

- Прочитайте поэтический текст вупражнении 28. Это сти­хотворение о людях или о собаках? (О собаках.) Прочитайте строч­ки, которые подтверждают ваше мнение.

- Ради чего поэтесса рассказывает о собаках? (Чтобы мы узна­ли о разных характерах собак.) Прочитайте строки, которые под­тверждают это.

- А какими собаки никогда не бывают? (Ябедами и предателя­ми.) А кто может быть предателем и ябедой? (Человек.)

- Какими переживаниями делится поэтесса? (Поэтесса делит­ся с нами своими переживаниями о том, что самые неприглядные черты характера, такие как способность предать, стремление наябедничать, есть только у людей, но не у собак.)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

Работа в печатной тетради: задания 86, 87.

Урок 61

Тема: ТАЙНА НАПИСАНИЯ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель: показать разницу ударной и безударной позиции напи­сания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять части слова; находить ударную и безударную позицию написания буквенных сочетаний.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Сценарий урока


 


 





I. Работа над каллиграфией.


/


 


 


II. Постановка учебной задачи. (Познавательные: общеучеб­ные - осуществляют поиск необходимой информации для выпол­нения учебных заданий с использованием учебника и словаря; ло­гические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представ­ления о чередовании согласных в корне. Коммуникативные: стро­ят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументиру­ют собственное мнение.)

- Прочитайте диалог Маши и Миши. В словах сочетания жи- ши стоят в безударной позиции, причем часть слов можно прове­рить, а другую часть слов, помеченных звездочками, проверить нельзя - нужно искать в словаре «Пиши правильно!». Каким словом проверяются слова, которые требуют проверки? (Шип.) Первые три слова из списка являются родственными слову шип.

- В словаре приводятся два разных слова «шип», а не одно с дву­мя разными значениями: слово «шип» напечатано два раза.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков; логические - осуществляют поиск необхо­димой информации (из материалов учебника и словаря, из рассказа учителя). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учите­лем ориентиров.)

- Прочитайте слова вупражнении 111. На какие две груп­пы можно поделить слова с сочетаниями жи-ши? Запишите их в два столбика.


Шиповник,

держит,

сушит,

съежился,

душится.

Пушинка.

снежинка,

крошить,

кувшин,

держй.


 


 


душился.


- Прочитайте слова в упражнении 112. Вы сумеете напи­сать их правильно? Везде ли можно выполнить проверку? Какое слово вы посмотрите в словаре «Пиши правильно!»? (Щавель.)

- Запишите слова, вставив нужные буквы: частица - часть, чаинка - чай, часок - час, щадить - пощада.

Правило в стихах:

После шипящих пиши и, у, а: Чаша, пожар, старожил и жара. Но исключенья найдешь и тут: Брошюра, жюри, парашют.

- Написание каких сочетаний проверяли? (Ча-ща.)

- Произнесите верно слово «щавель», ([щ 'ив 'эл'].)

Работа в печатной тетради: задание 50.

- Будем отрабатывать навык написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу под ударением и проверять безударные гласные в корне слова.

(Спешка) Поспешишь - людей (смех) насмешишь.

Черепаха, не скучая, час (сидя) сидит за чашкой чая.

Над Жорой жук, жужжа, кружит. От страха Жора весь (дрожь) дрожит.

Еду-еду - не (свист) свищу, а наеду - не спущу.

- Слова «печь» и «дрожь» пишутся с мягким знаком на конце слова.

Говорите правильно: игра «Третий лишний». Почта, что, чтобы. Скучно, дачный, конечно.

Слова «почта» и «дачный» не вошли в словарь «Произноси правильно», так как эти слова произносятся так, как пишутся.

IV. Редактирование текста. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о главном переживании в тексте; логические - осуществляют анализ поэтиче­ского текста. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную за­дачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Прочитайте. Узнайте зверька. Отредактируйте текст.

В наших л..сах ж..вет ро..кий зв..рек. Летом на зв..рьке ле..кая шу..ка. К з..ме зв..рек меняет шу..ку на пуш..стую, беленькую. Шу..ка спасает зв..рька от м..роза. Жил..я у зверька нет. Что у зв..рька на ..бед? Горькая к..ра ..синки или б..ре..ки.

Хорошо служат зв..рьку длинные ноги. Большими прыжками уб..гает зв..рек от врагов.

Слова для справки: он, на нем, полушубок, она, ее, бед­няга, трусишка, зверь.

V. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют ре­зультаты уровня усвоения изучаемого материала.)

- Что вам пришлось редактировать?










Урок 62

Тема: ТАЙНА НАПИСАНИЯ СОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Цель: составить алгоритм проверки безударного гласного в корне слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять части слова; выполнять алгоритм проверки без­ударных гласных в корне.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова здесь «спрягались»? (Жираф, живот.) Чем раз­личаются (похожи) эти слова?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о способах проверки безударных гласных; логические - осуществ­ляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участ­вуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

• Задание «Произнесите правильно!».

- Прочитайте двустишие Ю. Тувима. Произнесите правильно слова, записанные на доске. (Скучно, конечно.)

- Спишите вупражнении 113 сочетания слов и предложе­ния, вставив нужные буквы.

Душистый ландыш, жирный гусь, рыжий пес, красивая вышив- ка, грузовая машина, жидкий суп, частица воздуха.

Пощади птенцов - не разоряй гнездо!

На огороде росли щавель и чеснок.

- Прочитайте предложение, где встречается слово «щавель». Будем ли проверять написание этого слова в словаре или уже за­помнили, как оно пишется? Найдите слово «чеснок» в словаре «Пиши правильно!». Запишите упражнение самостоятельно. Что мо­жете сказать о Мишиной проверке? Слова «честный» и «чеснок» - разные по смыслу и не являются родственными. Если бы слово «чеснок» можно было проверить, его вряд ли поместили бы в сло­варь «Пиши правильно!»: там находятся слова, которые мы не мо­жем проверить.

- Какие трудности в написании слова «птенец»? Выпишем на доске столбиком слова: «птица» и «пт..нец». Как мы ласково назовем nmuifyl Правильно: птичка\ Запишем возле слова птица слово птичка. А как же мы ласково назовем птенца-, он не птенец, а как? Правильно: птенчик}. Запишем возле слова «пт..нец» слово «птенчик». Обсудите мнения Маши и Миши. Решили, кто же из них прав? Заполним пропуск в слове «птенец».

III. Изучение нового материала. {Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о чередовании согласных в корне. Регулятивные: при­нимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Прочитайте слова в упражнении 114. Подберите прове­рочные слова и произнесите их вслух. (Проверочные слова: чет­вертый - четверть, чертить - чертит, число - числа, чесать - чешет, читать - прочитанный, червяк - червь, щипать - щипан­ный, щипчики; щипцы - щипчики; щиты - щит, щебетать - ще­бет, щебечет; щека - щечка; щебенка - щебень.) Какой способ проверки ты использовал (а): изменяя форму слова или подбирая родственное слово? Кто заметил, к какому способу мы прибегали почти во всех случаях, за редким исключением? (В основном, про­верочными словами были слова, родственные проверяемым.)

- Слово «чешуя» найдите в словаре «Пиши правильно!».

- Слово «щека» выпишем на доске вместе с проверочным сло­вом «щёчка». В слове «щёчка» пишется буква ё, а это значит, что гласный звук, обозначаемый буквой ё, может чередоваться только с гласным звуком, который обозначается буквой е. Еще пример: «щётка» - «щетина».

- Спишите данные слова вупражнении 115. Подчеркните сочетания чу-щу в этих словах. Они стоят под ударением? (Без уда­рения.) Они требуют проверки? (Нет.) Звук [у] даже в безударной позиции нельзя спутать с другими звуками!

- Какая проблема возникла у Ворона и Мыши? Какое слово можно проверить? (Жалеть - жалость.)

- Какое слово посмотрите в словаре? (Желать.)

-Вупражнении 116 устно по цепочке назовите провероч­ные слова.

Жили, Жи-ши,
ДРУЕ, У ДРУР,
дружку, дружить,
сердитый, сердится,
бежит, бег, жи-ши
в колючей, колется,
траве, травы,
еж, ежик,
исчез, исчезает,
лес, леса,

 

Работа в печатной тетради: задания 51,52.

Задание 51.

Написание сочетаний жи-ши в безударном положении такое же, как под ударением, в том случае, если основа слова-названия предмета оканчивается на ж или ш и слово стоит в форме множе­ственного числа и отвечает на вопросы: кто? что?; сочетаний ча-ща -
если основа слова-названия предмета женского рода, оканчивается на «ч» или «щ» и стоит в начальной форме.

Задание 52.

- Проверьте написание сочетаний жи-ши и ча-ща в безударном положении в корне слова.

Проверочные слова: жить, чай, площадь, ошибка, ширь,, площадка, шип, час, чары.

Словарные слова: девочка, одежда.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: принимают и со­храняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Ветер разбросал лепестки цветов. Соберите их и составь­те слова.

- Подчеркните слова, обо­значающие действие предмета. Раскрасьте лепестки с буквами, обозначающими мягкие соглас­ные звуки.

Урок 63



Дата: 2019-02-19, просмотров: 417.