Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ, КОТОРОЕ МЫ НЕ ВИДИМ НА ПИСЬМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: уточнить правило проверки парного согласного на конце слова; учить выделять чере­дование звуков в корнях о лов. которое мы не видим на письме

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять правило проверки парных согласных на конце слова; графически обозначать чередование звуков в корнях слов.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек Прения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Сравните значения слов. Что произошло в корне этих слов? (Чередование согласных звуков [к/ж].)

II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: со­ставляют рассказ, используя выразительные средства языка; со­блюдают орфоэпические нормы речи и законченную интонацию предложения. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

• Задание «Произноси правильно».

- Прочитайте слова, правильно ставя ударения. Рассмотрите картинку в учебнике. Составьте по ней простой рассказ с данными словами. Представьте, что девочка играла с собственной кошкой. Ря­дом были птички. Кошка делала вид, что птички ее не интересуют.

- Кошка соврала? Девочка ее прогнала? А как она ее назвала?

- Кого же девочка позвала? Кому она дала хлебные крошки? Что она поняла?

- Прочитайте двустишие Е. Трутневой. Следите за правильным произношением.

- Спишите вупражнении 94 стихотворение М. Бородицкой «Про Петрова».

- Сначала обсуждаем все сложные написания. Как проверить слово «писал»? (Пишет.) В слове «крючки» после буквы ч не пи­шем ъ. В слове «Петров» - три трудности написания. Какие? (Большая буква, безударный гласный звук (Петров - Петя), парный звонкий на конце: Петров - у Петрова.) Сколько сложных написа­ний в слове «снежки»? (Две.) Какие? (Безударный гласный, мы его можем поставить под ударение — снег, парный звонкий в середине слова, мы его можем проверить - снежок.) Остальные безударные гласные в словах тоже требуется проверить: бежал - бег, бегает; лежал - лёжа, бросал — бросил, пятак - пять.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередование звуков в корнях слов; логические - осуществляют анализ способов проверки безударных гласных в корне. Коммуни­кативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные рече­вые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Объясните происхождение слов-названий признаков: розо­вый, малиновый, сиреневый, голубой. Происхождение слов розо­вый, малиновый, сиреневый связано с конкретными предметами, от которых произошли эти признаки: розовый - от розы, малино­вый - от малины, сиреневый - от сирени. Обратите внимание, что эти слова-признаки еще не утратили родственной связи со словами- родителями. Слова в каждой паре еще можно назвать родственны­ми словами. Происхождение слова голубой уточните по словарю происхождения слов (от слова голубь). Слова голубой и голубь сей­час уже не являются родственными.

- Прочитайте в упражнении 95 стихотворение М. Дружи­ниной. Название цветка происходит от слова-названия признака или наоборот? (Название цвета произошло от названия цветка.)

- Обратите внимание, что слово «фиалка» пишется с буквой «а», а слово «фиолетовый» - с буквой «о».

- Подберите проверочные слова к словам с пропущенными бу­квами. (Гляжу - взгляд, взглянешь; ног - ноги, нога; цветок - цвет; цветок - цветка; хотел - хочет; в лесу - лес.)

- Как вы проверили гласные, согласные?

- Запишите упражнение 96, заменив звуки буквами.

Это был несчастный случай; счастливый день; участник празд­ника; не в деньгах счастье.

- Прочитайте вупражнении 97 стихотворение Э. Мошков- ской. Подберите проверочные слова. (Зимою - зимы, зимний; хо­лодно - холодный; платкам - плат; меховым - мех; воротникам - ворот; шапкам - шапочка; шубкам - шубы, шубенка; варежки - варежечки; перчатки - перст; несчастными - через восстановле­ние слова «часть»: не с частью - не-с-част-ными - несчастными.)

- Какие слова вы смотрели в словарях? (Слова «платок», «во­ротник», «варежка» в словаре «Пиши правильно!». Слово «пер­чатка» — в словаре происхождения слов.)

(Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)

Работа в печатной тетради: задания 47, 48.

Задание 47.

- Можем ли мы увидеть смысловую близость данных родст­венных слов?

Грузовик: перевозит грузы. Снеговик: вылеплен из снега. Цветник: там растут цветы. Почтальон: разносит почту. Сахарница: в ней лежит сахар. Тракторист: работает на тракторе. Задание 48.

- Как распределили слова?


Дата: 2019-02-19, просмотров: 514.