Тема: ЧЕРЕДОВАНИЕ ЗВУКОВ В КОРНЯХ СЛОВ, КОТОРОЕ МЫ НЕ ВИДИМ НА ПИСЬМЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: составить правило проверки парного согласного на конце слова; учить выделять чере­дование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно применять правило проверки звуков на конце слова; графи­чески обозначать чередование звуков в корнях слов.

h g

- Какое слово здесь «спряталось»? (Ударение.) Как в слове оп­ределить ударение?

II. Сообщение темы урока; формулирование цели. (Позна­вательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осущест­вляют поиск необходимой информации.)

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Прочитайте тему урока. Ка­кой звук мы произносим в корнях слов в[а]да и тр[а]ва? (Звук [а].)

- Какие буквы пишем в этих словах? (Буквы пишем разные: во- да, трава.) От чего зависит выбор буквы?

- В корне слова без ударения пишется та же буква, что и под ударением.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков в корнях слов; логические - осуществляют анализ способов проверки безударных гласных в корне. Коммуни­кативные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Как проверить безудар­ный гласный в корне слова? Сформулируйте первый способ, вто­рой способ проверки безударного гласного.

- Сравните вупражнении 91 одинаково выделенные слова и скажите: они означают разное или одно и то же? (Это разные слова.)

Л[и]са - лес; с[а]ма - сом.

- Что помогло вам догадаться? (Надо поставить слова в на­чальную форму.)

- Запишите словосочетания и предложения правильно. Объяс­ните, как выполнили проверку безударных гласных в корне.

1) Хвойные леса (лес), рыжая лиса (лисы).

2) Выполнила задание сама (сами), поджарила крупного сома (сом).

(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)

-Вупражнении 92 устно выполните проверку написания буквы гласного в корне. Каким способом вы пользуетесь в каждом случае?

Водяной - воды,                   столы - стол,

зеленый - зелень,                  стволы - ствдл.

болеет - боль,

- В каждой паре слов ударный звук и соответствующий ему безударный звук - разные? (Разные.) Это чередование видно на письме? (Не видно.)

- Прочитайте вупражнении 93 стихотворение М. Дружи­ниной. Кто с кем разговаривает в стихотворении? Спишите его, вставив пропущенные буквы.

- В каких случаях вы сможете проверить сомнительные напи­сания? (Зовет - зав, лисица - лисы, кислица - кислый, приходи - при­ходит.)

- Проверочные слова - это другие формы слова или слова, род­ственные проверяемым?

- Какое слово вы посмотрите в словаре «Пиши правильно!»? (Слово «капуста».)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какое слово должно быть вместо выделенного? (Мишка.)

- Произнесите оба слова и прислушайтесь к себе. Сколько зву­ков изменилось? (Изменился не только гласный звук, но и со­гласный. Был твердый звук [м], стал мягкий звук [м'].)

[Мош]ка - [м'иш]ка.

- Прочитайте слова «ревет», «мед». Какие буквы на конце этих слов? Какой звук вы произносите на конце этих слов? (Звук [т].)

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)

Работа в печатной тетради: задание 46.

(Речка) речной, (лес) лесной, (горы) гористый; (море) морской, (род) родной, (лес) лесистый.

Проверь слова, да не (спешка) спеши.

Красиво, грамотно (письма) спиши.

- Как проверяли безударные главные в корне: формой слова или родственными словами? (Родственными словами.)

- Найди в тексте слова, которые пишутся по-разному, а произ­носятся одинаково. (Спеши и спиши.)


Урок 51

Дата: 2019-02-19, просмотров: 647.