Цели деятельности учителя: составить правило проверки парного согласного на конце слова; учить выделять чередование звуков в корнях слов, которое мы не видим на письме.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно применять правило проверки звуков на конце слова; графически обозначать чередование звуков в корнях слов.
h |
- Какое слово здесь «спряталось»? (Ударение.) Как в слове определить ударение? II. Сообщение темы урока; формулирование цели. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта; логические - осуществляют поиск необходимой информации.) |
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.
- Рассмотрите рисунок в учебнике. Прочитайте тему урока. Какой звук мы произносим в корнях слов в[а]да и тр[а]ва? (Звук [а].)
- Какие буквы пишем в этих словах? (Буквы пишем разные: во- да, трава.) От чего зависит выбор буквы?
- В корне слова без ударения пишется та же буква, что и под ударением.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о чередовании звуков в корнях слов; логические - осуществляют анализ способов проверки безударных гласных в корне. Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши. Как проверить безударный гласный в корне слова? Сформулируйте первый способ, второй способ проверки безударного гласного.
- Сравните вупражнении 91 одинаково выделенные слова и скажите: они означают разное или одно и то же? (Это разные слова.)
Л[и]са - лес; с[а]ма - сом.
- Что помогло вам догадаться? (Надо поставить слова в начальную форму.)
- Запишите словосочетания и предложения правильно. Объясните, как выполнили проверку безударных гласных в корне.
1) Хвойные леса (лес), рыжая лиса (лисы).
2) Выполнила задание сама (сами), поджарила крупного сома (сом).
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
-Вупражнении 92 устно выполните проверку написания буквы гласного в корне. Каким способом вы пользуетесь в каждом случае?
Водяной - воды, столы - стол,
зеленый - зелень, стволы - ствдл.
болеет - боль,
- В каждой паре слов ударный звук и соответствующий ему безударный звук - разные? (Разные.) Это чередование видно на письме? (Не видно.)
- Прочитайте вупражнении 93 стихотворение М. Дружининой. Кто с кем разговаривает в стихотворении? Спишите его, вставив пропущенные буквы.
- В каких случаях вы сможете проверить сомнительные написания? (Зовет - зав, лисица - лисы, кислица - кислый, приходи - приходит.)
- Проверочные слова - это другие формы слова или слова, родственные проверяемым?
- Какое слово вы посмотрите в словаре «Пиши правильно!»? (Слово «капуста».)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какое слово должно быть вместо выделенного? (Мишка.)
- Произнесите оба слова и прислушайтесь к себе. Сколько звуков изменилось? (Изменился не только гласный звук, но и согласный. Был твердый звук [м], стал мягкий звук [м'].)
[Мош]ка - [м'иш]ка.
- Прочитайте слова «ревет», «мед». Какие буквы на конце этих слов? Какой звук вы произносите на конце этих слов? (Звук [т].)
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
Работа в печатной тетради: задание 46.
(Речка) речной, (лес) лесной, (горы) гористый; (море) морской, (род) родной, (лес) лесистый.
Проверь слова, да не (спешка) спеши.
Красиво, грамотно (письма) спиши.
- Как проверяли безударные главные в корне: формой слова или родственными словами? (Родственными словами.)
- Найди в тексте слова, которые пишутся по-разному, а произносятся одинаково. (Спеши и спиши.)
Урок 51
Дата: 2019-02-19, просмотров: 647.