Тема: СЛОВА И ИХ ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: рассмотреть способ проверки слов с учетом их происхождения; формировать умение пользоваться этимологическим словарем.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять с помощью словаря происхождение слова; осу­ществлять проверку слов различными способами; работать со сло­варем и учебником.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

фшкак uuL

7 у 7]                             ?

- Как вы думаете, что объединяет эти слова?

II. Постановка и формулирование цели, учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую ин­формацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расши­ряют имеющиеся знания и представления о родственных словах.)

- Рассмотрите картинки в учебнике. Что изображено? (На кар­тинке слева изображены колокол (от слова «колокол» образова­лось слово «колокольчик»); кувшин (от этого слова образовалось слово «кувшинка»): гвоздь (от слова «гвоздь» образовалось слово «гвоздика»). Цель нашего знакомства с проблемой происхождения слов - открыть еще один способ проверки слов: учет их происхож­дения. Ученики должны понять, что в настоящее время слова «кув­шин» и «кувшинка», «колокол» и «колокольчик», «гвоздь» и «гвозди­ка» не являются родственными, потому что означают совершен­но разные предметы.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о родственных словах; логические - осуществляют анализ различ­ных способов проверки слов. Коммуникативные: участвуют в об­суждении проблемных вопросов; строят понятные речевые выска­зывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Какие цветы изображены на картинке? (Гвоздика, колоколь­чик, кувшинка.) От каких других слов произошли эти слова?

- Слова «гвоздь» и «гвоздика» - родственные? А слова «коло­кол» и «колокольчик»? А слова «кувшин» и «кувшинка»?

- Какие слова мы называем родственными?

- Мы будем учиться проверять слова, учитывая их происхож­дение. Нам поможет словарь происхождения слов.

- В словаре найдите слово сирень. (Оно происходит от слова «синий», где звук [и] - под ударением.) На этой же странице слова­ря найдите и слово снегирь. (Оно произошло от слова «снег».) Сей­час слова снегирь и снег не являются родственными, сейчас слова сирень и синий не являются родственными. Но поскольку слова си­ний и снег - дальние родственники словам сирень и снегирь, с их помощью можно проверять написание этих двух последних слов.

- Про Мишу и Машу соседи говорят: «Это Николаевы дети», то есть дети Николая. Какое отчество у Маши и Миши Ивановых? (Мария Николаевна, Михаил Николаевич.)

- Многие фамилии образовались от имен. От какого имени произошла фамилия Николаев? (Николай.)

- Написание некоторых фамилий можно проверить с помощью имен. Проверьте письменно написание фамилий вупражнении 88.

Борисов - Боря,                                    Семенов - Сема,

Степанов - Степа,                               Емельянов - Емеля,

Николаев - Коля, Никола,                Алексеев - Алеша.

(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)

- Спишите вупражнении 89 стихотворение М. Цветаевой. Подчеркните в корнях безударный гласный, который можно прове­рить. Для выделенного слова напишите проверку.

Одна половинка окна (окна) растворилась. Одна половинка души показалась. Давай-ка откроем - и ту половинку, И ту половинку окна (око)!

-От какого другого слова произошло слово «окно»? (Око.) В этом случае первый звук под ударением? Запомните, что слова «окно» и «око» - дальние родственники.

- Сравните слова вупражнении 90. Что определили? (Сло­ва «зрачок», «призрак» и «призрачный» являются этимологиче­скими родственниками, и все они произошли от слова «зрак», где гласный звук находится под ударением.) Правильно, вы открыли для себя способ проверки безударного гласного в этих трех словах: через слово-прародителя.

Работа в печатной тетради: задание 49.

- Прежде чем записать скороговорку буквами, найдите слово и место в этом слове, которое необходимо устно проверить, чтобы записать без ошибок (это согласный «к» в слове «пик» - провероч­ные слова: «пика», «пики»). Запишите скороговорку буквами: «Ку­пи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».

Словарные слова: собака, сирень.

Ехала деревня возле мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота.

- Обратите внимание, как образовалось слово «небылица».


IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

- Подчеркните пары родственных слов. Выделите корень.

Носик - переносить, цветник - цветочек,

пахнуть - запах,                   сладкий - вкусный,

молоко - молочник, писк - пищать.

- Почему остальные пары слов нельзя считать родственными? Подберите и запишите родственные слова.

- Один ученик отвечал на уроке так: «Известно: корень - это общая часть родственных слов.

Делаем вывод: слова запах и пахарь - родственные, так как имеют общую часть'«ах4».

- Верно это высказывание? Правильно ли сделан вывод?


Урок 49

Дата: 2019-02-19, просмотров: 770.