Цели деятельности учителя: рассмотреть способ проверки слов с учетом их происхождения; формировать умение пользоваться этимологическим словарем.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять с помощью словаря происхождение слова; осуществлять проверку слов различными способами; работать со словарем и учебником.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
фшкак uuL
7 у 7] ?
- Как вы думаете, что объединяет эти слова?
II. Постановка и формулирование цели, учебной задачи. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о родственных словах.)
- Рассмотрите картинки в учебнике. Что изображено? (На картинке слева изображены колокол (от слова «колокол» образовалось слово «колокольчик»); кувшин (от этого слова образовалось слово «кувшинка»): гвоздь (от слова «гвоздь» образовалось слово «гвоздика»). Цель нашего знакомства с проблемой происхождения слов - открыть еще один способ проверки слов: учет их происхождения. Ученики должны понять, что в настоящее время слова «кувшин» и «кувшинка», «колокол» и «колокольчик», «гвоздь» и «гвоздика» не являются родственными, потому что означают совершенно разные предметы.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о родственных словах; логические - осуществляют анализ различных способов проверки слов. Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Какие цветы изображены на картинке? (Гвоздика, колокольчик, кувшинка.) От каких других слов произошли эти слова?
- Слова «гвоздь» и «гвоздика» - родственные? А слова «колокол» и «колокольчик»? А слова «кувшин» и «кувшинка»?
- Какие слова мы называем родственными?
- Мы будем учиться проверять слова, учитывая их происхождение. Нам поможет словарь происхождения слов.
- В словаре найдите слово сирень. (Оно происходит от слова «синий», где звук [и] - под ударением.) На этой же странице словаря найдите и слово снегирь. (Оно произошло от слова «снег».) Сейчас слова снегирь и снег не являются родственными, сейчас слова сирень и синий не являются родственными. Но поскольку слова синий и снег - дальние родственники словам сирень и снегирь, с их помощью можно проверять написание этих двух последних слов.
- Про Мишу и Машу соседи говорят: «Это Николаевы дети», то есть дети Николая. Какое отчество у Маши и Миши Ивановых? (Мария Николаевна, Михаил Николаевич.)
- Многие фамилии образовались от имен. От какого имени произошла фамилия Николаев? (Николай.)
- Написание некоторых фамилий можно проверить с помощью имен. Проверьте письменно написание фамилий вупражнении 88.
Борисов - Боря, Семенов - Сема,
Степанов - Степа, Емельянов - Емеля,
Николаев - Коля, Никола, Алексеев - Алеша.
(Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.)
- Спишите вупражнении 89 стихотворение М. Цветаевой. Подчеркните в корнях безударный гласный, который можно проверить. Для выделенного слова напишите проверку.
Одна половинка окна (окна) растворилась. Одна половинка души показалась. Давай-ка откроем - и ту половинку, И ту половинку окна (око)!
-От какого другого слова произошло слово «окно»? (Око.) В этом случае первый звук под ударением? Запомните, что слова «окно» и «око» - дальние родственники.
- Сравните слова вупражнении 90. Что определили? (Слова «зрачок», «призрак» и «призрачный» являются этимологическими родственниками, и все они произошли от слова «зрак», где гласный звук находится под ударением.) Правильно, вы открыли для себя способ проверки безударного гласного в этих трех словах: через слово-прародителя.
Работа в печатной тетради: задание 49.
- Прежде чем записать скороговорку буквами, найдите слово и место в этом слове, которое необходимо устно проверить, чтобы записать без ошибок (это согласный «к» в слове «пик» - проверочные слова: «пика», «пики»). Запишите скороговорку буквами: «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
Словарные слова: собака, сирень.
Ехала деревня возле мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота.
- Обратите внимание, как образовалось слово «небылица».
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Подчеркните пары родственных слов. Выделите корень.
Носик - переносить, цветник - цветочек,
пахнуть - запах, сладкий - вкусный,
молоко - молочник, писк - пищать.
- Почему остальные пары слов нельзя считать родственными? Подберите и запишите родственные слова.
- Один ученик отвечал на уроке так: «Известно: корень - это общая часть родственных слов.
Делаем вывод: слова запах и пахарь - родственные, так как имеют общую часть'«ах4».
- Верно это высказывание? Правильно ли сделан вывод?
Урок 49
Дата: 2019-02-19, просмотров: 770.