Цели деятельности учителя: дать представление о синонимах; учить находить синонимы в тексте; понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить в тексте слова с одинаковым звучанием и написанием, определять их назначение; самостоятельно дифференцировать синонимы и омонимы.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
РАЛ*! НИ- j НУ
- Какое слово здесь «спряталось»? (Синонимы.)
- Сегодня мы узнаем, какие слова называют синонимами.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с помощью словаря; логические - проводят анализ различных значений слова; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Рассмотрите картинку. Она состоит из трех частей. Что изображено? Как это связано со стихотворением? (Изображение вьюги (метели, бурана) намекает на то, что в стихотворении нужно найти три слова со сходным значением.) Все три слова означают одно и то же, но не являются родственными, к каждому из них можно подобрать свои родственные слова: вьюга - вьюжный, метель - метельный, буран - буранный.
- Прочитайте стихотворение Я. Акима. Найдите слова со сходным значением. Сколько таких разных слов, которые означают одно и то же, удалось найти? (Вьюга, метель, пурга.)
- Найдите в толковом словаре слово «азбука». Прочитайте статью об этом слове.
- Можете найти в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и «азбука»? (Слово «букварь».)
- Найдите в толковом словаре слова «боец», «страж», «смелый». Отыщите каждому из них пару в словарной статье, то есть слово, которое обозначает то же самое. (Боец - воин; страж - защитник; смелый - храбрый, отважный.)
- Можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет? (Нет общего корня.)
- Найдите в стихотворении из упражнения 85 слова, близкие по значению. (Смотрит - глядит.) Являются ли они родственными? (Это не родственные слова, так как у них разные корни.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии омонимов и синонимов; логические - осуществляют анализ различных значений слов.)
- Прочитайте вупражнении 86 отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство». Все ли слова вам понятны?
- Подберите к выделенным словам другие, близкие по смыслу. Запишите их парами.
Хохочут - смеются, скинешь - снимешь,
бредешь - идешь, заберешься - поднимешься,
перезябнешь - замерзнешь, залезешь.
ветхая - старая, потрепанная,
- Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.
- Найдите в толковом словаре слово «ветхий». С помощью каких слов-синонимов объясняется его значение? (Ветхий - немощный, слабый.)
- Может быть, поэт использовал слово «ветхий» (ветхую шубенку) как раз в этом смысле, во втором значении?
- Прочитайте вупражнении 87 отрывки из стихотворений. Какие пары слов, выделенных одинаково. - синонимы, а какие - омонимы?
- Запишите омонимы в начальной форме, а синонимы - в той форме, в какой они стоят в предложении.
Омонимы: правил1 - правил", правило1 - править".
Синонимы. 1) сделалось - случилось; 2) смешалось - спуталось.
Работа в печатной тетради: задание 45.
- Что обнаружили в толковом словаре по поводу значения слова «байка»? (Есть два значения слова «байка»: байка - мягкая ворсистая ткань: байка - короткая сказочка.)
Словарные слова: арбуз, газета.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; выделяют предмет речи и его свойства.) У кого какой вкус: Кто любит дыню, а кто - арбуз.
- Какой смысл в этой пословице? Приведите примеры пословиц и поговорок на эту же тему. Например: «О вкусах не спорят».
Урок 48
Дата: 2019-02-19, просмотров: 533.