Тема: РАЗНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЧАЙНО ОДИНАКОВО ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: дать представление о синонимах; учить находить синонимы в тексте; понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов.

Планируемые результаты (предметные): научатся находить в тексте слова с одинаковым звучанием и написанием, определять их назначение; самостоятельно дифференцировать синонимы и омо­нимы.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные: принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные: используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

РАЛ*! НИ- j НУ

- Какое слово здесь «спряталось»? (Синонимы.)

- Сегодня мы узнаем, какие слова называют синонимами.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебной задачи с помощью словаря; логические - прово­дят анализ различных значений слова; коммуникативные: участ­вуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Рассмотрите картинку. Она состоит из трех частей. Что изо­бражено? Как это связано со стихотворением? (Изображение вьюги (метели, бурана) намекает на то, что в стихотворении нужно найти три слова со сходным значением.) Все три слова означают одно и то же, но не являются родственными, к каждому из них можно подобрать свои родственные слова: вьюга - вьюжный, ме­тель - метельный, буран - буранный.

- Прочитайте стихотворение Я. Акима. Найдите слова со сход­ным значением. Сколько таких разных слов, которые означают од­но и то же, удалось найти? (Вьюга, метель, пурга.)

- Найдите в толковом словаре слово «азбука». Прочитайте ста­тью об этом слове.

- Можете найти в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и «азбука»? (Слово «букварь».)

- Найдите в толковом словаре слова «боец», «страж», «сме­лый». Отыщите каждому из них пару в словарной статье, то есть слово, которое обозначает то же самое. (Боец - воин; страж - за­щитник; смелый - храбрый, отважный.)

- Можно ли назвать такие слова родственными? Почему нет? (Нет общего корня.)

- Найдите в стихотворении из упражнения 85 слова, близ­кие по значению. (Смотрит - глядит.) Являются ли они родствен­ными? (Это не родственные слова, так как у них разные корни.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о различии омонимов и синонимов; логические - осуществляют анализ различных значений слов.)

- Прочитайте вупражнении 86 отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство». Все ли слова вам понятны?

- Подберите к выделенным словам другие, близкие по смыслу. Запишите их парами.

Хохочут - смеются,                             скинешь - снимешь,

бредешь - идешь,                                 заберешься - поднимешься,

перезябнешь - замерзнешь,                                            залезешь.

ветхая - старая, потрепанная,

- Слова, близкие по смыслу, называются синонимами.

- Найдите в толковом словаре слово «ветхий». С помощью ка­ких слов-синонимов объясняется его значение? (Ветхий - немощ­ный, слабый.)

- Может быть, поэт использовал слово «ветхий» (ветхую шу­бенку) как раз в этом смысле, во втором значении?

- Прочитайте вупражнении 87 отрывки из стихотворений. Какие пары слов, выделенных одинаково. - синонимы, а какие - омонимы?

- Запишите омонимы в начальной форме, а синонимы - в той форме, в какой они стоят в предложении.

Омонимы: правил1 - правил", правило1 - править".

Синонимы. 1) сделалось - случилось; 2) смешалось - спуталось.

Работа в печатной тетради: задание 45.

- Что обнаружили в толковом словаре по поводу значения сло­ва «байка»? (Есть два значения слова «байка»: байка - мягкая вор­систая ткань: байка - короткая сказочка.)

Словарные слова: арбуз, газета.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; осмысливают текстовый материал; выделяют предмет речи и его свойства.) У кого какой вкус: Кто любит дыню, а кто - арбуз.

- Какой смысл в этой пословице? Приведите примеры пословиц и поговорок на эту же тему. Например: «О вкусах не спорят».

Урок 48

Дата: 2019-02-19, просмотров: 476.