Цель деятельности учителя: учить выделять в слове корень, подбирая родственные слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся понимать и объяснять несколько значений одного слова, самостоятельно дифференцировать различные формы слова, находить и графически обозначать корень слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (ме- тапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. |
|
- Сравните оба слова. С каждым словом составьте предложение.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о многозначных словах, осуществляют поиск необходимой информации.)
- Какие слова называются многозначными?
- Прочитайте вупражнении 74 стихотворение А. Шибаева по очереди каждую строку, комментируя ее. (Норка вылезла из норки: первое слово «норка» - зверек, второе - жилище зверька. «И пошла к знакомой норке»: слово «норка» - зверек. «В норку норкину зашла»: слово «норка» (здесь форма «в норку») — жилище. «Норку в норке не нашла»: первое слово - зверек, второе - жилище. «Если в норке нету норки»: первое слово - жилище, второе - зверек. «Может, норка возле норки?»: первое - зверек, второе - жилище. Последнее предложение: «Норка - здесь, А норки нет»: первое слово — жилище, второе - зверек.)
- Спишите два первых предложения и подчеркните слово «норка» в значении «зверек» одной чертой, а слово «норка» в значении «жилище зверька» - волнистой линией.
Норка вылезла из норки.
И пошла к знакомой норке.
- Вам пришлось задавать вопросы, чтобы узнать, где «норка» - зверек, а где - жилище? А что помогло догадаться в последнем предложении?
- К какому слову из двух имеет отношение слово «нора»: норка1 - зверек; норка2 - жилище зверька? (Норка2 - жилище зверька.)
III. Изучение нового материала. (Коммуникативные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Запишите предложение вупражнении 75.
- Выпишите сначала основу, а затем все словосочетания. Сколько их в предложении? (Два.)
Норка нашла норку в норке.
кого?
нашла норку; нашла в норке.
- Прочитайте скороговорку В. Борисова. Проверьте, правильно ли записаны согласные звуки.
- Сколько твердых согласных во всех словах? (2 звука - [н], [ц].) Прочитайте диалог Миши и Маши. Кто из них прав?
- Прочитайте слова в упражнении 77. Выпишите только родственные слова, то есть разные однокоренные слова. Разные (jyyMbi одного слова не выписывайте. Выделите корень слова: домашний, домовой, Зом
- Прочитайте слова и найдите «лишнее» слово. (Лишнее слово - «Игорь».)
- Запишите родственные слова столбиком. Выделите корень. (Играть, игра, игрушка, игрушечный, Игровой.)
-Прочитайте задание в упражнении 78. Вернитесь к упражнению 56 на с. 84. Перечитайте первые два вопроса.
- Как вы думаете: листок (бумага) и листок (дерева) - это разные слова или одно слово с разными значениями? Есть ли какое- нибудь сходство между листком дерева и листком бумаги? Случайно ли то и другое названы словом «листок» или это не случайно? Проверьте по толковому словарю. Как вы думаете, какое значение появилось раньше? (Листок с дерева.)
- Прочитайте вупражнении 79 стихотворение Э. Мошков- ской. Что именно в небе поэтесса называет барашками? (Кудрявые облака.) А в море? (Волны.) Почему горы поэтесса тоже называет барашками? Чем все эти ненастоящие барашки похожи на барашков-животных?
- Как же появляются многозначные слова?
- Прочитайте в упражнении 80 отрывок из стихотворения Т. Крюковой. Что означает первое выделенное слово? Это головной убор? Или это то, что покрывает верхушку горы? (Это снег на вершине горы.)
- Есть два разных слова «шапка» или это одно слово с разными значениями? (Это одно слово с разными значениями.)
- Елочки действительно кутаются «в шали» (большие платки)? Правда ли, что лес покрыт «пуховым одеялом»?
- Чем же лес покрыт в действительности? (Снегом.)
- Поэты и писатели часто используют то, что у слова может быть несколько значений. Иногда поэты сами придают слову новое значение.
IV. Итог. Работа в печатной тетради: задание 40. (Регулятивные: осмысливают текстовый материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
- Вам предлагаются слова, у которых корни пишутся и произносятся одинаково (омонимичные корни -вод- (вода ) и -вод- (водить), распределить на две группы родственных слов. В первый «домик» надо записать слова с корнем -вод-, которые по смыслу связаны со словом «вода». Во второй «домик» - слова с корнем -вод-, по смыслу связанные со словом «водить». (Нельзя говорить: «образованы от слов "вода" или "водить"»!)
-вод- -вод-
1. Вода. 1. Водить.
2. Водица. 2. Поводок.
3. Наводнение. 3. Проводы.
4. Водяной. 4. Проводница.
5. Паводок. 5. Поводырь.
6. Водник. 6. Водитель.
Ребус, слово «магазин» (маяк-газин).
- Новые словарные слова: корова, молоко, посуда - вставьте в отрывок из стихотворения С. Черного.
Пришла во двор корова: «Му! Я здорова, Раздуты бока, - кому молока?»
- В задании 41 не допускайте ошибок. Слова должны быть од- нокоренными.
Куры - в курятнике. Конь - в конюшне. Скворец - в скворечнике. Свинья - в свинарнике. Голуби - в голубятне. Корова - в коровнике. Муравей - в муравейнике.
Записи: корова - хлев, куры - птичник, муравей - в лесу и т. д. - ошибочны.
Урок 44
Дата: 2019-02-19, просмотров: 582.