IV. Работа с однокоренными словами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- Давайте сочиним сказку про корень лёт-, который надо поса­дить в землю и посмотреть, что же из этого получится. Мы будем «выращивать» дерево с этим кор­нем и составлять сказку: «Жил- был много тысяч лет назад корень лёт-. Посадили его люди и вырос­ло из него большое дерево. Рос он постепенно, сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от корня лёт-».

Задание: сравните между собой эти слова. Что в них общего и чем они отличаются? Почему эти слова «выросли» на одном де­реве?

• Игра «Третий лишний» (с родственными словами).

Задание: назовите слова, которые не являются однокорен- ными: 1) лес, лестница, лесник; 2) честный, чеснок, чесночный; 3) смешной, смешить, смешать; 4) водичка, водитель, водяной.

• Игра «Однокоренные ли слова?».

Предлагаются слова: дом - здание; ветер - вихрь; дуб - дерево.

• Игра «В чем ошибка?».

Один грамотей подобрал к слову учить однокоренное слово зубрить. В чем его ошибка?

V. Итог урока. Рефлексия.

- Найдите другие ошибки в словах: 1) жаркое, жаровня, раска­ленный; 2) сосна, дерево, деревянный; 3) сожаление, сочувствие, жалость.


Урок 46

Тема: РАЗНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЧАЙНО ОДИНАКОВО ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ

Цели деятельности учителя: дать представление об омонимах; учить различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случай­но одинаково пишутся и одинаково произносятся.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно дифференцировать многозначные слова и омонимы; нахо­дить и графически выделять части слова; образовывать родствен­ные слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные — используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

/ / _________________  / /

/7 ./

- Сравните оба слова. С каждым словом составьте предложе­ние.

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о многозначных словах; логические осуществляют анализ различ­ных значений слов.)

- Какие слова называют многозначными?

- Прочитайте в упражнении 81 двустишие А. Усачева. За­пишите второе и третье предложения. Подчеркните в них основы.

Стадо пасется. А стая - летает.

- Как вы понимаете слово «стая»?

- Запишите словосочетание с этим словом.

стая (кого? чего?) уток.

- Запишите предложение из упражнения 82. Подчеркните в нем основу.

Потихоньку снег сошел, почернел и стаял.

- Что значит «снег стаял»? Что случилось со снегом: во что он превратился?

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое омографы и омонимы; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)

- Прочитайте в упражнении 83 шуточное стихотворение

Я. Козловского. Запишите текст в тетрадь. Сравните слова, выде-

Сущ.

ленные жирным шрифтом. Они означают разное? Слова «стаю» - «стаю» являются разными словами. Это омографы.

- Какое слово называет действие? Подчеркните его двумя чер­тами.

- Сравните слова на цветном фоне. (Слова «голубей» - «голу­бей» - это разные слова.)

- Какое слово называет признак - изменение цвета предмета? (Голубей.)

- Какое слово называет предмет - породу птиц? (Голубей.)

- Подчеркните слово-предмет так:---------------- .

Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей.

- Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, - омонимы. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)

- Отгадайте загадку. «Гребень» (расческа) и «гребень» (на го­лове у петуха) - это многозначные слова или омонимы? (Вырост на голове у петуха называют гребнем или гребешком потому, что его зазубрины напоминают гребешок. Значит, это слово много­значное.)

- А «шпоры» (на сапогах у всадника) и «шпоры» (на ногах у петуха)? (Выросты на ногах петуха называют шпорами потому, что они похожи на шпоры на сапогах всадника. Шпора - металли­ческая дужка с колесиком, которая прикрепляется к задней части обуви всадника и служит для управления лошадью. Значит, это многозначное слово.)

- Спишите вупражнении 84 стихотворение Я. Козловского «Рыбак». Сравните пары слов, выделенных одинаково.

- Докажите, что в каждой паре - разные слова, поставив каждое из них в начальную форму.

Рыбачьей удалью блесну (блеснуть) И в речке возле леса (лес) Поймаю щуку на блесну (блесна). Эх, выдержала б леса! (леска)

(Регулятивные: применяют освоенные способы действия; дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно вос­принимают оценку учителя.)

Работа в печатной тетради: задания 42, 43, 44.

Задание 42. Разговор - беседа. Конь - лошадь. Сверкать - блестеть. Ураг ан - буря. Дорога - путь.

- Найдите слова-названия предметов и определите их род.

Задание 43.

Она бывает при грозе - молния.

Застегивается на одежде - молния.

Спортсмен и порода собак - боксер.

Источник воды - ключ.

Предмет для открывания замков - ключ.

Заплетенные волосы - коса.

Орудие для срезания травы - коса.

Растение, от которого плачут, - лук.

Орудие стрельбы - лук.

Задание 44. Что заметили вы в упражнении? (Слова, началь­ные формы которых звучат и пишутся по-разному, могут совпа­дать в других формах. Например: (нач. ф.) попугай и (нач. ф.) по­пугать.)

Формы: (кто?) попугай - (что сделай?) попугай; (кому?) по­пугаю - (что сделаю?) попугаю.

- Учитесь правильно находить родственные слова и правильно выделять корень: пугать, запугивать, попугать; поиугаичик, попугаи.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Пригласил водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принес водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют водите­ля. Он им свои водительские права показывал, а еще рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?

- Подчеркните слова, родственные слову водитель. Выделите их общую часть. Выпишите «чужаков», выделите в них корень.

Урок 47

Дата: 2019-02-19, просмотров: 742.