- Давайте сочиним сказку про корень лёт-, который надо посадить в землю и посмотреть, что же из этого получится. Мы будем «выращивать» дерево с этим корнем и составлять сказку: «Жил- был много тысяч лет назад корень лёт-. Посадили его люди и выросло из него большое дерево. Рос он постепенно, сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от корня лёт-».
Задание: сравните между собой эти слова. Что в них общего и чем они отличаются? Почему эти слова «выросли» на одном дереве?
• Игра «Третий лишний» (с родственными словами).
Задание: назовите слова, которые не являются однокорен- ными: 1) лес, лестница, лесник; 2) честный, чеснок, чесночный; 3) смешной, смешить, смешать; 4) водичка, водитель, водяной.
• Игра «Однокоренные ли слова?».
Предлагаются слова: дом - здание; ветер - вихрь; дуб - дерево.
• Игра «В чем ошибка?».
Один грамотей подобрал к слову учить однокоренное слово зубрить. В чем его ошибка?
V. Итог урока. Рефлексия.
- Найдите другие ошибки в словах: 1) жаркое, жаровня, раскаленный; 2) сосна, дерево, деревянный; 3) сожаление, сочувствие, жалость.
Урок 46
Тема: РАЗНЫЕ СЛОВА, КОТОРЫЕ СЛУЧАЙНО ОДИНАКОВО ЗВУЧАТ И ПИШУТСЯ
Цели деятельности учителя: дать представление об омонимах; учить различать формы слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий, которые случайно одинаково пишутся и одинаково произносятся.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно дифференцировать многозначные слова и омонимы; находить и графически выделять части слова; образовывать родственные слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные — используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
/ / _________________ / /
/7 ./
- Сравните оба слова. С каждым словом составьте предложение.
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о многозначных словах; логические осуществляют анализ различных значений слов.)
- Какие слова называют многозначными?
- Прочитайте в упражнении 81 двустишие А. Усачева. Запишите второе и третье предложения. Подчеркните в них основы.
Стадо пасется. А стая - летает.
- Как вы понимаете слово «стая»?
- Запишите словосочетание с этим словом.
стая (кого? чего?) уток.
- Запишите предложение из упражнения 82. Подчеркните в нем основу.
Потихоньку снег сошел, почернел и стаял.
- Что значит «снег стаял»? Что случилось со снегом: во что он превратился?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое омографы и омонимы; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Прочитайте в упражнении 83 шуточное стихотворение
Я. Козловского. Запишите текст в тетрадь. Сравните слова, выде-
Сущ.
ленные жирным шрифтом. Они означают разное? Слова «стаю» - «стаю» являются разными словами. Это омографы.
- Какое слово называет действие? Подчеркните его двумя чертами.
- Сравните слова на цветном фоне. (Слова «голубей» - «голубей» - это разные слова.)
- Какое слово называет признак - изменение цвета предмета? (Голубей.)
- Какое слово называет предмет - породу птиц? (Голубей.)
- Подчеркните слово-предмет так:---------------- .
Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей.
- Слова, которые одинаково звучат и пишутся, но означают разное, - омонимы. (Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.)
- Отгадайте загадку. «Гребень» (расческа) и «гребень» (на голове у петуха) - это многозначные слова или омонимы? (Вырост на голове у петуха называют гребнем или гребешком потому, что его зазубрины напоминают гребешок. Значит, это слово многозначное.)
- А «шпоры» (на сапогах у всадника) и «шпоры» (на ногах у петуха)? (Выросты на ногах петуха называют шпорами потому, что они похожи на шпоры на сапогах всадника. Шпора - металлическая дужка с колесиком, которая прикрепляется к задней части обуви всадника и служит для управления лошадью. Значит, это многозначное слово.)
- Спишите вупражнении 84 стихотворение Я. Козловского «Рыбак». Сравните пары слов, выделенных одинаково.
- Докажите, что в каждой паре - разные слова, поставив каждое из них в начальную форму.
Рыбачьей удалью блесну (блеснуть) И в речке возле леса (лес) Поймаю щуку на блесну (блесна). Эх, выдержала б леса! (леска)
(Регулятивные: применяют освоенные способы действия; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)
Работа в печатной тетради: задания 42, 43, 44.
Задание 42. Разговор - беседа. Конь - лошадь. Сверкать - блестеть. Ураг ан - буря. Дорога - путь.
- Найдите слова-названия предметов и определите их род.
Задание 43.
Она бывает при грозе - молния.
Застегивается на одежде - молния.
Спортсмен и порода собак - боксер.
Источник воды - ключ.
Предмет для открывания замков - ключ.
Заплетенные волосы - коса.
Орудие для срезания травы - коса.
Растение, от которого плачут, - лук.
Орудие стрельбы - лук.
Задание 44. Что заметили вы в упражнении? (Слова, начальные формы которых звучат и пишутся по-разному, могут совпадать в других формах. Например: (нач. ф.) попугай и (нач. ф.) попугать.)
Формы: (кто?) попугай - (что сделай?) попугай; (кому?) попугаю - (что сделаю?) попугаю.
- Учитесь правильно находить родственные слова и правильно выделять корень: пугать, запугивать, попугать; поиугаичик, попугаи.
IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Пригласил водитель родственников на день рождения. Водяной с дочкой Водицей подарили ему морские водоросли. Подводник принес водолазный костюм. Веселятся гости, поздравляют водителя. Он им свои водительские права показывал, а еще рассказывал, как любит водить машину. И я там был, хоровод водил, гостей всех проводил, но кто родственники, так и не уяснил. А ты?
- Подчеркните слова, родственные слову водитель. Выделите их общую часть. Выпишите «чужаков», выделите в них корень.
Урок 47
Дата: 2019-02-19, просмотров: 803.