III. Изучение нового материала

- Перечитайте вторую строчку стихотворения. Почему часть чайника, из которой наливают чай, так названа? На что похожа эта часть? (Носик чайника так назван не случайно, а из-за сходства с носом человека.) Слово «носик» в значении «носик чайника» и это слово в значении «носик девочки» - это разные слова или одно и то же слово? Сколько раз будет записано слово «носик» в толко­вом словаре?

- Проверьте себя, откройте толковый словарь и прочитайте ста­тью про слово «носик».

- Объясните, почему так названы «ушко» иголки, «язычок» ту­фель.

- Как вы думаете, словом «кисти» люди назвали сначала плоды рябины или руки человека? У слова «кисть» три разных значения. Если у слова несколько значений, то значение, которое родилось первым, записано и в словаре первым. Откройте толковый словарь и найдите слово «кисть».

- Сколько значений у слова «глазок»? Какое значение слова «глазок» будет записано первым - глазок картошки или ласковое название глаза человека или животного? (Глазок в значении «ласко­вого названия глаза» будет записан первым.) Что об этом сказано в плакате Летучей Мыши?

- Прочитайте стихотворение Р. Сефа про шишки. Почему шишку на лбу так назвали? На что похож этот вырост после ушиба? (На шишку хвойных деревьев.)

- Раз шишка в значении «шишка на лбу» названа так не слу­чайно, а из-за сходства с шишкой на дереве, значит, есть одно сло­во «шишка» с несколькими значениями, причем можно даже уста­новить, какое значение появилось первым. Проверим по толковому словарю. Откройте часть II учебника. Что написано на плакате у Мыши (с. 103, часть I учебника)? (Слова, у которых несколько значений, называются многозначными.)

- Прочитайте стихотворение М. Бородицкой. Как вы думаете, слова «Галька» и «галька» - это разные слова? Или это одно слово, у которого два разных значения? (Слова «Га1ька» и «галька» - раз­ные слова.)

- Прочитайте стихотворение Я. Козловского про норку и лиси­чек. Обратите внимание на то, что в самом тексте стихотворения возле каждого слова «норка» - своя звездочка, возле каждого слова «лисичка» - своя звездочка. Если бы это было одно и то же слово, то достаточно было бы только один раз поставить звездочку. Если у каждого из похожих слов свое значение, то в толковом словаре каждое из этих слов будет записано самостоятельно, то есть будут записаны два разных слова «лисичка», будут записаны два разных слова «норка», которые случайно звучат и пишутся одинаково. Да­вайте сразу уточним это, заглянув в толковый словарь. Что же вы­яснили? (Слово «лисичка» записано два раза, потому что лисичка - гриб и лисичка - животное - это два разных слова. Когда-то гриб был назван так из-за сходства с лисичкой-зверьком: гриб такой же рыженький. Но в дальнейшем значения этих слов разошлись, поэтому в настоящее время это два разных слова.)

Примечание. В ныне действующих толковых словарях это мне­ние еще не нашло отражения. Там вы найдете, что есть одно слово «ли­сичка», которое означает и животное, и гриб. Это противоречит совре­менному значению этих двух слов и их морфемному анализу. Так, слово «лисий» не может считаться родственным слову «лисичка» в значении «гриб», поскольку нет никакой близости значений общей части. В сло­ве «лисичка» (гриб) может быть выделен только корень лисичк-, а не лис-, а у слова «лисичка» (животное) - корень лис-.

- В словах «норка» - зверек и «норка» - жилище животных нет никакой связи и сходства между словами, это два разных слова, поэтому в толковом словаре записаны два разных слова «норка».

-Вупражнении 73 подумайте, являются ли слова «лиса» и «лисий» родственниками какому-то из этих слов: лисичка1 (гриб), лисичка" (животное). ^

- Запишите слова: лисичка1 (гриб), лисичка2 (зверек). Выделите в записанных словах корни. У какого слова корень короче? (У слова «лисичка» - зверек.) Посмотрите в толковом словаре, как записаны слова «лисичка»1 и «лисичка»2.

- Чтобы выделить в слове корень, надо подобрать к этому сло­ву родственные слова. Их общая часть и будет корнем!

Работа в печатной тетради: задание 38.

1. Зеленеть - зеленеют, зеленеет. 2. Зеленый - зеленые, зеле­ных, зеленой. 3. Зелененький - зелененькие. 4. Гном - гнома.

IV. Итог. (Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; выражают заинтересованность в по­лучении совета с целью улучшения результатов деятельности; ре­гулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориенти­ров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)

- Подпишите нарисованные предметы.


 

— Подчеркните слова, которые обозначают одушевленные предметы, желтым, а неодушевленные - синим цветом.


Урок 43

Дата: 2019-02-19, просмотров: 52.