Тема: СЛОВО И ФОРМЫ ЭТОГО СЛОВА

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Цели деятельности учителя: показать, что родственные сло­ва - это слова с разными основами; учить выделять в слове корень, называя однокоренные слова; формировать умение подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять и графически обозначать корень слова, подби­рать родственные слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (ме­тапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - исполь­зуют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать сущест­вование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оп­понента); личностные - осознают свои возможности в учении, спо­собны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.

Qon&Jaz

о I f <r '/ / * f /

- Что обозначают данные слова? Какое слово «лишнее»?

' /

II. Актуализация опорных знаний. (Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют приле­жание в учебе; регулятивные: действуют с учетом выделенных учи­телем ориентиров, сопоставляют выполненную работу с образцом.)

- Какие слова называют родственными?

- Прочитайте стихотворение Р. Сефа (упражнение 64). Вы­пишите выделенные слова столбиком. Подчеркните общую часть. Рядом с каждым словом запишите его начальную форму.

- Сколько в этом столбике разных слов? (2 слова.)

На Луну - Луна,                                   лунную - лунный,

лунные - лунный,                                до Луны - Луна.

- Запишите с новой строчки сначала формы первого из этих слов (которые есть в стихотворении), а потом формы второго сло­ва. (На Луну, до Луны; лунные, лунную.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: выстра­ивают осознанное речевое высказывание о различных формах одного и того слова, осуществляют поиск необходимой информа­ции из рассказа учителя, собственного опыта, дополнительных ис­точников).

- Прочитайте вупражнении 65 отрывок из стихотворения Саши Черного «Мамина песня». Найдите строчки с подчеркнутыми словами. Перечитайте их. Это разные слова или формы одного сло­ва? (Это формы одного слова.)

- Найдите и прочитайте строчки, где есть слова, выделенные жирным шрифтом. Это разные формы одного слова (какого?) или одна и та же форма? (Это формы одного слова.)

- Слова на желтом фоне - это разные слова или разные формы одного слова? (Это родственные слова.)

1) .Василек; - васильку; 2) .стрекозу - .стрекозы; 3).глазки - глаза.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Произнесите оба слова - «фляги» и «флаги». Какие изменения произошли в звуко­вой стороне? (Был мягкий звук [л'], стал твердый звук [л]. Гласный звук не изменился: был звук [а] и остался звук [а].)

[фл'аг'и] - [флаг'и].

- Прочитайте двустишие Г. Виеру. Соблюдайте правильность произношения выделенного слова. (Алфавит.)

IV. Итог. Работа в печатной тетради: задание 31.

Слова-названия предметов: чиж - чижу, стриж - стрижу.

Слова-названия действия: выходишь - выхожу, вожу - водишь.

- В чем заключается трудность данного задания? (В том, что в корнях слов-названий действий происходит чередование д/ж.) Прежде чем выписывать слова, нужно поставить их в начальную форму (устно).

Пример рассуждения ученика: выходишь (что дела­ешь?) - (что делать?) выходить, (что делаю?) выхожу - (что де­лать?) выходить. Начальная форма одинаковая, следовательно, «выходишь» - «выхожу» разные формы одного и того же слова.

Урок 40

Тема: СЛОВО И ФОРМЫ ЭТОГО СЛОВА.

РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Цель деятельности учителя: учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно дифференцировать различные формы одного слова, подби­рать родственные слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать по­зицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возмож­ности в учении, способны адекватно судить о причинах своего ус­пеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо­любием.


 

- Что обозначают эти слова? Какое слово «лишнее»? II. Повторение и обобщение знаний.

- Какие слова называют родственными?

- Прочитайте стихотворение М. Яснова (упражнение 66). Выпишите все выделенные слова столбиком. Являются ли они род­ственными? (Да.) Подчеркните в них основы. Выделите сверху ду­гой общую часть.


 

i_________ [евик, дождик.

- Сравните слова вупражнении 67. Выпишите из них толь­ко родственные. (Дождь, дождевой, дождливая.) Какие слова не бу­дете выписывать? Почему? (Дождался, к дождям.)

- Сравните слова вупражнении 68. Выпишите из hi


 


 

ственные, выделите сверху дугой общую часть.                               лесной,






Лесник, лесок, лесничий.)

- Какие слова оказались «лишними»? (Леска, лестница.) Что же такое «леска»? Для чего она служит? Что такое «лестница»? Как она используется? Прочитайте правило Летучей мыши. Что назы­вается корнем слова?

- Прочитайте слова вупражнении 69. Выпишите сначала родственные слова, а потом - с новой строчки - разные формы од­ного слова. Формы слов выписывайте парами.


 


 

2) Трава - травы; травка - в травку; травяной - травяные.

- Прочитайте шуточное стихотворение Я. Козловского (уп­ражнение 70). Как вы думаете, выделены разные слова или одно и то же слово? (Это формы разных слов.)                       ^__ ^

- Запишите каждое из этих слов в начальной форме. (Голов - гол; голов - голова.)



Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

- Прочитайте стихотворение В. Берестова (упражнение 71). Выпишите родственные слова. Выделите общую часть. От какого
слова образовалось уменьшительно-ласкательное слово «пету­шок»? Запишите это слово. (Петух.)

Петушки, распетушились, петушиться.

- Поставьте слово «перышек» в начальную форму. (Перышко.)

- Запишите родственные слова к этому слову.

'Перышко, перо, перьевой.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Какое слово здесь должно быть вместо выделенного? (Плод.) Произнесите его. Изме­нился один звук или два? (Изменились не только гласные звуки, но и согласные: был мягкий звук [л'], стал твердый звук [л].)

[пл'эт] - [плот]

Работа в печатной тетради: задания 32-34, 36, 37. (Позна­вательные: используют модели и схемы для решения учебной за­дачи, проводят анализ разных форм одного и того же слова, ис­пользуют алгоритм порядка действий при списывании.)

Задание 32. Родственные слова: зеленеть, зеленый, зелененький.

Задание 33. [мышка] - акшим, [кн'ишка] - акжинк, [б'элка] - аклеб, [булка] - аклуб, [шышка] - акшиш.

Задание 34.

Схемы такие: tEsED I--------- 1 I----- 1 l=*l« t~E3 I----------- 1 Ш1§] 1--------- 1»

Командует слово-название действия. (Поют (что?) песенку.)

Командует слово-название предмета. (Лягушки (какие?) зеленые.)

Задание 35. 1. Ежик, ежонок, ежиха, еж. 2. Лес, лесной. 3. (Что делать?) умываться, (какой?) неумытый. 4. (Что делать?) тереть, (что сделать?) потереть.

- Где встречается слово «ежик»? (Встречается только в заго­ловке стшотворения.)

Задание 36. 1. Уголок, уголек, угольник, угол. 2. Удача, удач­ный, дачный, неудачник. 3. Летний, летала, летающий, лететь.

III. Итог. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учи­телем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)

- Покажите линиями, какая рыба из какого аквариума. Запиши­те слова в две группы.




Формы слов

Рыба

рыбу

рыбка

о рыбе

Родственные слова


 


 


рыбёшка

Выделите общую часть родственных слов.




Урок 41

Дата: 2019-02-19, просмотров: 89.