РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Цели деятельности учителя: показать, что родственные слова - это слова с разными основами; учить выделять в слове корень, называя однокоренные слова; формировать умение подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять и графически обозначать корень слова, подбирать родственные слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.
Qon&Jaz
о I f <r '/ / * f /
- Что обозначают данные слова? Какое слово «лишнее»?
' /
II. Актуализация опорных знаний. (Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют прилежание в учебе; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, сопоставляют выполненную работу с образцом.)
- Какие слова называют родственными?
- Прочитайте стихотворение Р. Сефа (упражнение 64). Выпишите выделенные слова столбиком. Подчеркните общую часть. Рядом с каждым словом запишите его начальную форму.
- Сколько в этом столбике разных слов? (2 слова.)
На Луну - Луна, лунную - лунный,
лунные - лунный, до Луны - Луна.
- Запишите с новой строчки сначала формы первого из этих слов (которые есть в стихотворении), а потом формы второго слова. (На Луну, до Луны; лунные, лунную.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о различных формах одного и того слова, осуществляют поиск необходимой информации из рассказа учителя, собственного опыта, дополнительных источников).
- Прочитайте вупражнении 65 отрывок из стихотворения Саши Черного «Мамина песня». Найдите строчки с подчеркнутыми словами. Перечитайте их. Это разные слова или формы одного слова? (Это формы одного слова.)
- Найдите и прочитайте строчки, где есть слова, выделенные жирным шрифтом. Это разные формы одного слова (какого?) или одна и та же форма? (Это формы одного слова.)
- Слова на желтом фоне - это разные слова или разные формы одного слова? (Это родственные слова.)
1) .Василек; - васильку; 2) .стрекозу - .стрекозы; 3).глазки - глаза.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Произнесите оба слова - «фляги» и «флаги». Какие изменения произошли в звуковой стороне? (Был мягкий звук [л'], стал твердый звук [л]. Гласный звук не изменился: был звук [а] и остался звук [а].)
[фл'аг'и] - [флаг'и].
- Прочитайте двустишие Г. Виеру. Соблюдайте правильность произношения выделенного слова. (Алфавит.)
IV. Итог. Работа в печатной тетради: задание 31.
Слова-названия предметов: чиж - чижу, стриж - стрижу.
Слова-названия действия: выходишь - выхожу, вожу - водишь.
- В чем заключается трудность данного задания? (В том, что в корнях слов-названий действий происходит чередование д/ж.) Прежде чем выписывать слова, нужно поставить их в начальную форму (устно).
Пример рассуждения ученика: выходишь (что делаешь?) - (что делать?) выходить, (что делаю?) выхожу - (что делать?) выходить. Начальная форма одинаковая, следовательно, «выходишь» - «выхожу» разные формы одного и того же слова.
Урок 40
Тема: СЛОВО И ФОРМЫ ЭТОГО СЛОВА.
РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
Цель деятельности учителя: учить подбирать родственные слова и определять разные формы одного и того же слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно дифференцировать различные формы одного слова, подбирать родственные слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Что обозначают эти слова? Какое слово «лишнее»? II. Повторение и обобщение знаний.
- Какие слова называют родственными?
- Прочитайте стихотворение М. Яснова (упражнение 66). Выпишите все выделенные слова столбиком. Являются ли они родственными? (Да.) Подчеркните в них основы. Выделите сверху дугой общую часть.
i_________ [евик, дождик.
- Сравните слова вупражнении 67. Выпишите из них только родственные. (Дождь, дождевой, дождливая.) Какие слова не будете выписывать? Почему? (Дождался, к дождям.)
- Сравните слова вупражнении 68. Выпишите из hi
ственные, выделите сверху дугой общую часть. лесной,
Лесник, лесок, лесничий.)
- Какие слова оказались «лишними»? (Леска, лестница.) Что же такое «леска»? Для чего она служит? Что такое «лестница»? Как она используется? Прочитайте правило Летучей мыши. Что называется корнем слова?
- Прочитайте слова вупражнении 69. Выпишите сначала родственные слова, а потом - с новой строчки - разные формы одного слова. Формы слов выписывайте парами.
2) Трава - травы; травка - в травку; травяной - травяные.
- Прочитайте шуточное стихотворение Я. Козловского (упражнение 70). Как вы думаете, выделены разные слова или одно и то же слово? (Это формы разных слов.) ^__ ^
- Запишите каждое из этих слов в начальной форме. (Голов - гол; голов - голова.)
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. |
- Прочитайте стихотворение В. Берестова (упражнение 71). Выпишите родственные слова. Выделите общую часть. От какого
слова образовалось уменьшительно-ласкательное слово «петушок»? Запишите это слово. (Петух.)
Петушки, распетушились, петушиться.
- Поставьте слово «перышек» в начальную форму. (Перышко.)
- Запишите родственные слова к этому слову.
'Перышко, перо, перьевой.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Какое слово здесь должно быть вместо выделенного? (Плод.) Произнесите его. Изменился один звук или два? (Изменились не только гласные звуки, но и согласные: был мягкий звук [л'], стал твердый звук [л].)
[пл'эт] - [плот]
Работа в печатной тетради: задания 32-34, 36, 37. (Познавательные: используют модели и схемы для решения учебной задачи, проводят анализ разных форм одного и того же слова, используют алгоритм порядка действий при списывании.)
Задание 32. Родственные слова: зеленеть, зеленый, зелененький.
Задание 33. [мышка] - акшим, [кн'ишка] - акжинк, [б'элка] - аклеб, [булка] - аклуб, [шышка] - акшиш.
Задание 34.
Схемы такие: tEsED I--------- 1 I----- 1 l=*l« t~E3 I----------- 1 Ш1§] 1--------- 1»
Командует слово-название действия. (Поют (что?) песенку.)
Командует слово-название предмета. (Лягушки (какие?) зеленые.)
Задание 35. 1. Ежик, ежонок, ежиха, еж. 2. Лес, лесной. 3. (Что делать?) умываться, (какой?) неумытый. 4. (Что делать?) тереть, (что сделать?) потереть.
- Где встречается слово «ежик»? (Встречается только в заголовке стшотворения.)
Задание 36. 1. Уголок, уголек, угольник, угол. 2. Удача, удачный, дачный, неудачник. 3. Летний, летала, летающий, лететь.
III. Итог. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, осуществляют итоговый и пошаговый контроль.)
- Покажите линиями, какая рыба из какого аквариума. Запишите слова в две группы.
Формы слов Рыба рыбу |
рыбка |
о рыбе |
Родственные слова
|
рыбёшка
Выделите общую часть родственных слов.
Урок 41
Дата: 2019-02-19, просмотров: 696.