Тема: ЭТО СЛОВО И ДРУГОЕ СЛОВО

Цель деятельности учителя: учить различать формы слова и родственные слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять и дифференцировать различные формы слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать пози­цию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможно­сти в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

I. Работа над каллиграфией.

- Что означает каждое слово? Какое слово «лишнее»? II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: вы­страивают осознанное речевое высказывание о различных формах

Сценарий урока

одного и того слова, осуществляют поиск необходимой информа­ции; регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Прочитайте диалог Миши и Волшебницы. Какие трудности у Миши?

- Выполните упражнение 61, работая парами. Поделите сло­ва на две группы: в первую выпишите формы одного слова, а во вто­рую - формы другого слова.

1) Стул, стулья, на стуле.

2) Стульчик, под стульчиком, стульчики.

3) Чашка, чашками, чашки.

4) В чашечке, у чашечек, чашечка.

- Слова «стул» и «стол» - это разные слова? А слова «стол» и «столик» - это разные слова? Почему же это разные слова? (Они обозначают разные предметы.) А вот слова стол и столик разные не потому, что они обозначают различные предметы, а потому, что у них разные основы. Во второе слово входит часть, которой нет у первого, - часть -ик. Что же затрудняет и Мишу, и нас с вами? (Слова «стол» и «стул» означают совершенно разные предметы, а слова «стол» и «столик» - сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пи­шется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.) Сравним слова дом и изба, изба и избушка. Какие это слова? (Дом и изба - это совершенно разные слова, означающие разные предме­ты, а изба и избушка - разные слова, но имеющие общую часть.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие слова называют родственными?

- Прочитайте текст 3. Александровой (упражнение 62). Найдите родственные слова, выпишите их столбиком в начальной форме. Покажите, что у них разные основы. Определите, какое из них дало жизнь другому. Отметьте галочкой: ^t арбуз ,—> арбузный.

- Подберите вупражнении 63 к каждому слову-названию предмета родственное слово-название признака. Запишите слова парами. (Рыба - рыбный, лес - лесной, вода - водный, простор - просторный, газета - газетный.) Как вы думаете, какое слово в ка­ждой паре дало жизнь другому? Подчеркните его.



IV. Итог.

- Это кресс-кроссворд. В нем спрятано 7 имен существительных. Найдите их и выпишите. Укажите число и род.

Ответ: храбрость - ж. р., ед. ч.; молоко - ср. р., ед. ч.; шахматы - мн. ч.; смелость - ж. р., ед. ч.; ножницы - мн. ч.; ворота - мн. ч., листва - ж. р., ед. ч.

Урок 38

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «УТЯТА»

Цели деятельности учителя: учить определять тему и основ­ную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; формировать умение устно пересказывать текст.

Планируемые результаты (предметные): научатся состав­лять план текста и самостоятельно пересказывать текст по плану.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать пози­цию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможно­сти в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

с X Р а б р 0 с т ь к
0 м о л О к О м л о л
б л и и с т в р О л о
а н а с м е л 0 с т ь
к р ы т в о ж д л н б
а н Д в 0 Р О т а л н
л а ш а X м а т ы в а
н 0 ж н и Ц ы р п т к

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова «спрятались»? (Сказка, рассказ.) Можно ли сказ­ку, рассказ назвать текстом'?

II. Составление плана текста.

- Прочитайте разговор Маши, Миши и Волшебницы. Для чего может понадобиться умение пересказывать текст?

- Прочитайте текст вупражнении 16. Проследите, как раз­вивается мысль. Выясните, что происходит в начале, что за этим следует и чем заканчивается текст. Составьте план текста, который передает ход событий.

III. Итог. (Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; взаимодействуют со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Когда план текста, который составила Маша, одобрен, учи­тель еще раз четко читает текст. Затем учащиеся сами перечи­тывают текст вслух вполголоса, закрывают его листочком бума­ги и пересказывают, опираясь на план и дидактические картинки, каждая из которых соответствует пункту плана.



Урок 39

Дата: 2019-02-19, просмотров: 116.