Цель деятельности учителя: учить различать формы слова и родственные слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять и дифференцировать различные формы слова.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
I. Работа над каллиграфией.
- Что означает каждое слово? Какое слово «лишнее»? II. Повторение и обобщение знаний. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о различных формах |
Сценарий урока
одного и того слова, осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: осмысливают учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Прочитайте диалог Миши и Волшебницы. Какие трудности у Миши?
- Выполните упражнение 61, работая парами. Поделите слова на две группы: в первую выпишите формы одного слова, а во вторую - формы другого слова.
1) Стул, стулья, на стуле.
2) Стульчик, под стульчиком, стульчики.
3) Чашка, чашками, чашки.
4) В чашечке, у чашечек, чашечка.
- Слова «стул» и «стол» - это разные слова? А слова «стол» и «столик» - это разные слова? Почему же это разные слова? (Они обозначают разные предметы.) А вот слова стол и столик разные не потому, что они обозначают различные предметы, а потому, что у них разные основы. Во второе слово входит часть, которой нет у первого, - часть -ик. Что же затрудняет и Мишу, и нас с вами? (Слова «стол» и «стул» означают совершенно разные предметы, а слова «стол» и «столик» - сходные предметы. Более того, эти два последних слова имеют общую часть, которая одинаково пишется. Именно поэтому можно подумать, что это вовсе не разные слова, а формы одного слова. Вот что затрудняет Мишу.) Сравним слова дом и изба, изба и избушка. Какие это слова? (Дом и изба - это совершенно разные слова, означающие разные предметы, а изба и избушка - разные слова, но имеющие общую часть.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши. Какие слова называют родственными?
- Прочитайте текст 3. Александровой (упражнение 62). Найдите родственные слова, выпишите их столбиком в начальной форме. Покажите, что у них разные основы. Определите, какое из них дало жизнь другому. Отметьте галочкой: ^t арбуз ,—> арбузный.
- Подберите вупражнении 63 к каждому слову-названию предмета родственное слово-название признака. Запишите слова парами. (Рыба - рыбный, лес - лесной, вода - водный, простор - просторный, газета - газетный.) Как вы думаете, какое слово в каждой паре дало жизнь другому? Подчеркните его.
IV. Итог.
- Это кресс-кроссворд. В нем спрятано 7 имен существительных. Найдите их и выпишите. Укажите число и род.
Ответ: храбрость - ж. р., ед. ч.; молоко - ср. р., ед. ч.; шахматы - мн. ч.; смелость - ж. р., ед. ч.; ножницы - мн. ч.; ворота - мн. ч., листва - ж. р., ед. ч.
Урок 38
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «УТЯТА»
Цели деятельности учителя: учить определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении; формировать умение устно пересказывать текст.
Планируемые результаты (предметные): научатся составлять план текста и самостоятельно пересказывать текст по плану.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
с | X | Р | а | б | р | 0 | с | т | ь | к |
0 | м | о | л | О | к | О | м | л | о | л |
б | л | и | и | с | т | в | р | О | л | о |
а | н | а | с | м | е | л | 0 | с | т | ь |
к | р | ы | т | в | о | ж | д | л | н | б |
а | н | Д | в | 0 | Р | О | т | а | л | н |
л | а | ш | а | X | м | а | т | ы | в | а |
н | 0 | ж | н | и | Ц | ы | р | п | т | к |
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова «спрятались»? (Сказка, рассказ.) Можно ли сказку, рассказ назвать текстом'?
II. Составление плана текста.
- Прочитайте разговор Маши, Миши и Волшебницы. Для чего может понадобиться умение пересказывать текст?
- Прочитайте текст вупражнении 16. Проследите, как развивается мысль. Выясните, что происходит в начале, что за этим следует и чем заканчивается текст. Составьте план текста, который передает ход событий.
III. Итог. (Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; взаимодействуют со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности; регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Когда план текста, который составила Маша, одобрен, учитель еще раз четко читает текст. Затем учащиеся сами перечитывают текст вслух вполголоса, закрывают его листочком бумаги и пересказывают, опираясь на план и дидактические картинки, каждая из которых соответствует пункту плана.
Урок 39
Дата: 2019-02-19, просмотров: 717.