- Рассмотрите картинку в учебнике.
- Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (Нет.)
- А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки»? (Слово «азбука» стоит в единственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)
- А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж».) Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем? )
- Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?, - это слова в начальной форме.
В словарях слова всегда стоят в начальной форме.
- Откройте словарь «Пиши правильно!». Прочитайте первые пять слов-названий предметов. Все ли они стоят в единственном числе? Все ли отвечают на вопросы кто? что? В какой форме стоят все эти слова? (В начальной форме.)
III . Изучение нового материала. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание о способах определения начальной формы слов-названий предметов, осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: осмысливают учебный материал, планируют свою деятельность, сопоставляют выполненную работу с образцом.)
- Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».
- Что это за буква -и стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.)
- Какая форма слова начальная? (Азбука.)
- Как называются частички слова -а, -и? (Это окончания.)
- Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву -а в этом слове: есть (кто? что?) багаж Ц, нет (кого? чего?) багаж [а].
- Какая форма начальная? (Багаж.)
- Прочитайте вупражнении 46 стихотворение О. Григорьева. Найдите две разные формы одного слова.
нет высот[ы] есть высот[а]
- Выпишите обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота.)
- Прочитайте вупражнении 47 стихотворение М. Яснова.
- Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.
Все (какое?) зелен [оё], травка (какая?) зелен |ая|,
деревья (какие?) зелен[ыё], забор (какой?) зелен |ый|.
- Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.
- У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Одинаковые.) Значит, это разные слова или разные формы одного слова? (Разные формы одного слова.)
- Назовите это слово. (Зеленый.)
- У каких слов-названий признаков окончания указывают на форму единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый.)
- У какого слова-названия признака окончание указывает на форму множественного числа? (Зеленые.) Значит, слова-названия при знаков изменяются по числам?
- Какое окончание указывает на женский род? (-ая.) На средний род? (-ое.) На мужской? (-ый.) Слова-названия признаков изменяются по родам? (Изменяются.) А слова-названия предметов? (Не изменяются.) Попробуйте изменить род у слов «травка» и «забор». Получилось?
IV. Словарно-орфографическая работа. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)
Работа в печатной тетради: задания 26, 27.
Для слов с парными звонким-глухим согласным на конце слова устно сделайте проверку: зуб, люк, нож, шип, нос, лес, куст, след, чиж, утюг, удав, уж, дым, лоб.
- Разгадайте ребус. Свёкла (с-в-ё-кла).
- Запомните словарные слова: билет, береза.
Взадании 27 распределите слова по родам.
С. р.
Поле,
крыльцо.
стекло.
М. р. Двор, мороз, волк, снег, алмаз. |
Ж. р. Елка, комната, печь, луна. |
|
глаз.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Поясните смысл шуточной картинки, которую рассматривали в начале урока.
Комментарий учителя. Шуточная картинка условно поделена на две части. В первой части звери чинно сидят, словно перед невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточной форме намекает на то, что в начальной форме все слова вынуждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А вот во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.
У р о к 32
Тема: НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА СЛОВА
Цели деятельности учителя: показать, что слова-названия признаков изменяются по родам; объяснить, как определить
начальную форму слов-признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять начальную форму слов-названий признаков.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слов-признаков, находить информацию в учебнике и словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
/
/ |
- Сравните слова в парах (в строчке и в столбике). Какие слова- названия предметов стоят в начальной форме?
Дата: 2019-02-19, просмотров: 741.