II. Актуализация опорных знаний

- Рассмотрите картинку в учебнике.

- Приведите пример слова, которое стоит в начальной форме. Откройте толковый словарь и найдите слово «азбуки». Есть такое слово? (Нет.)

- А может быть, есть другая форма этого же слова? Какая? Чем она отличается от формы «азбуки»? (Слово «азбука» стоит в един­ственном числе, а «азбуки» - во множественном числе.)

- А теперь найдите слово «багажом». Нет такого слова? А какая форма этого слова есть? («Багаж».) Чем она отличается от формы «багажом»? (Слово «багаж» отвечает на вопросы кто? что?, а слово «багажом» - кем? чем? )

- Слова-названия предметов в единственном числе, которые отвечают на вопросы кто? что?, - это слова в начальной форме.

В словарях слова всегда стоят в начальной форме.

- Откройте словарь «Пиши правильно!». Прочитайте первые пять слов-названий предметов. Все ли они стоят в единственном числе? Все ли отвечают на вопросы кто? что? В какой форме сто­ят все эти слова? (В начальной форме.)

III . Изучение нового материала. (Познавательные: осознан­но строят речевое высказывание о способах определения начальной формы слов-названий предметов, осуществляют поиск необходи­мой информации; регулятивные: осмысливают учебный материал, планируют свою деятельность, сопоставляют выполненную работу с образцом.)

- Откройте толковый словарь. Прочитайте словарную статью к слову «азбука».

- Что это за буква стоит после слова? (Словарь показывает первое изменение слова «азбука»: есть (кто? что?) азбука; нет (кого? чего?) азбуки.)

- Какая форма слова начальная? (Азбука.)

- Как называются частички слова -а, -и? (Это окончания.)

- Прочитайте словарную статью к слову «багаж». Расшифруйте букву в этом слове: есть (кто? что?) багаж Ц, нет (кого? чего?) багаж [а].

- Какая форма начальная? (Багаж.)

- Прочитайте вупражнении 46 стихотворение О. Григорье­ва. Найдите две разные формы одного слова.

нет высот[ы] есть высот[а]

- Выпишите обе формы столбиком. Выделите окончания. Какая из этих форм начальная? (Высота.)

- Прочитайте вупражнении 47 стихотворение М. Яснова.

- Устно задайте вопросы к словам-названиям признаков.

Все (какое?) зелен [оё],                      травка (какая?) зелен |ая|,

деревья (какие?) зелен[ыё],               забор (какой?) зелен |ый|.

- Запишите слова-названия признаков столбиком, подчеркните в них общую часть. Выделите окончания.

- У слов-названий признаков одинаковые основы или нет? (Оди­наковые.) Значит, это разные слова или разные формы одного сло­ва? (Разные формы одного слова.)

- Назовите это слово. (Зеленый.)

- У каких слов-названий признаков окончания указывают на фор­му единственного числа? (Зеленое, зеленая, зеленый.)

- У какого слова-названия признака окончание указывает на фор­му множественного числа? (Зеленые.) Значит, слова-названия при ­знаков изменяются по числам?

- Какое окончание указывает на женский род? (-ая.) На сред­ний род? (-ое.) На мужской? (-ый.) Слова-названия признаков из­меняются по родам? (Изменяются.) А слова-названия предметов? (Не изменяются.) Попробуйте изменить род у слов «травка» и «за­бор». Получилось?

IV. Словарно-орфографическая работа. (Регулятивные: дей­ствуют с учетом выделенных учителем ориентиров; осуществляют пошаговый контроль своих действий.)

Работа в печатной тетради: задания 26, 27.

Для слов с парными звонким-глухим согласным на конце слова устно сделайте проверку: зуб, люк, нож, шип, нос, лес, куст, след, чиж, утюг, удав, уж, дым, лоб.

- Разгадайте ребус. Свёкла (с-в-ё-кла).

- Запомните словарные слова: билет, береза.

Взадании 27 распределите слова по родам.




С. р.

Поле,

крыльцо.

стекло.

М. р.

Двор,

мороз,

волк,

снег,

алмаз.

Ж. р.

Елка, комната, печь, луна.


 


 


глаз.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Поясните смысл шуточной картинки, которую рассматривали в начале урока.

Комментарий учителя. Шуточная картинка условно по­делена на две части. В первой части звери чинно сидят, словно пе­ред невидимым фотографом. Во второй части звери разбегаются кто куда, каждый из них действует по-своему. Картинка в шуточ­ной форме намекает на то, что в начальной форме все слова выну­ждены вести себя чинно, строго, соблюдая определенные правила. А вот во всех остальных формах слова уже не так упорядочены.




У р о к 32

Тема: НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА СЛОВА

Цели деятельности учителя: показать, что слова-названия признаков изменяются по родам; объяснить, как определить
начальную форму слов-признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определять началь­ную форму слов-названий признаков.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно определять начальную форму слов-признаков, находить информацию в учебнике и словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои воз­можности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо­любием.


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

/

/


 

- Сравните слова в парах (в строчке и в столбике). Какие слова- названия предметов стоят в начальной форме?


Дата: 2019-02-19, просмотров: 36.