Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

Цели деятельности учителя: рассмотреть роль окончаний в предложении; установить взаимосвязь между окончаниями слов- названий признаков и слов-названий предметов; формировать уме­ния изменять слова-предметы по числам, составлять словосочета­ния по схеме с указанием родовых окончаний слов-названий пред­метов, размещать слова в таблицу по родам.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно выделять окончания у слов-названий предметов, соотносить словосочетания и схему, работать с таблицей.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова отвечают на эти вопросы? Чем отличаются эти вопросы?


II. Актуализация опорных знаний.

- Что называют словосочетанием? Сравните три группы слово­сочетаний на с. 66. Чем отличаются словосочетания внутри каждой группы? (Слова в первом словосочетании в каждой группе стоят в единственном числе, а во втором - во множественном.)

- Чем сходны все эти группы? Чем отличаются? (Все эти груп­пы сходны тем, что во всех группах есть словосочетание в единственном числе и есть это же словосочетание во множест­венном числе. Все словосочетания сходны еще и тем, что во всех используется одно и то же слово-название признака. Все эти груп­пы словосочетаний различаются тем, что в них используются разные слова-названия предметов: в первой группе - слово женско­го рода, во второй - мужского рода, а в третьей - среднего рода.)

- Разгадайте зашифрованные записи этих словосочетаний. По­чему зашифрованных записей меньше, чем словосочетаний?

- В словосочетаниях «больш[йё! город [а]» и «болыиГйё] облак[а]» у слов одинаковые окончания.

- Придумайте свои пять словосочетаний по этому образцу и за­пишите их. В качестве слов-названий предметов используйте слова «мальчик», «девочка», «село». Слово, называющее признак, ос­тавьте прежним. Выделите во всех словах окончания.

1) - [ая]- [а]: больш [ая] девочк[а],

2) - [йё]- [и] : больш[йё] девочк[й],

3) - 1ой 1 - Г~|: больш|ой| мальчик П,

4) - 1ие|-[и] : больш[йё1 мальчик[й],

5) - loe I- [о]: больш |оё~| сел [о],

6) -       |ие I — fa]: больш|йё1 сел[а].

III. Изучение нового материала.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Какое здесь должно быть слово? (Гриша.) Произнесите его. Сравните звуки в двух словах: в прежнем и новом. Сколько звуков изменилось? (Изменились не только гласные звуки, но и согласные: был твердый звук [р], стал мягкий звук [р']; [груша] - [гр 'иша].)

- Анишит Йокоповна дала задание: вупражнении 43 рас­пределить слова на три группы по родам, выделить в словах основу и окончание. Проверьте, как это задание выполнил Миша.

- Исправьте его ошибки.

Ж. р.                                         м. р.                               ср. р.

Ролн,Га|,                                 Дяд[я],                       .Весл. |ol,

, necH |[F|,                         даишк,["а1,                        .пальто,,

сталь                                           ,сон,                        ,пол.[ё"1,

. теньД.                               ,конь.Г~|-                               кафе.

- В чем причина того, что Миша именно так распределил слова на три группы? Почему Миша ошибся, выделяя основу и оконча­ние в некоторых словах? (Слова «пальто» и «кафе» - неизменяе­мые слова, у них нет окончаний.)

- Прочитайте текст вупражнении 44 правильно, не сделав ни одной ошибки в произношении слов, выделенных цветом. Про­верьте себя по словарю «Произноси правильно»: скворечник - скворе[ш]ник, в магазин, чтобы - [ш]тобы, свёклу, километр, скуч­но - ску[ш]но, начался, в сви[тэ]ре, до магазина, нарочно - на- ро[ш]но, конечно - коне[ш]но, позвонит.

- В чем особенность произношения слов «пальто» и «кино»? (Эти слова не изменяются.)

- Прочитайте упражнение 44 и скажите, что предстоит сде­лать. (Повторить алфавитный порядок букв, еще раз закрепить представление о разном порядке слов в словаре «Пиши правильно!» и в обратном словаре: первый ориентируется на алфавит, но вы­страивает слова по первым буквам слова, а обратный - тоже ориентируется на алфавит, но выстраивает слова по последним буквам слова.) В словах первые буквы выделены жирным шриф­том, а последние подчеркнуты. Как они должны распределяться в словарях? (В словаре «Пиши правильно!» слова должны стоять в таком порядке: арбуз, береза, враг, город, дуб, залив. В обратном словаре слова должны стоять так: береза, дуб, залив, враг, город, арбуз.)

IV. Итог. Работа в печатной тетради: задание 23.

Слова с ненулевым окончанием: сорока, галка, ласточка.

Слова с нулевым окончанием: карп, сом, налим, лещ.

Неизменяемые слова: пони, кенгуру, зебу.

1-я группа - птицы, 2-я группа - рыбы, 3-я группа - звери.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 97.