Цели деятельности учителя: рассмотреть роль окончаний в предложении; установить взаимосвязь между окончаниями слов- названий признаков и слов-названий предметов; формировать умения изменять слова-предметы по числам, составлять словосочетания по схеме с указанием родовых окончаний слов-названий предметов, размещать слова в таблицу по родам.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно выделять окончания у слов-названий предметов, соотносить словосочетания и схему, работать с таблицей.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова отвечают на эти вопросы? Чем отличаются эти вопросы?
II. Актуализация опорных знаний.
- Что называют словосочетанием? Сравните три группы словосочетаний на с. 66. Чем отличаются словосочетания внутри каждой группы? (Слова в первом словосочетании в каждой группе стоят в единственном числе, а во втором - во множественном.)
- Чем сходны все эти группы? Чем отличаются? (Все эти группы сходны тем, что во всех группах есть словосочетание в единственном числе и есть это же словосочетание во множественном числе. Все словосочетания сходны еще и тем, что во всех используется одно и то же слово-название признака. Все эти группы словосочетаний различаются тем, что в них используются разные слова-названия предметов: в первой группе - слово женского рода, во второй - мужского рода, а в третьей - среднего рода.)
- Разгадайте зашифрованные записи этих словосочетаний. Почему зашифрованных записей меньше, чем словосочетаний?
- В словосочетаниях «больш[йё! город [а]» и «болыиГйё] облак[а]» у слов одинаковые окончания.
- Придумайте свои пять словосочетаний по этому образцу и запишите их. В качестве слов-названий предметов используйте слова «мальчик», «девочка», «село». Слово, называющее признак, оставьте прежним. Выделите во всех словах окончания.
1) - [ая]- [а]: больш [ая] девочк[а],
2) - [йё]- [и] : больш[йё] девочк[й],
3) - 1ой 1 - Г~|: больш|ой| мальчик П,
4) - 1ие|-[и] : больш[йё1 мальчик[й],
5) - loe I- [о]: больш |оё~| сел [о],
6) - |ие I — fa]: больш|йё1 сел[а].
III. Изучение нового материала.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте стихотворение М. Дружининой. Какое здесь должно быть слово? (Гриша.) Произнесите его. Сравните звуки в двух словах: в прежнем и новом. Сколько звуков изменилось? (Изменились не только гласные звуки, но и согласные: был твердый звук [р], стал мягкий звук [р']; [груша] - [гр 'иша].)
- Анишит Йокоповна дала задание: вупражнении 43 распределить слова на три группы по родам, выделить в словах основу и окончание. Проверьте, как это задание выполнил Миша.
- Исправьте его ошибки.
Ж. р. м. р. ср. р.
Ролн,Га|, Дяд[я], .Весл. |ol,
, necH |[F|, даишк,["а1, .пальто,,
сталь ,сон, ,пол.[ё"1,
. теньД. ,конь.Г~|- кафе.
- В чем причина того, что Миша именно так распределил слова на три группы? Почему Миша ошибся, выделяя основу и окончание в некоторых словах? (Слова «пальто» и «кафе» - неизменяемые слова, у них нет окончаний.)
- Прочитайте текст вупражнении 44 правильно, не сделав ни одной ошибки в произношении слов, выделенных цветом. Проверьте себя по словарю «Произноси правильно»: скворечник - скворе[ш]ник, в магазин, чтобы - [ш]тобы, свёклу, километр, скучно - ску[ш]но, начался, в сви[тэ]ре, до магазина, нарочно - на- ро[ш]но, конечно - коне[ш]но, позвонит.
- В чем особенность произношения слов «пальто» и «кино»? (Эти слова не изменяются.)
- Прочитайте упражнение 44 и скажите, что предстоит сделать. (Повторить алфавитный порядок букв, еще раз закрепить представление о разном порядке слов в словаре «Пиши правильно!» и в обратном словаре: первый ориентируется на алфавит, но выстраивает слова по первым буквам слова, а обратный - тоже ориентируется на алфавит, но выстраивает слова по последним буквам слова.) В словах первые буквы выделены жирным шрифтом, а последние подчеркнуты. Как они должны распределяться в словарях? (В словаре «Пиши правильно!» слова должны стоять в таком порядке: арбуз, береза, враг, город, дуб, залив. В обратном словаре слова должны стоять так: береза, дуб, залив, враг, город, арбуз.)
IV. Итог. Работа в печатной тетради: задание 23.
Слова с ненулевым окончанием: сорока, галка, ласточка.
Слова с нулевым окончанием: карп, сом, налим, лещ.
Неизменяемые слова: пони, кенгуру, зебу.
1-я группа - птицы, 2-я группа - рыбы, 3-я группа - звери.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 657.