- Чем различаются слова? Чем похожи?
II. Актуализация опорных знаний.
- Какого рода могут быть слова-названия предметов? Какие окончания у слов мужского рода? Какие окончания у слов женского рода? А у среднего рода? Прочитайте историю К. Чуковского о маленьком мальчике. Что заметили? Есть ли ошибки в словоупотреблении? В чем лингвистический смысл этих ошибок? (Мальчик заявил, что у него на папьце царап вместо царапины.) Что это означает? Чем первое слово отличается от слова «царапина»? (Во- первых, тем, что новое слово мужского рода, а не женского, а во-вторых, тем, что такого слова просто не существует. Мальчик знает слово «царапина», но он думает (хотя и не знает терминов, конечно), что это слово можно изменять по родам, он так и говорит: «Это у Муси - царапина, а я мальчик! У меня - царап!».) Какой можем сделать вывод? (Слово «царапина» женского рода и по родам не изменяется.) А другие слова-названия предметов (например, книга, мяч, окно) - изменяются по родам? (Слова- названия предметов бывают определенного рода, но они не изменяются по родам.)
- Прочитайте вторую историю К. Чуковского. Есть ли такое слово - «черепах»? Почему же мальчик его употребил? (Он считает, что слово «черепаха» изменяется по родам.) А вы как считаете? Слова-названия предметов изменяются по родам? (Не изменяются.)
III . Изучение нового материала. (Познавательные: используют зиаково-символические средства для решения учебной задачи, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме; регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.)
- Запишите предложение в упражнении 40. Поставьте слово «собака» во множественное число. Это вызовет изменение других слов? (Вызовет изменение других слов.)
1) Лаял[а] больш[ая] собак[а] (ед. ч., ж. р.).
2) Лаял[й] больш[йё] собак[й] (мн. ч.).
- А если в первом предложении слово «собака» заменить словом «пес», это вызовет изменение других слов? (Вызовет.) Почему? (Слово «пес» - мужского рода.)
3) ЛаялРбольш|ой] песП (ед. ч., м. р.).
- Что изменилось в предложениях? (Окончания.)
- Для чего же в предложении нужны окончания? (Для связи слов между собой в предложении.)
- Прочитайте предложения вупражнении 41. Влияют ли слова друг на друга в предложении? Из чего это видно? (Из окончаний слов.) Что изменилось во втором предложении? (Изменилось число слова-названия предмета.)
- Запишите предложения друг над другом. Выделите у всех слов окончания. (1) Книг\а\лежал[а\. 2) Книг\й\лежал\~й\)
- Видно ли по окончаниям слов в первом предложении, что слова в нем женского рода? (Видно.) А по окончаниям слов во втором предложении можно понять, какого они рода? (По окончаниям слов, стоящих во множественном числе, невозможно определить, какого рода слово, называющее предмет.)
- Прочитайте еще два предложения. Видно ли по окончаниям слов в третьем предложении, что это слова мужского рода? (Видно.) А по окончаниям слов в четвертом предложении можно понять, какого рода слова в предложении? (Нельзя.)
- Запишите эти предложения. Выделите у всех слов окончания. (3) Карандаш\ Iупал\ 1. 4) Карандаш\й\упал\й\.)
- Запишите в упражнении 42 со словами «кот», «кошка», «мяукал», «мяукала» предложения, состоящие из основ, так, чтобы они соответствовали схемам. Где надо, измените слова по числам.
1) КотЦ] мяукал О. 3) Кот[ы] мяукал[й].
2) Кошк[а] мяукал[а]. 4) Кошк[й] мяукал[й].
Работа в печатной тетради: задание 24.
- Дана схема первого предложения. В схеме второго предложения предлог «с» надо подчеркнуть так же, как и слово «кленов», так как он входит в форму этого слова. К предлогу и слову- названию предмета задается единый вопрос. Обратите внимание на род главного слова-названия предмета в первом предложении и окончание слова-названия действия, на множественное число неглавного слова-названия предмета и окончание слова-названия признака, относящегося к данному слову. (Аналогично со вторым предложением.)
IV. Итог.
Карточка I. Десят..(^и) градусов мороза, Снег в лесу голубоват, Солнце, алое, как роза, Покатилос..(ди) на закат. (В. Инбер.)
Карточка 2. Уже утомившийся ден..
Склонился в багряные воды.
Темнеют лазурные своды.
Прохладная стелется тен..(^и) . (В. Жуковский.)
Карточка 3. Снова восем.. дней проходит;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опят.. (ди),
Царь скликает третью рат..^и)
И вед..т её к востоку, -
Сам не зная, быть ли проку. (А. Пушкин.)
Урок 28
Дата: 2019-02-19, просмотров: 612.