Сценарий урока I. Работа над каллиграфией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой


 

- Чем различаются слова? Чем похожи?


II. Актуализация опорных знаний.

- Какого рода могут быть слова-названия предметов? Какие окончания у слов мужского рода? Какие окончания у слов женско­го рода? А у среднего рода? Прочитайте историю К. Чуковского о маленьком мальчике. Что заметили? Есть ли ошибки в слово­употреблении? В чем лингвистический смысл этих ошибок? (Маль­чик заявил, что у него на папьце царап вместо царапины.) Что это означает? Чем первое слово отличается от слова «царапина»? (Во- первых, тем, что новое слово мужского рода, а не женского, а во-вторых, тем, что такого слова просто не существует. Маль­чик знает слово «царапина», но он думает (хотя и не знает тер­минов, конечно), что это слово можно изменять по родам, он так и говорит: «Это у Муси - царапина, а я мальчик! У меня - ца­рап!».) Какой можем сделать вывод? (Слово «царапина» женского рода и по родам не изменяется.) А другие слова-названия предме­тов (например, книга, мяч, окно) - изменяются по родам? (Слова- названия предметов бывают определенного рода, но они не изме­няются по родам.)

- Прочитайте вторую историю К. Чуковского. Есть ли такое слово - «черепах»? Почему же мальчик его употребил? (Он счита­ет, что слово «черепаха» изменяется по родам.) А вы как считаете? Слова-названия предметов изменяются по родам? (Не изменяются.)

III . Изучение нового материала. (Познавательные: исполь­зуют зиаково-символические средства для решения учебной зада­чи, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме; регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации.)

- Запишите предложение в упражнении 40. Поставьте сло­во «собака» во множественное число. Это вызовет изменение дру­гих слов? (Вызовет изменение других слов.)

1) Лаял[а] больш[ая] собак[а] (ед. ч., ж. р.).

2) Лаял[й] больш[йё] собак[й] (мн. ч.).

- А если в первом предложении слово «собака» заменить сло­вом «пес», это вызовет изменение других слов? (Вызовет.) Поче­му? (Слово «пес» - мужского рода.)

3) ЛаялРбольш|ой] песП (ед. ч., м. р.).

- Что изменилось в предложениях? (Окончания.)

- Для чего же в предложении нужны окончания? (Для связи слов между собой в предложении.)

- Прочитайте предложения вупражнении 41. Влияют ли слова друг на друга в предложении? Из чего это видно? (Из окончаний слов.) Что изменилось во втором предложении? (Изме­нилось число слова-названия предмета.)

- Запишите предложения друг над другом. Выделите у всех слов окончания. (1) Книг\а\лежал[а\. 2) Книг\й\лежал\~й\)

- Видно ли по окончаниям слов в первом предложении, что слова в нем женского рода? (Видно.) А по окончаниям слов во вто­ром предложении можно понять, какого они рода? (По окончаниям слов, стоящих во множественном числе, невозможно определить, какого рода слово, называющее предмет.)

- Прочитайте еще два предложения. Видно ли по окончаниям слов в третьем предложении, что это слова мужского рода? (Вид­но.) А по окончаниям слов в четвертом предложении можно по­нять, какого рода слова в предложении? (Нельзя.)

- Запишите эти предложения. Выделите у всех слов окончания. (3) Карандаш\ Iупал\ 1. 4) Карандаш\й\упал\й\.)

- Запишите в упражнении 42 со словами «кот», «кошка», «мяукал», «мяукала» предложения, состоящие из основ, так, чтобы они соответствовали схемам. Где надо, измените слова по числам.

1) КотЦ] мяукал О.                             3) Кот[ы] мяукал[й].

2) Кошк[а] мяукал[а].                        4) Кошк[й] мяукал[й].

Работа в печатной тетради: задание 24.

- Дана схема первого предложения. В схеме второго предло­жения предлог «с» надо подчеркнуть так же, как и слово «кле­нов», так как он входит в форму этого слова. К предлогу и слову- названию предмета задается единый вопрос. Обратите внимание на род главного слова-названия предмета в первом предложении и окончание слова-названия действия, на множественное число не­главного слова-названия предмета и окончание слова-названия при­знака, относящегося к данному слову. (Аналогично со вторым пред­ложением.)

IV. Итог.

Карточка I. Десят..(^и) градусов мороза, Снег в лесу голубоват, Солнце, алое, как роза, Покатилос..(ди) на закат. (В. Инбер.)

Карточка 2. Уже утомившийся ден..

Склонился в багряные воды.

Темнеют лазурные своды.

Прохладная стелется тен..(^и) . (В. Жуковский.)

Карточка 3. Снова восем.. дней проходит;

Люди в страхе дни проводят;

Петушок кричит опят.. (ди),

Царь скликает третью рат..^и)

И вед..т её к востоку, -

Сам не зная, быть ли проку. (А. Пушкин.)

Урок 28

Дата: 2019-02-19, просмотров: 603.